ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-181/17 от 16.08.2017 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело 12-181/2017

РЕШЕНИЕ

16 августа 2017 г. г. Керчь

Судья Керченского городского суда Республики Крым Кит М.В., рассмотрев жалобу Аджиаметова Икмета Рашидовича на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю от 14 июля 2017 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо заместитель начальника котлотурбинного цеха по котельному отделению филиала Акционерного общества «Крым ТЭЦ» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в котором просил признать его незаконным и отменить. В обоснование своих доводов ФИО1 указал, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами отдела надзора на море Восточного региона проведено рейдовое обследование водоохраной зоны Азовского моря на территории Нижне-Чурбашского хвостохранилища. ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФЕБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» был проведен отбор проб отходов, для установления класса опасности. Однако представители АО «КРЫМ ТЭЦ» не были поставлены в известность о проведении контрольных мероприятий по обследованию объекта хранения отходов золы (зольник) Филиала Общества Камыш-Бурунская ТЭЦ по адресу <адрес>, в ходе отбора проб также не присутствовали, поскольку не были уведомлены о таком отборе. Протоколы отбора проб, их анализа заявителю не предоставлялись согласно ст. 26.5. КоАП РФ. Согласно экспертного заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» от 26.04.2017г. , установлена возможность отнесения отходов золы к четвертому классу опасности, однако отнести к какому-либо виду, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, невозможно, в связи с отсутствием информации по принадлежности к определенному технологическому процессу в результате которого образовались отходы. 01.06.2017г., уже в рамках административного расследования, по поручении Отдела надзора, специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» вновь без уведомления и привлечения представителей АО «КРЫМ ТЭЦ» повторно произведен отбор проб отходов, находящихся в зольнике, Протоколы отбора проб, их анализа Заявителю не предоставлялись, согласно ст. 26.5 КоАП РФ. Согласно экспертного заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» от 16.06.2017г. установлена возможность отнесения отходов золы к четвертому классу опасности. Согласно письма ФГБУ «ФЦАО» от 21.06.2017г. произведен расчет класса опасности отхода ТЭЦ и установлено, что отходы, находящиеся в зольнике Камыш-Бурунской ТЭЦ соответствуют IV классу опасности. Выводы Экспертного заключения от 16.06.2017г. и письма ФГБУ «ФЦАО» от 21.06.2017г. положены в основу протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако Органом надзора на стадии административного расследования допущены грубые нарушения порядка назначения и проведения экспертизы, сбора доказательств, которые впоследствии взяты за основу при вынесении Протокола об административном правонарушении от 04.07.2017г. Заявитель был ограничен в праве на ознакомление с определением о назначении экспертизы, заявлять отвод эксперту, просить о привлечении в качестве эксперта указанных им лиц, присутствовать при отборе проб, ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта, ознакомиться с результатами анализа проб, предоставить свой анализ проб и т.д. Выводы Экспертного заключения являются такими, которые получены в нарушение требований закона. Данные незаконные действия, по мнению Заявителя, являются безусловным основанием для отмены оспариваемого Постановления.

