ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-181/2016 от 31.03.2016 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

31 марта 2016 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры Черкашин В.В.,

с участием:

защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей Службы контроля ХМАО-Югры – ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3, действующей на основании доверенности от 18.01.2016г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении -ТЛ, которым прекращено в связи с малозначительностью производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ФИО1 с объявлением ему устного замечания,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя руководителя Службы контроля в ХМАО-Югре ФИО4 должностное лицо – проректор по учебной работе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью, ФИО1 объявлено устное замечание.

Не согласившись с вынесенным административным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу за отсутствием события правонарушения, мотивировав требования жалобы тем, что проверка проведена неуполномоченным органом, так как Служба контроля ХМАО-Югры не вправе проверять отношения, не отнесенные к бюджетным; отсутствуют нормативные документы, регламентирующие какие расходы могут быть произведены Учреждением в рамках исполнения тех или иных государственных заданий; произведенные расходы предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения; Соглашение о предоставлении субсидии дает право Учреждению самостоятельно определять способы исполнения государственного задания; отчет о выполнении государственного задания за 2013 год утвержден Департаментом образования и молодежной политики по ХМАО-Югры без замечаний; в обжалуемом постановлении отсутствует указание на то, какой именно пункт Соглашения или государственного задания нарушен Учреждением; основная задача Учреждения – выполнить государственное задание в заданном объеме в соответствии со стандартом и с должным качеством, а не израсходовать средства субсидии ровно по той формуле, по которой она была рассчитана.

В письменных возражениях представителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО4, приобщенных к материалам дела, указывается на несостоятельность доводов жалобы.

В судебном заседании защитник ФИО1ФИО6 жалобу поддержала в полном объеме, указала на отсутствие события правонарушения в действиях ФИО1, изложив доводы, указанные в жалобе и просила прекратить производство по делу по данному основанию.

Представитель Службы контроля ХМАО-Югры ФИО5 в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, указав о наличии состава, события правонарушения в действиях ФИО1, на доказанность его вины.

Суд, выслушав защитника, представителя административного органа, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО4 от 03.06.2015 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено в связи с малозначительностью с объявлением устного замечания. Согласно данному постановлению в ходе проведенной на основании приказа Службы контроля ХМАО-Югры от 11.01.2015 №32-Пр-1 внеплановой выездной проверки установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом – проректором по учебной работе Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», допустил нецелевое использование средств субсидии. 09.01.2013 между Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры и Учреждением заключено Соглашение №01/13.0024 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Действиями ФИО1 по изданию приказа Учреждения от 04.12.2013 №626 «Об утверждении сметы расходов на проведение культурно-массового мероприятия «День волонтера»», осуществлено направление средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения Госзадания на услуги буфета в сумме 6 400,00 рублей, то есть на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, являющимся правовым основанием предоставления субсидии.

Административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Согласно ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами).

Порядок формирования государственного задания в отношении государственных учреждений ХМАО-Югры и финансового обеспечения выполнения государственного задания утвержден постановлением Правительства ХМАО-Югры от 08.10.2010 №229-п (далее – Порядок).

Согласно п.12 Порядка, предоставление бюджетному или автономному учреждению автономного округа субсидии, указанной в пункте 8 настоящего Порядка, осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого между исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения автономного округа, и бюджетным, автономным учреждением автономного округа в соответствии с формой, утвержденной Департаментом финансов автономного округа.

Согласно пункту 12.1 Порядка государственные бюджетные и автономные учреждения автономного округа обязаны обеспечить целевое и эффективное использование полученных из бюджета автономного округа субсидий.

Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий используются в очередном финансовом году на те же цели.

Форма Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными автономными и бюджетными учреждениями ХМАО-Югры утверждена приказом Департамента финансов ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-пн.

Исполнительным органом государственной власти ХМАО-Югры, осуществляющим функции и полномочия учредителя Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ХМАО-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» является Департамент образования и молодежной политики ХМАО-Югры.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Учреждением заключено Соглашение .0024 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - Субсидия).

В соответствии с пунктом 3.3.1 Соглашения Учреждение обязуется осуществлять использование субсидии в целях реализации Госзадания в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнение работ), определенными в Госзадании.

Государственным заданием на 2013 год проведение культурно-массовых мероприятий для студентов не предусмотрено.

Согласно подпункту 4.1 пункта 4 «Порядок оказания государственной услуги» разделов части 1 Госзадания порядок оказания государственных услуг предусматривает перечень нормативных правовых актов, в том числе Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), регулирующих порядок оказания государственных услуг.

Федеральным законом № 273-ФЗ, другими нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок (стандарты) оказания образовательных услуг, не предусмотрено проведение культурно-массовых мероприятий со студентами и обеспечение студентов питанием при проведении указанных мероприятий.

