ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-181/19 от 15.08.2019 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0034-01-2019-001905-22

РЕШЕНИЕ

15 августа 2019 года г. Иркутск

Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Заблоцкая М.Н., с участием ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя ДНТ «Ангара 3» ФИО1 на постановление Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории Ленинского района г.Иркутска от 16.05.2019 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области»,

УСТАНОВИЛ:

16 мая 2019 года Административной комиссией, осуществляющей деятельность на территории Ленинского района г. Иркутска вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области» в отношении ФИО1, которым назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, указав в ее обоснование, что считает его неправомерным. 17.01.2019 им было подано заявление на составление договора по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «РТ-НЭО Иркутск». Данное заявление находится в работе. 24.04.2019 в Комитет по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска было направлено заявление о создании реестра и определения мест накопления твердых коммунальных отходов. Считает, что на момент вынесения постановления административной комиссией им были выполнены все действия по заключению договора.

Просил отменить постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории Ленинского района г. Иркутска.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, пояснил, что у ДНТ 30.03.2018 был заключен договора с ООО «Сах» на вывоз ТКО (твердые коммунальные отходы). На территории ДНТ имеются контейнерные площадки, с которых вывозился мусор. 9.04.2019 ему стало известно о том, что вывозом мусора будет заниматься ООО «РТ-НЭО Иркутск» и договор должен быть заключен с данной организацией. Для заключения договора им были представлены учредительные документы и иные документы. После чего, в апреле 2019 были получены два подписанных ООО «РТ-НЭО Иркутск» договора, которые ему необходимо было подписать. Дополнительное соглашение к договору было составлено ООО «РТ-НЭО Иркутск» только 31 мая 2019 года.

14.08.2019 им был подписан договор и дополнительное соглашение с ООО «РТ-НЭО Иркутск».

Также указал, что в январе-марте 2019 ТКО с территории ДНТ вывозил ООО «Сах». В апреле 2019 в Администрации г.Иркутска были получены 4 талона на утилизацию мусора. Мусор ООО «РТ-НЭО Иркутск» стало вывозить с мая 2019 года.

Представитель Административного органа - ФИО2, действующий на основании доверенности от 18.01.2019, суду пояснил, что в апреле каждого года организации должны представлять договора на вывоз ТКО. С 1.01.2019 региональным оператором, ответственным за вывоз ТКО, является ООО «РТ-НЭО Иркутск», который в свою очередь заключает договора со всеми организациями, гражданами на вывоз мусора. Действие договоров с иными организациями на вывоз мусора прекратили своё действие.

На момент составления административного протокола отсутствовала информация о заключении ДНТ «Ангара 3» договора с региональным оператором, в связи с чем, был составлен административный протокол. Также пояснил, что региональный оператор направлял предложение для заключения договора с организациями на вывоз ТКО. Договор регионального оператора является публичной офертой и заключается со всеми потребителями с 17.01.2019, по имеющимся на тот момент данным у регионального оператора. Региональный оператор оповещал всех потребителей о том, что необходимо обратиться к региональному оператору непосредственно (либо через личный кабинет) для корректировки данных и подписания дополнительного соглашения к договору, которое распространяет своё действие с 1.01.2019 года.

Выслушав ФИО1, представителя административного органа, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В силу ч.2 ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления» под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области» установлена административная ответственность за несоблюдение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных органами местного самоуправления, выразившееся в несоблюдении предусмотренных данными правилами мероприятий по содержанию территории, а также по размещению объектов благоустройства, не повлекшее нарушения правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Решением Думы г.Иркутска от 25.12.2008 № 004-20-560950/8 утверждены Правила благоустройства и содержания территории в г. Иркутске.

В соответствии с п. 1 ст. 88 «Правил благоустройства территории г. Иркутска», утвержденных решением Думы г. Иркутска от 25.12.2008 № 004-20-560950/8, отходы производства и потребления подлежат накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для населения и окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Потребители обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми и жидкими (в случае отсутствия централизованной канализации) коммунальными отходами с организацией, наделенной в соответствии с законодательством правом заключения такого договора (п. 2 ст. 88 указанных Правил).

Несоблюдение указанных Правил благоустройства влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области».

Порядок заключения договора на обращение с твердыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила).

Так, согласно п.8(4) Правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил (п.8(17)).

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5)-8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как усматривается из постановления административной комиссии, 09.04.2019, в 11 час. 04 мин. по адресу – <адрес>, установлено несоблюдение Правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных органами местного самоуправления, выразившееся в нарушении п.п. 1, 2 ст. 88 «Правил благоустройства территории г. Иркутска», утвержденных решением Думы г. Иркутска 25.12.2008 № 004-20-560950/8, а именно председатель ДНТ «Ангара 3» ФИО1 не заключил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с организацией, наделенной в соответствии с законодательством правом заключения такого договора.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении председателя ДНТ «Ангара 3» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области».

В судебном заседании установлено, что заявка на заключение договора с региональным оператором в установленный Правилами срок не была направлена. Фактически договор, как пояснил в судебном заседании ФИО1, подписан и направлен оператору - 14.08.2019 г.

О том, что договор с региональным оператором на вывоз ТКО не был заключен до 9.04.2019 подтверждается и тем, что информация об образовании отходов на 2019 год была получена в Администрации Ленинского района г.Иркутска для представления указанных сведений в ООО «РТ-НЭО Иркутска» только 9.04.2019 г. Кроме того, полученные экземпляры договоров не подписывались ФИО1, так как он был не согласен с отдельными условиями договора, а за их урегулированием обратился к региональному оператору только 13.08.2019 г.

Вина ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.04.2019, а так же иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что на момент вынесения постановления административной комиссией им были выполнены все действия по заключению договора, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела и установленными в судебном заседании обстоятельствами.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению требований законодательства по соблюдению Правил благоустройства, в материалах дела не имеется, заявителем не представлено документов, свидетельствующих о принятии всех необходимых мер для заключения договора.

То обстоятельство, что 24.04.2019 в Комитет по управлению Ленинским округом администрации г. Иркутска было направлено заявление о создании реестра и определения места накопления твердых коммунальных отходов, не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, поскольку данное заявление было направлено после составления протокола об административном правонарушении от 09.04.2019.

Доказательств, подтверждающих тот факт, что 17.01.2019 им было подано заявка на заключение договора с ООО «РТ-НЭО Иркутск» и она находится в работе, ФИО1 не представлено.

Проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу, что они не нашли своего подтверждения. Каких-либо иных обоснованных доводов, направленных на отмену оспариваемого постановления, жалоба не содержит.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области», которым установлена административная ответственность за несоблюдение Правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных органами местного самоуправления, выразившееся в несоблюдении предусмотренных данными правилами мероприятий по содержанию территории, а также по размещению объектов благоустройства, не повлекшее нарушения правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В ходе производства по делу для ФИО1 были созданы все условия для реализации своих прав, его право на защиту нарушено не было.

Все доказательства, которые были исследованы комиссией, достаточны для рассмотрения дела по существу, им дана правильная оценка. Нарушений процессуальных прав ФИО1 судом не установлено.

Постановление Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории Ленинского района г. Иркутска от 16.05.2019 соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении постановления и назначении наказания ФИО1 административная комиссия учла общие правила назначения административного наказания, характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств и назначила минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области».

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части назначенного административного наказания.

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 N 316-ФЗ, вступившим в действие с 04 июля 2016 года, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение, как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как следует из материалов дела, ФИО1 ранее к административной ответственности не привлекался, другими сведениями суд не располагает, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.

Согласно п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая изложенное, обстоятельства, характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным заменить назначенное ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа предупреждением.

При таких обстоятельствах постановление Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории Ленинского района г. Иркутска от 16.05.2019 подлежит изменению путем замены назначенного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории Ленинского района г. Иркутска от 16.05.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 2 Закона Иркутской области № 173-оз от 30 декабря 2014 года «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территории муниципальных образований Иркутской области» в отношении должностного лица ФИО1 изменить.

Назначенное ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей заменить предупреждением. В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток с момента его получения.

Судья М.Н. Заблоцкая