Дело № 12-181/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Свердловского районного суда г. Перми Артемова О.А.,
при секретаре судебного заседания Мерзляковой М.Д.,
с участием ФИО1, его защитника Кандаковой Л.В.,
представителя административного органа –ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении административного наказания и привлечении должностного лица- -ДОЛЖНОСТЬ- ОАО «МРСК Урала» -«Пермэнерго» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№-адм в отношении должностного лица -ДОЛЖНОСТЬ- ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» ФИО1 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере -ФИО4-
На данное постановление ФИО1 подал жалобу. В жалобе просит отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ и прекратить производство в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям. Вывод антимонопольного органа о том, что ОАО «МРСК Урала» обязано обеспечить техническую возможность увеличения мощности энергопринимающих устройств -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ПС 35/10/6 кВ «Первомайская» путем проведения ее реконструкции до момента ее окончательного демонтажа и перевода нагрузок -ОРГАНИЗАЦИЯ- на более мощный новый центр питания- ПС 110/10/6 кВ является ошибочным. Инвестиционная программа развития электросетей ОАО «МРСК Урала» на ДД.ММ.ГГГГ утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В инвестиционной программе соответствующих мероприятий по снятию ограничений на ПС «Первомайская» не предусмотрено. На момент поступления заявки от -ОРГАНИЗАЦИЯ- в утвержденной инвестиционной программе отсутствовали мероприятия по реконструкции ПС «Первомайская» или по снятию ограничений путем строительства новой подстанции. У должностного лица ОАО «МРСК Урала» отсутствовала возможность определения технического решения по технологическому присоединению объекта Заявителя (увеличению мощности) путем проведения реконструкции ПС «Первомайская», поскольку объект отсутствовал в инвестиционной программе. Должностное лицо при подготовке технического решения руководствовалось, утвержденной инвестиционной программой ОАО «МРСК Урала» и сроками, указанными -ОРГАНИЗАЦИЯ- в заявке. С целью увеличения мощности с 200 кВт до 1 000 кВт было подготовлено единственное возможное техническое решение о переподключении объекта -ОРГАНИЗАЦИЯ- с ПС «Первомайская» на ПС «Дорожная». Подготовлен договор № на технологическое присоединение с техническими условиями № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с условиями договора сетевая организация осуществляет изменение схемы подключения объекта Заявителя –присоединение дополнительной максимальной мощности предполагается от ПС «Дорожная», которая не является закрытым центром питания на момент обращения Заявителя и технологическое присоединение к которой возможно осуществить с соблюдением сроков, установленных действующим законодательством. Так же ошибочен вывод антимонопольного органа о том, что ОАО «МРСК Урала» навязывало -ОРГАНИЗАЦИЯ- самостоятельный демонтаж существующего подключения от ПС «Первомайская» как уменьшение количества объектов электросетевого хозяйства -ОРГАНИЗАЦИЯ- Предложенный техническими условиями вариант увеличения мощности подразумевал «демонтаж существующего подключения» от ПС «Первомайская», то есть предусматривается лишь размыкание контактов на опоре, принадлежащей ОАО «МРСК Урала». Демонтаж ВЛ-6кВ, уменьшение количества объектов электросетевого хозяйства -ОРГАНИЗАЦИЯ- не происходит. После получения проекта договора -ОРГАНИЗАЦИЯ- не обращался с мотивированным отказом от подписания проекта договора, с требованием об изменении, указанных в заявке условий технологического присоединения, сроков присоединения. Не установлены все элементы административного правонарушения. Нарушений п. 16,19 Правил технологического присоединения со стороны должностного лица не было допущено.
В судебном заседании ФИО1 настаивает на доводах жалобы.
Защитник Кандакова Л.В. поддерживает доводы жалобы.