Наряду с этим, в соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ, пунктом 2 статьи 6 Закона автономного округа от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», пунктом 1 статьи 2 Закона автономного округа от 7 ноября 2013 года № 115-оз «О социальной поддержке отдельных категорий обучающихся в государственных образовательных организациях и частных профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» принято постановление Правительства автономного округа от 08.05.2013 № 163-п «Об обеспечении питанием обучающихся в государственных образовательных организациях и частных профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», которым обеспечение питанием студентов за счет субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг при проведении культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы не предусмотрено.

Приказом Учреждения от 04.12.2013 № 626 «Об утверждении сметы расходов на проведение культурно-массового мероприятия «День волонтера» утверждена смета на общую сумму 21 400, рублей, в том числе на услуги буфета в сумме 6 400,00 рублей, отделу бухгалтерского учета поручено произвести оплату за счет средств мероприятий, предусмотренных Госзаданием. Данный Приказ подписан ФИО1

В соответствии с утвержденной сметой, Учреждением заключен договор возмездного оказания услуг с ООО «Автотрейд» от ДД.ММ.ГГГГ и платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена оплата в сумме 6 400,00 рублей.

Оплата произведена за счет средств субсидии, выделенных Учреждению на финансовое обеспечение выполнения Госзадания.

Таким образом, действиями ФИО1 по изданию приказа Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении сметы расходов на проведение культурно-массового мероприятия «День волонтера», осуществлено направление средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на услуги буфета для проведения культурно-массового мероприятия «День волонтера» в сумме 6 400,00 рублей, на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ.0024 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, являющимся правовым основанием предоставления средств субсидии.

В соответствии с ч.1 ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно материалам дела, ФИО1 занимает должность проректора по учебной работе Учреждения, на основании Приказа от ДД.ММ.ГГГГ имеет право первой подписи за ректора в его отсутствие.

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого осуществлена оплата в сумме 6 400,00 рублей, издан ФИО1

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии состава правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ в действиях ФИО1

Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм закона.

Материалами дела подтвержден факт нецелевого использования бюджетных средств, а именно средств субсидии, в нарушение п.3.3.1 Соглашения .0024, на цели, не предусмотренные Госзаданием.

В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Закона 273-ФЗ обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Положением об обеспечении питанием обучающихся в государственных образовательных организациях и частных профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.05.2013 № 163-п, обеспечение питанием обучающихся во время проведения культурно-массовых мероприятий не предусмотрено.

Таким образом, расходы на питание обучающихся в образовательных учреждениях не могут осуществляться за счет средств, полученных из бюджета бюджетной системы, за исключением установленных случаев.

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения действительно определяет направления расходования средств учреждения, но не является документом - правовым основанием предоставления бюджетных средств, нарушение (несоблюдение) которого образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

Осуществление Учреждением расходов, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности, не освобождает Учреждение от обязанности обеспечивать целевое использование средств субсидии, представленной на выполнение государственного задания в соответствии с документом, являющимся правовым основанием ее предоставления.

Соглашение №01/13.0024 от 09.01.2013 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, являющееся правовым основанием предоставления субсидии, содержит цель использования субсидии - выполнение государственного задания, следовательно, направление средств субсидии на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением, является нецелевым использованием средств, вне зависимости от наличия либо отсутствия в соглашении перечня расходов, которые могут быть произведены.

Внеплановая выездная проверка в отношении Учреждения проведена уполномоченным органом – Службой контроля ХМАО-Югры.

Согласно Положению о Службе контроля ХМАО-Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 22.09.2012 №356-п, Служба осуществляет контроль: за использованием средств бюджета автономного округа и средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, в том числе межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы из бюджета автономного округа (п.5.1.1.1); за соблюдением объектами государственного финансового контроля, указанными в подпункте 5.1.2 пункта 5 настоящего Положения, бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п.5.1.1.2).

Служба проводит в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, проверки, ревизии, обследования в отношении объектов государственного финансового контроля (п.5.1.2).

В соответствии со ст.266.1 Бюджетного кодекса РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, государственные (муниципальные) учреждения.

Процессуальных нарушений по делу суд не усматривает.

Производство по делу в отношении ФИО1 прекращено в связи с малозначительностью правонарушения, при этом суд не входит в обсуждение законности постановления в этой части, поскольку не вправе ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности, рассматривая дело по жалобе последнего.

При таких обстоятельствах, суд находит постановление от 03.06.2015 в отношении ФИО1 законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО4 от 03 июня 2015 года по делу об административном правонарушении -ТЛ, которым прекращено в связи с малозначительностью производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ФИО1 с объявлением ему устного замечания, - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин