дело № 12-181/2016
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Поповой О.К., рассмотрев 03 августа 2016 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе ООО «Биоэнергетическая компания» на постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2016 года, которым
признано общество с ограниченной ответственностью «Биоэнергетическая копания» (ИНН ...) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей,
установил:
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2016 года ООО «Биоэнергетическая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Биоэнергетическая копания» обратилось в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просило постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь также на незаконность проведения проверки.
Выслушав защитника ООО «Биоэнергетическая компания» ФИО1, изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для отмены обжалуемого постановления суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 3 Федерального Закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасность - презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 4 указанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы: поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Статьёй 34 вышеуказанного Закона установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и
ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями статьи 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.
Согласно статье 12 Федерального Закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих; веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №183 от 02 марта 2000 года утверждено Положение «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В соответствии с пунктом 6 Положения, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Согласно пункту 9 Положения, предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с требованиям статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъекты Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно статье 30 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно-допустимых выбросов и предельно-допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, производить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В соответствии с пунктами 5.1.5. и 5.3.15. «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет, в том числе полномочия в сфере деятельности за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха; а так же выдает в установленном порядке лицензии (разрешения), в том числе на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
Из материалов дела следует, что по результатам проведённого административного расследования по материалам, указывающим на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Биоэнергетическая компания» по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен для рассмотрения в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Согласно указанному протоколу, ООО «Биоэнергетическая копания» с 22 сентября 2015 года при эксплуатации стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на промышленной площадке тепловой электростанции, расположенной в районе ..., осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, что является нарушением части 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Биоэнергетическая компания» судьёй дана надлежащая правовая оценка положениям норм вышеуказанных Федеральных законов, с которой суд считает необходимым согласиться. При этом судьёй сделан обоснованный вывод о наличии, при установленных по делу фактических обстоятельствах, в действиях ООО «Биоэнергетическая компания» нарушений норм действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения ООО «Биоэнергетическая компания» вменённого ему административного правонарушения, подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 29 декабря 2015 года № 24; информацией ООО «Биоэнергетическая копания» от 24 ноября 2015 года; договором поставки от 19 февраля 2015 года ДСК-1; проектной документацией на тепловую электростанцию; заключением государственной экспертизы; разрешениями на допуск в эксплуатацию энергоустановок от 22 сентября 2015 года № 17, 197; разрешением от 11 ноября 2015 года № 177-В на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; требованием Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора от 13 октября 2015 года, служебной запиской ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора управления Росприроднадзора по Республике Коми.
Доказательства по делу собраны в соответствии с законом, согласуются между собой и подтверждают вину привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения при отсутствии оснований для освобождения его от административной
ответственности. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится.
Доводы ООО «Бтоэнергетическая компания» об отсутствии состава административного правонарушения в связи с незаконностью проведения проверки, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что в данном случае поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в ходе рассмотрения материалов, представленных ООО «Биоэнергетическая компания» в рамках административного расследования административного правонарушения по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку не установлен факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух, не имеют юридического значения, поскольку юридическое лицо признано виновным в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, факт работы ТЭС, в ходе эксплуатации которой образуются вредные вещества, в период с 22 сентября 2015 года подтверждён документально.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановления и решения, не допущено.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2016 года оставить без изменения, жалобу ООО «Биоэнергетическая компания» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья- В.М. Соболев