Обследованный объект хранения отходов (зольник) введен в эксплуатацию в 1968 году, реконструирован в 1997 году. Указанный зольник использовался ГАЭК «Крымэнерго», ДП «Крымские генерирующие системы», а после 1999 года ГП «Крымские генерирующие системы» для размещения отходов - вплоть до 2004 года. В 2004 году целостный имущественный комплекс Камыш-Бурунская ТЭЦ принят в аренду ООО «КРЫМ ТЭЦ», правопреемником которого является на сегодняшний день АО «КРЫМ ТЭЦ». В связи с переводом Камыш-Бурунской ТЭЦ в 2004 году на природный газ, удаление золы в зольник с указанного года не производится. На сегодняшний день земельный участок, на котором располагается зольник, находится в аренде у АО «КРЫМ ТЭЦ» на основании Договора аренды от 02.10.2015г, заключенного с Администрацией <адрес>. Также Отдел надзора был поставлен в известность, что еще ДД.ММ.ГГГГ АО «КРЫМ ТЭЦ» в ООО «Аналитическая лаборатория экологического мониторинга» (<адрес>) получено заключение биотестирования отхода, располагающегося в зольнике Камыш-Бурунской ТЭЦ, согласно которого протестированная проба является нетоксичной. В соответствии с критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, данная проба отнесена к практически неопасным отходам - V класс опасности для окружающей среды. Отходы V класса опасности паспортизации и лицензированию не подлежат. Заявителем была пройдена процедура добровольной сертификации. На основании Сертификата соответствия № РОСС RU.AF91.H02047, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на даты отбора проб Отделом надзора и проведения контрольных мероприятий в зольнике не находились отходы, а находилась (и находится) Продукция Золы-уноса (мод. КУК-2 ГОСТ 25818-91), которая соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ 25818-91 Золы-уноса тепловых электростанций для бетонов. Данная продукция является частной собственностью АО «КРЫМ ТЭЦ». Учитывая данные обстоятельства, выводы Отдела надзора в части нарушения Обществом требований законодательства при обращении, хранении и пр. отходов не соответствуют фактическим обстоятельствам.

В части нарушений относительно обрушений дамбы и обваловки, отсутствия рвов, выявленных Отделом надзора в рамках рейдового обследования 10.03.2017г., заявитель указывает, что в ходе обследования объекта хранения отходов золы (зольник) Филиала Общества - Камыш-Бурунская ТЭЦ по адресу <адрес>, 10.03.2017г. установлено, что территория зольника не оборудована защитной дамбой, отсутствует ограждающий ров. Данные выводы не соответствуют действительности, вышеперечисленные сооружения имеют бермы, устойчивы, разрушений и оползней не имеют. Западная дамба, отделяющая первую и вторую секцию от третьей, отсыпана плотным суглинком со шлаком. Остальные дамбы отсыпаны битым ракушечником с песком, гравием и обломками известняка. Данные обстоятельства подтверждаются Актом осеннего осмотра золошлаконакопителя от 19.10.2016г., Актом весеннего осмотра золошлаконакопителя от 20.04.2016г. и информацией по фотоматериалам объекта Филиала АО «КРЫМ ТЭЦ» - КБ ТЭЦ - золошлаконакопитель и фотографиями. Сбросные каналы, ограждающие дамбу с северо-восточной и южной стороны от канала Чурбашенского хвостохранилища выполняют роль рва. Дренаж ограждающей дамбы выполнен из перфорированных асбестоцементных труб. Со стороны АО «КРЫМ ТЭЦ» постоянно проводился и проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, согласно анализов СЭС и ЦЛАТИ.

Указание Отделом надзора на то, что обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища является водным объектом рыбохозяйственного значения - не подтверждено в действительности. Не каждый водный объект, а лишь специально определенный уполномоченным органом и включенный в государственный рыбохозяйственный реестр может быть признан водным объектом рыбохозяйственного значения. Отделом надзора не были представлены документы, подтверждающие, что Чурбашенское хвостохранилище и обводной канал ЖРК являются водным объектом рыбохозяйственного значения. Тем более, что за обводной канал ЖРК филиал АО "Крым ТЭЦ" КБ ТЭЦ ответственности не несет. Обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища не является водным объектом, а является гидротехническим сооружением.

Кроме этого, согласно Акта от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Главным инженером Камыш-Бурунской ТЭЦ, установлено, что с января 2017 года по май 2017 года включительно на золоотвал сбрасывались условно-очищенные воды в количестве 59,72 тыс. м. куб., а не водные шламы, образовавшиеся после очистки котлов и тепломеханического оборудования, поскольку очистка оборудования не производилась в связи с его удовлетворительным состоянием. Также, согласно Актов обследования комиссией КБ ТЭЦ территории золошлаконакопителя за период 2016-2017 г.г., установлено, что состояние территории золошлаконакопителя удовлетворительное, без следов разрушения и нарушении растительности. Сточные воды предприятия относятся к нормативно-чистым возвратным водам, не требующим дополнительной очистки.