Представитель административного органа ФИО2 в судебном заседании выразил несогласие с доводами жалобы. Просит постановление оставить в силе.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения суд не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21. КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
Делая вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, должностное лицо антимонопольного органа указало на нарушение положений п.п. 16, 19 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения) утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 при осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства -ОРГАНИЗАЦИЯ- выразившееся в нарушении порядка определения существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства -ОРГАНИЗАЦИЯ- а именно в «ВЛЭП 6кВ от опоры № фидер 6кВ <адрес> ПС Первомайская 252 м на ж/б опорах с трансформаторными подстанциями КТП-00734 и КТП -00781» расположенными по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что -ОРГАНИЗАЦИЯ- обратилось в ОАО «МРСК Урала» с заявлением об увеличение мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств на подстанциях КТП-00734 и КТП -00781, расположенных по адресу: <адрес>. В заявке просит увеличить мощность ранее присоединенных объектов до 1000кВт, при этом вновь присоединяемая мощность составляет 800 кВт, ранее присоединенная максимальная мощности составляла 200кВт.
По заявке -ОРГАНИЗАЦИЯ-ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Урала» выдало пакет документов: технические условия, проект договора № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно техническим условиям № от ДД.ММ.ГГГГ на ООО «Урал Девелопмент» возлагается обязанность по осуществлению демонтажа существующего подключения ТП-00734 и ТП-00781 от ПС 35/10/6 кВ Первомайская (п. 11.2 технический условий).
Из договора № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям следует, что осуществление мероприятий по технологическому присоединению повлечет изменение схемы внешнего электроснабжения.
ОАО «МРСК Урала» утверждает, что увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств по существующей схеме возможно в случае осуществления реконструкции ПС35/10/6/6 кВ Первомайская (замена силовых трансформаторов на более мощные). Инвестиционная программа развития электросетей ОАО «МРСК Урала» ДД.ММ.ГГГГ утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ в данной программе отсутствуют мероприятия по реконструкции ПС «Первомайская» или по снятию ограничений путем строительства новой подстанции. В связи с чем у должностного лица отсутствовала техническая возможность исполнить заявку об увеличении мощности на ПС «Первомайская», поэтому было предложено переключить объект -ОРГАНИЗАЦИЯ- с ПС «Первомайская» на ПС «Дорожная». В связи с чем был разработан договор и технические условия № от ДД.ММ.ГГГГ.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов. При этом противоправные действия должны быть выражены в:
- противоречии указанных в предложенном потребителю для заключения проекте договора технических условий установленным действующим законодательством требованиям;
- нарушении законодательно установленных сроков представления такого проекта;
- отказе в заключении указанного договора без наличия предусмотренных законодательством к этому оснований.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из ч. 4 ст. 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу ч. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством РФ, ничтожны.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861). Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в п. 16 Правил № 861.
На основании п. 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В силу пунктов 3 и 6 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил технологического присоединения договор должен содержать следующие существенные условия: перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению.
Положения абзаца 2 пункта 19 Правил технологического присоединения запрещают навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные указанными Правилами.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), расходы сетевой организации, связанные с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, которые связаны с технологическим присоединением и не учтены в инвестиционной программе, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 32 Основ ценообразования установлено, что при определении источника возмещения инвестиционных затрат сетевых организаций инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе с развитием связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, расходов на реконструкцию линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств и установку компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также расходы на установку на принадлежащих сетевой организации объектах электросетевого хозяйства устройств компенсации и регулирования реактивной мощности и иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии, включаются в цену (тариф) на услуги по передаче электрической энергии на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы сетевой организации.
В соответствии с п. 8 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29 августа 2017 года № 1135/17 (зарегистрирован Минюстом России 19.10.2017, регистрационный N 48609) инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами Единой национальной (общероссийской) электрической сети, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, за исключением случаев технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, отнесенным к ЕНЭС, при которых в состав платы за технологическое присоединение также включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами расходы сетевых организаций, связанные с развитием существующей инфраструктуры (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики), не включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту) и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
ОАО «МРСК Урала» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Судом установлено, что ОАО «МРСК Урала» в установленный срок направил оферту - типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия, как неотъемлемую часть договора, что не оспаривается.
Разделом 11 Технических условий для присоединения к электрическим сетям от 16 апреля 2018 года установлено, что заявитель осуществляет разработку проекта электоснабжения объекта с учетом технических мероприятий по обеспечению качества электроэнергии (пункт 11.1); заявитель обязан демонтировать существующее подключение ТП-00734 и ТП-00781 от ПС 35/10/6 кВ Первомайская (п.11.2); существующие ТП-00734 и ТП-00781 переключить на опору (устанавливает филиал «Пермэнерго» по п. 10.2) по схеме электроснабжения (п. 11.3).
