ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-181/20 от 16.11.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело №12-181/2020

№ 72-311/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 16 ноября 2020 г.

Судья Курганского областного суда Дьяченко Ю.Л., рассмотрев жалобу Осокина Владимира Валерьевича на постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 9 июля 2020 г., решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 27 августа 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Осокина Владимира Валерьевича, родившегося <...> в д. <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, на момент совершения правонарушения работавшего Главой Шадринского района Курганской области,

УСТАНОВИЛ:

постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области Г.С.А. от 9 июля 2020 г. Осокин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 27 августа 2020 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Осокина В.В. – без удовлетворения.

В жалобе в Курганский областной суд Осокин В.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что средства софинансирования были предусмотрены бюджетом района и освоены при ремонте школ, в связи с чем выражает несогласие с выводом судьи о том, что в бюджет Шадринского района на 2019 г. не включено бюджетное ассигнование на финансовое обеспечение реализации мероприятий по капитальному ремонту объектов образования в размере не менее 0,1 % от объема предоставленных субсидий. Указывает, что действующее законодательство не устанавливает обязательных требований к способу отражения данных бюджетных ассигнований в бюджете (отдельной строкой или в группе с иными расходами). Полагает, что судья, указав в решении на то, что софинансирование расходных обязательств должно быть отражено в отдельной графе бюджета, вышел за пределы своих полномочий. Кроме того, ссылаясь на то, что данное правонарушение не причинило какого-либо вреда обществу в целом и муниципальному образованию, не повлекло тяжких последствий для экономики, бюджета и системы управления муниципального района, факт нецелевого расходования средств субсидии не установлен, полагает ошибочным вывод судьи о том, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Осокин В.В. на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте ее рассмотрения извещен, что подтверждается телефонограммой, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело без участия Осокина В.В., поскольку он надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения жалобы и оснований для признания обязательным его участия при рассмотрении жалобы не имеется.

Проверив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Финансового управления Курганской области от 16 января 2020 г. № 3 в Управлении образования Администрации Шадринского района Курганской области специалистами контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района за 2019 г.

В ходе проведения проверки установлено, что Законом Курганской области от 27 декабря 2018 г. № 163 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на реализацию государственной программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики», подпрограммы «Развитие общего образования», утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 21 января 2016 г. № 9, постановлением Правительства Курганской области от 17 мая 2019 г. № 145 «О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на развитие муниципальной системы образования в 2019 году» бюджету Шадринского района предусмотрены межбюджетные трансферты из областного бюджета в виде субсидии на развитие муниципальной системы образования в сумме 3848563 руб. (КБК ), в том числе: МКОУ «Маслянская средняя общеобразовательная школа имени К.Д. Носилова Шадринского района Курганской области» - в сумме 848563 руб., МКОУ «Мальцевская средняя общеобразовательная школа имени Т.С. Мальцева Шадринского района Курганской области» - в сумме 3000000 руб.

В нарушение Порядка предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на развитие муниципальной системы образования», утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 25 августа 2015 г. № 273, в решении Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 «О бюджете Шадринского района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» не предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение реализации мероприятий в размере не менее 0,1 % предоставляемой субсидии.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Осокина В.В., который на основании решения Шадринской районной Думы от 14 декабря 2017 г. № 57 с 14 декабря 2017 г. вступил в должность главы Шадринского района и на момент совершения административного правонарушения осуществлял свои полномочия в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 34 Устава муниципального образования Шадринский район Курганской области, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Осокиным В.В. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № 06-07/11 от 25 июня 2020 г., актом проверки от 24 марта 2020 г., соглашением от 22 мая 2019 г. № 11, дополнительными соглашениями от 8 июля 2019 г. № 11/1, от 1 августа 2019 г. № 11/2 и иными доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы Осокина В.В. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что средства софинансирования ремонта указанных в соглашении МКОУ «Маслянская СОШ» и МКОУ «Мальцевская СОШ» были предусмотрены бюджетом Шадринского района на 2019 г., хотя и не отдельной строкой, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых актов и основаны на неверном толковании норм материального права.

Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона Курганской области от 28 декабря 2007 г. № 326 «О бюджетном процессе в Курганской области» условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Порядок предоставления и распределения субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на развитие муниципальной системы образования, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 25 августа 2015 г. № 273 (далее – Порядок).

Согласно подпункту 2 пункта 5 указанного Порядка одним из условий предоставления субсидии является наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации мероприятий в размере не менее 0,1 процента предоставляемой субсидии.

В соответствии с пунктами 4 и 8 указанного Порядка вместе с заявкой о предоставлении субсидий органы местного самоуправления должны представлять в Департамент образования и науки Курганской области, в том числе заверенную в установленном порядке выписку из решений органов местного самоуправления муниципальных образований о местном бюджете, подтверждающих наличие расходных обязательств органов местного самоуправления по осуществлению софинансирования мероприятий в соответствии с планируемыми видами работ, и размер средств бюджета муниципального образования, выделяемых на осуществление софинансирования расходов на реализацию указанных мероприятий, должен быть отражен в соглашении, заключаемом между указанным Департаментом и органом местного самоуправления.

Как следует из акта проверки (л.д. 79-103), Ведомственной структуры расходов бюджета Шадринского района на 2019 г. – приложения № 3 к решению Шадринской районной Думы от 19 декабря 2019 г. № 21 «О внесении изменений и дополнений в решение Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 «О бюджете Шадринского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (л.д.106-121), а также соглашения от 22 мая 2019 г. № 11 и дополнительных соглашений от 8 июля 2019 г. № 11/1 и от 1 августа 2019 г. № 11/2 (л.д. 121-123, 124, 125), подписанных от имени муниципального образования Осокиным В.В., в соглашении о направлении в 2019 г. субсидий из бюджета Курганской области на осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов образования МКОУ «Маслянская СОШ» и МКОУ «Мальцевская СОШ» отсутствует условие о размере средств бюджета района, выделяемых на осуществление софинансирования расходов на реализацию соответствующих мероприятий и заключено без наличия в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации комплекса мероприятий в размере не менее 0,1 процента предоставляемой субсидии, а согласно Ведомственной структуры расходов бюджета Шадринского района на 2019 г. в ней предусмотрены расходы в сумме 3 849 тыс. руб. за счет средств субсидии на развитие муниципальной системы образования (МКОУ «Маслянская СОШ»), вместе с тем статья расходов о софинансировании данных расходов муниципальным образованием отсутствует.

Данные обстоятельства подтверждают, что Главой Шадринского района Осокиным В.В. допущено нарушение Порядка предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на развитие муниципальной системы образования.

Тот факт, что в Соглашении, заключенном между Департаментом образования и науки Курганской области и муниципальным образованием «Шадринский район» не указано обязательное условие о софинасировании расходов на реализацию соответствующих мероприятий не свидетельствует о том, что данное условие не должно соблюдаться и при расходовании муниципальным образованием субсидий из областного бюджета.

Таким образом, вывод должностного лица и судьи районного суда о том, что в действиях Осокина В.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного Осокиным В.В. административного правонарушения были тщательно проверены судьей районного суда в ходе рассмотрения жалобы на постановление должностного лица и обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в судебном акте, не согласиться с которыми вопреки доводам жалобы оснований не имеется.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Таким образом, Осокин В.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении его к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Осокину В.В. в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебного решения, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения обжалуемых постановления должностного лица, решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 9 июля 2020 г., решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 27 августа 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Осокина Владимира Валерьевича, оставить без изменения, жалобу Осокина Владимира Валерьевича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья Ю.Л. Дьяченко