Считает, что отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании Аджиаметов И.Р. жалобу поддержал и просил удовлетворить ее в полном объеме.

Главный специалист-эксперт отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы, поддержала поданные письменные возражения по делу, и указала, что в соответствии с ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Управления не обязаны были уведомлять представителей АО «Крым ТЭЦ» о проведении контрольно-надзорных мероприятий на территории объекта размещения отходов. При проведении указанных мероприятий ими соблюдены требования Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ. Не может быть принят во внимание Протокол биотестирования отхода от ДД.ММ.ГГГГ, так как в нем указано место отбора пробы <адрес>, пгт Грэсовский, <адрес>, который не соответствует адресу нахождения объекта размещения отходов – зольника, расположенного по адресу <адрес>. На день вынесения постановления действовал Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 "Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения", зарегистрированный в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 4520, которым устанавливаются нормативы ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов. Те нормативы, на которые ссылается заявитель, применимы для морских водных объектов, на который и получено АО «Крым ТЭЦ» решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ. Обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища также является водным объектом, в котором обитают водные биоресурсы, заходящие туда из акватории Керченского пролива, и используемые для любительского рыболовства. Так как обводной канал не является морским объектом,

для него применяются другие нормативы ПДК загрязняющих веществ. Согласно представленных АО «Крым ТЭЦ» протоколов испытаний (измерений), в сточной воде имеются превышения загрязняющих веществ: сульфатов и хлоридов, в сравнении с ПДК рыбохозяйственных водоемов. АО «Крым ТЭЦ», являясь собственником объекта размещения отходов, после окончания эксплуатации объекта, не проводит контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно данных, представленных АО «Крым ТЭЦ» письмом от ДД.ММ.ГГГГ на определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объекте размещения отходов - зольнике, размещено 59,72 тыс. м3 шламов водных, образующихся при очистке оборудования ТЭС, ТЭЦ и котельных. Таким образом, информация о виде отходов, размещенных в зольнике, получена от АО «Крым ТЭЦ» и является достоверной. Акт, составленный ДД.ММ.ГГГГ и подписанный Главным инженером Камыш-Бурунской ТЭЦ, не может являться основанием для изменения вида отходов, так как Камыш-Бурунская ТЭЦ является филиалом АО «Крым ТЭЦ» без права юридического лица. Управление считает законным вынесенное в отношении ФИО1 постановление о назначении административного наказания, просит оставить его без изменения, а заявление ФИО1 без удовлетворения.

Выслушав пояснения заявителя, главного специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>ФИО2, исследовав письменные доказательства, считает, что в удовлетворении жалобы следует отказать.

ФИО1, заместитель начальника котлотурбинного цеха по котельному отделению филиала АО «Крым ТЭЦ» Камыш-Бурунская ТЭЦ, который в соответствии с приказом АО «Крым ТЭЦ» филиал Камыш-Бурунская г. «О назначении ответственных лиц за безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений» является ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования КБ ТЭЦ – золошлакоотвал, обязан обеспечивать безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических и организационно-распорядительных документов по технической эксплуатации.

Однако заместитель начальника котлотурбинного цеха по котельному отделению филиала АО «Крым ТЭЦ» Камыш-Бурунская ТЭЦ ФИО1 не обеспечил соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, допустил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления при эксплуатации объекта размещения отходов – зоошлакоотвала, чем нарушил требования ст.ст. 34, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. 12, ч.3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03", Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду".

За указанные нарушения он по постановлению старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 39 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляя эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно ч.3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.4 ст.12).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ специалистами отдела надзора на море Восточного региона Управления было проведено рейдовое обследование водоохраной зоны Азовского моря вдоль территории Нижне-Чурбашского хвостохранилища.

В ходе обследования объекта хранения отходов золы (зольник) Камыш- Бурунской ТЭЦ, который расположен в северной части обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища, на противолежащей от хвостохранилища стороне по адресу <адрес>, было установлено, что зольник расположен вдоль обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища приблизительно в 20 метрах. Территория зольника не оборудована защитной дамбой, также отсутствует и ограждающий ров. Замечен факт обвала стенок зольника.