В разделе 3 договора № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям направленным в адрес -ОРГАНИЗАЦИЯ- установлен размер платы за технологическое присоединение в размере -ФИО5-. и предусмотрен порядок оплаты заявителем денежных средства.
На сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличения сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). Подпунктом "б" пункта 25, подпунктом "б" пункта 25.1 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей. В силу п. 2 статьи 23.3 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование технических условий о демонтаже существующего подключения ТП-00734 и ТП-00781 от ПС 35/10/6 кВ Первомайская и переключение на опору на основании измененной схемы электроснабжения противоречит положениям абзаца 2 пункта 19 Правил технологического присоединения. -ОРГАНИЗАЦИЯ- подана заявка на увеличение мощности, ОАО «МРСК Урала» в договоре и технических условиях указывает на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя с изменением схемы подключения, возложением на заявителя обязанности по демонтажу и оплате за технологическое присоединение.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ его виновность, подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении, в том числе: заявкой -ОРГАНИЗАЦИЯ- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№-адм составленным в соответствии с КоАП РФ; приказом о приеме на работу; трудовым договором; положением об управлении технологического присоединения; договором № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; техническим условиям № от ДД.ММ.ГГГГ; и другими материалами.
Указанные доказательства относимы, допустимы и достоверны, соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивированы и подробно изложены в постановлении. Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
ФИО1, являясь начальником управления технологического присоединения и перспективного развития филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» обязан соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что ФИО1, допустил нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, должностное лицо УФАС пришло к правильному выводу о наличии в действиях начальника управления технологического присоединения и перспективного развития филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго» ФИО1, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Приведенные ФИО1 в жалобе доводы были предметом проверки и оценки должностного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили правильную оценку.
Должностным лицом сделан вывод, что -ОРГАНИЗАЦИЯ- обратилось в ОАО «МРСК Урала» не с целью изменения схемы электроснабжения, а с целью увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, следовательно, ОАО «МРСК Урала» обязано обеспечить техническую возможность увеличения мощности энергопринимающих устройств -ОРГАНИЗАЦИЯ- от ПС 35/10/6 кВ Первомайская (путем реконструкции подстанции) до момента ее окончательного демонтажа и перевода нагрузок -ОРГАНИЗАЦИЯ- на более мощный центр питания- ПС 110/10/6 кВ. ОАО «МРСК Урала» не предприняло мер по обеспечению указанной реконструкции, но и навязало вид осуществления технологического присоединения: изменение внешней схемы электроснабжения вместо увеличения ранее присоединенной мощности, что свидетельствует о навязывании -ОРГАНИЗАЦИЯ- невыгодных условий договора.
Довод ОАО «МРСК Урала» о том, что в при отсутствии технической возможности увеличения мощности, единственным правильным решением в данной ситуации было предложение о техническом присоединении к иной подстанции не нашел своего подтверждения в материалах дела, кроме того, письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что технологическое присоединение объекта -ОРГАНИЗАЦИЯ- к ПС Первомайская будет возможно после проведения реконструкции подстанции Сетевой организацией с заменой силовых трансформаторов на более мощные.
При этом под "навязыванием невыгодных контрагенту условий договора" следует понимать и направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.
При этом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии непреодолимых препятствий, которые мешали должностному лицу соблюсти правила технологического присоединения к электрическим сетям.
Оснований для переоценки установленных должностным лицом при рассмотрении дела обстоятельств, к чему сводятся доводы жалобы, не имеется. Постановление принято должностным лицом УФАС в пределах предоставленных полномочий и соответствует материалам дела.
Иные доводы жалобы не влекут отмену или изменение постановления должностного лица в отношении ФИО1
Наказание ФИО1 назначено минимальное в пределах санкции ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления, вынесенного должностным лицом УФАС по <адрес>, в отношении ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№-адм о назначении административного наказания и привлечении должностного лица- -ДОЛЖНОСТЬ- ОАО «МРСК Урала» -«Пермэнерго» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение в течение 10 суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья. Подпись
Копия верна
Судья О.А. Артёмова