По результатам проведения рейдового обследования составлен Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» был произведен отбор проб отходов золы, для установления класса опасности.

Согласно Экспертного заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена возможность отнесения отходов золы к четвертому классу опасности, однако отнести к какому-либо виду в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федерального каталога отходов» невозможно в связи с отсутствием информации по принадлежности к определенному технологическому процессу, в результате которого образовались отходы.

Из сведений, представленных ДД.ММ.ГГГГ АО «Крым ТЭЦ» следует, что обследуемый объект размещения отходов (зольник) введен в эксплуатацию в 1968 году, реконструирован в 1997 году. Использовался до 2004 года. В связи с переводом Камыш-Бурунской ТЭЦ в 2004 году на природный газ, удаление золы в зольник с указанного года не производится. Земельный участок, на котором располагается зольник, находится в аренде у АО «Крым ТЭЦ» на основании Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Администрацией <адрес> РК.

АО «Крым ТЭЦ» имеет паспорт места удаления отходов от 2009 года. Согласно указанного Паспорта в 2007 году на объекте размещения отходов - зольнике размещались отходы - водные шламы в объеме 8,1 тыс. м3. Удаление золошлака не производится в связи с переводом предприятия на газ.

Согласно раздела IV паспорта, объект размещения отходов: имеет постоянный дренажный сток; имеет обваловку по периметру; дренажные канавы отсутствуют; подъездные пути с твердым покрытием отсутствуют.

Согласно требований Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03":

2.5. разрешается складирование промышленных отходов вне производств территории - на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению;

3.7. при временном хранении отходов по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается;

4.20 для перехвата поверхностного стока в зоне складирования полигона предусматривается система нагорных канав и дождевая канализация, а для отвода фильтрата - дренажная система;

4.21 в проекте полигона по всему периметру зоны захоронения должны быть предусмотрены кольцевой канал и кольцевой вал высотой не менее 2 м;

4.22 не допускается попадание ливневых и талых вод с участков карт полигона, на которых захоронены токсичные отходы, на любую территорию, особенно используемую для хозяйственных целей. Сбор этих вод осуществляется на специальные карты - испарители внутри полигона;

4.23 для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт, грунты предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа уплотненными глинистыми, грунтобитумно-бетонными, асфальтобетонными, асфальтополимербетонными и другими материалами, имеющими санитарно- эпидемиологическое заключение.

Из акта рейдового обследования следует, что зафиксирован факт обвала стенок зольника, что может привести к попаданию загрязненных сточных вод (дождевых, талых) с территории зольника в акваторию открытого водного объекта - обводного канала АО «КБ ЖРК», с последующим попаданием в Керченский пролив Азовского моря.

Согласно раздела VI паспорта на объекте размещения отходов должен проводиться мониторинг за состояние окружающей среды:

- за качеством подземных вод (через одиночную скважину);

- за качеством поверхностных вод - ежемесячно в период работы станции;

- за качеством грунтов - не проводится;

- за качеством атмосферного воздуха - не проводится.

Согласно Отчета о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия в филиале АО «Крым ТЭЦ» Камыш-Бурунская ТЭЦ за 2016 год, представленного АО «Крым ТЭЦ» в Управление ДД.ММ.ГГГГ, на объекте размещения ведется мониторинг состояния окружающей среды за качеством воздуха, грунтов и сточных вод.

Согласно п. 6 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении, или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

АО «Крым ТЭЦ» подан отчет о результатах проведения мониторинга на объекте размещения отходов за 2016 год только ДД.ММ.ГГГГ, также в поданном отчете отсутствуют протоколы испытаний (измерений) сточной воды из золошлакоотвала за 2016 год.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Крым ТЭЦ» в ООО «Аналитическая лаборатория экологического мониторинга» (<адрес>) получено заключение биотестирования отхода, располагающегося в зольнике Камыш-Бурунской ТЭЦ. Согласно протокола биотестирования отхода от ДД.ММ.ГГГГ-П протестированная проба является нетоксичной без разбавления в соответствии с примененными методиками, данная проба отнесена к практически неопасным отходам (V класс опасности для окружающей среды).

ДД.ММ.ГГГГ АО «Крым ТЭЦ» получены Сертификат соответствия № РОСС RU.AГ91.Н02047 на продукцию Золы-уноса, которая соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ 25818-91 Золы-уноса тепловых электростанции для бетонов.

АО «Крым ТЭЦ» утверждает, что в зольнике находятся не отходы, а продукция Золы-уноса.

Однако в Протоколе биотестирования отхода от ДД.ММ.ГГГГ-П указано место отбора пробы: 295493, <адрес> пгт.Грэсовский, <адрес>. Данный адрес не соответствует адресу нахождения объекта размещения отходов - зольника, который находится по адресу <адрес>, Танкистов, 1а.

Согласно данных, представленных АО «Крым ТЭЦ» ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на объекте размещения отходов - зольнике, размещено 59,72 тыс. м3 шламов водных, образующихся при очистке оборудования ТЭС, ТЭЦ и котельных.

Также ДД.ММ.ГГГГ АО «Крым ТЭЦ» представлены копии протоколов испытаний (измерений) сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из представленных АО «Крым ТЭЦ» протоколов испытаний (измерений), в сточной воде имеются превышения загрязняющих веществ: сульфатов и хлоридов, в сравнении с ПДК рыбохозяйственных водоемов, утвержденных Приказом Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектов рыбохозяйственного значения», которые при попадании в водный объект могут привести к его загрязнению.

Согласно протоколу испытаний (измерений) сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ содержание загрязняющих веществ составило: сульфатов – 900 мг/дм? и хлоридов – 4562 мг/дм?. Согласно протоколу испытаний (измерений) сточной воды от ДД.ММ.ГГГГ содержание загрязняющих веществ составило: сульфатов – 1000 мг/дм? и хлоридов – 10574 мг/дм?.

На дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности должностным лицом отдела на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> применялся Приказ Минсельхоза России от 13.12.2016 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», зарегистрированный в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N45203, в связи с тем, что Приказ Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» утратил силу ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Приказа Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ. нормативы ПДК загрязняющих веществ для рыбохозяйственных водоемов составляют: сульфатов - 100 мг/дм3 и хлоридов - 300 мг/дм3; для морских акваторий: сульфатов - 3500 мг/дм3 и хлоридов - 11900 мг/дм3.

Согласно представленных Обществом возражений на привлечение к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Крым ТЭЦ» получено Решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлено максимальное количество загрязняющих веществ в сточных водах: сульфатов - 3500 мг/дм3 и хлоридов - 11900 мг/дм3.

Однако данные нормативы применимы для морских водных объектов, на который и получено АО «Крым ТЭЦ» решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ. Обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища также является водным объектом.

Согласно ч.3 ст. 17 Федерального закона №166-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

В обводном канале Нижне-Чурбашского хвостохранилища обитают водные биоресурсы, которые заходят туда из акватории Керченского пролива, и используются для любительского рыболовства.

Так как обводной канал не является морским объектом, для него применяются другие нормативы ПДК загрязняющих веществ, которые составляют: сульфатов - 100 мг/дм3 и хлоридов - 300 мг/дм3. Таким образом, установлено, что согласно представленных АО «Крым ТЭЦ» протоколов испытаний (измерений), в сточной воде имеются превышения загрязняющих веществ: сульфатов и хлоридов, в сравнении с ПДК рыбохозяйственных водоемов.

АО «Крым ТЭЦ», являясь собственником объекта размещения отходов, в нарушении ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ, после окончания эксплуатации объекта не проводит контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ <адрес> был повторно произведен отбор проб отходов, находящихся в зольнике по адресу <адрес>.

Согласно Экспертного заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлена возможность отнесения отходов золы к четвертому классу опасности.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно п. 3 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Из письма Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный Центр Анализа и Оценки техногенного воздействия» (далее - ФГБУ «ФЦАО») от ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет класса опасности отхода ТЭЦ. По результатам анализа протоколов испытаний (измерений) ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, ФГБУ «ФЦАО» установлено, что отходы, находящиеся в зольнике Камыш-Бурунской ТЭЦ соответствуют IV классу опасности для окружающей среды.

Согласно п. 4 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт отходов I - IV классов опасности составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

В соответствии с п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на отходы 1 - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В соответствии с п. 10 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на отходы, включенные в федеральный классификационный каталог отходов в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, индивидуальные предприниматели и юридические лица оформляют паспорт в порядке, установленном пунктом 7 настоящих Правил.

Паспорт на отходы, находящиеся в зольнике филиала АО «Крым ТЭЦ» Камыш-Бурунская ТЭЦ, в нарушение требований законодательства не разработан.

Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

АО «Крым ТЭЦ» в нарушение требований законодательства, не имеет г на осуществление деятельности по размещению отходов IV класса опасности.

Согласно ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований ; фототаблицей к Акту ; материалами Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный Центр Анализа и Оценки техногенного воздействия» по определению класса опасности отхода ТЭЦ «Золошлаковая смесь от сжигания углей», образующихся на АО «Крымтеплоэлектроцентраль»; приказом начальника Камыш-Бурунской ТЭЦ от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1, заместитель начальника котлотурбинного цеха по котельному отделению, был назначен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений и гидромеханического оборудования КБ ТЭЦ: за золошлакоотвал; должностной инструкцией заместителя начальника котлотурбинного цеха по котельному отделению; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Не соглашается суд с доводом заявителя, что представители АО «Крым ТЭЦ» не были поставлены в известность о проведении контрольных мероприятий по обследованию хранения отходов золы (зольник) Филиала Общества Камыш-Бурунская ТЭЦ по адресу <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных преедпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся:

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

2) административные обследования объектов земельных отношений;

7) наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом;

8) другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами.

Следовательно сотрудники Управления не обязаны были уведомлять представителей АО «Крым ТЭЦ» о проведении контрольно-надзорных мероприятий на территории объекта размещения отходов.

Заявитель также ссылается, что Росприроднадзором не были соблюдены требования к назначению и проведению экспертизы. Однако судья с указанными доводами заявителя не соглашается.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности», зарегистрированным в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 40331, утвержден Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности.

Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок) устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее - территориальные органы Росприроднадзора).

Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается:

- на основании сведений, содержащихся в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 792 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N 22313);

- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Пунктом 14 данного Порядка установлено, что для принятия решения о соответствии отнесения вида отходов к конкретному классу опасности территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней с даты поступления материалов хозяйствующего субъекта направляет материалы хозяйствующего субъекта в федеральное бюджетное учреждение "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФБУ "ФЦАО"), которое, с участием федерального государственного бюджетного учреждения "Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем" (далее - ФГБУ "УралНИИЭкология"), осуществляет проверку материалов хозяйствующего субъекта.

Результаты отбора проб отходов, полученные от аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>, были направлены госинспектором Управления в ФГБУ "ФЦАО" - как в независимую организацию, для уточнения класса опасности отходов.

Нарушений допущено не было.

Судья соглашается с тем, что Отделом надзора не был принят во внимание Протокол биотестирования отхода от ДД.ММ.ГГГГ-П.

Форма Протокола биотестирования содержит следующие данные: заказчик (предприятие); юридический адрес; место отбора пробы. Однако как место отбора пробы в протоке указано: 295493, <адрес>, пгт. Грэсовский, <адрес>. Данный адрес не соответствует адресу нахождения объекта размещения отходов - зольника, который находится по адресу <адрес>. Соответственно данный Протокол биотестирования нельзя применять к объекту размещения отходов, находящемуся в <адрес>.

Таким образом, материалами дела подтверждается событие и состав вменяемого должностному лицу ФИО1 административного правонарушения.

Выводы должностного лица Отдела надзора о наличии события и состава административного правонарушения основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ сомнений у суда не вызывает.

Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения.

Оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 29.10, ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р е ш и л :

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения

Судья – Кит М.В.