Дело № года.
РЕШЕНИЕ.
ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Обнинского городского суда <адрес> Дубинский В.В., рассмотрев в городе <адрес> жалобу генерального директора Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ФИО1 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>, с участием защитника Недорезова М.Ю., представителя Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО2, заместителя Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО3,
Установил:
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> генеральный директор Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа 10000 рублей.
Генеральным директором Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ФИО1 подана жалоба на вышеуказанное постановление, в которой он указывает, что постановление является незаконным и подлежит отмене, так как в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Выслушав защитника Недорезова М.Ю., поддержавшего жалобу, представителя Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО2, просившую в удовлетворении жалобы отказать, проверив доводы жалобы и имеющиеся в административном деле материалы, допросив в качестве свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6 заслушав заключение заместителя Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО3, судья приходит к следующему:
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно статьи 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу части 1 статьи 80 БК РФ предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.
Из материалов дела видно, что акционерное общество «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» расположено по адресу: <адрес>, площадь Бондаренко, <адрес>, и включено в перечень организаций, эксплуатирующих особо радиацонно-опасные и ядерно-опасные производства.
ФИО1 был принят на работу на должность генерального директора акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Акционерное общество «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» участвует в реализации федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года».
Одним из мероприятий Программы в части строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов экспериментально-стендовой, исследовательской базы является «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» (пункт 7 приложения № к Программе (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№)) (далее - мероприятие).
В целях выполнения мероприятия Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и акционерным обществом «Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского» заключен договор об участии Российской Федерации в акционерном обществе от ДД.ММ.ГГГГ№-Д (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№).
Предметом договора является предоставление Инвестором бюджетных инвестиций Обществу для реализации проекта по «Техническому перевооружению комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года»:
Мощность (площадь технического перевооружения стендов) 5 000,0 кв. м.
Срок ввода объекта в эксплуатацию - 2016 год (п. 1.2 Договора).
Объемы средств, предусмотренные на реализацию Мероприятия ФЦП по объекту «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» составляют 529 700 тыс. руб. (пункт 2 Приложения № к дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ к Договору №-Д).
Сумма бюджетных инвестиций, направленная инвестором в 2015 году, составляет 129 700 тыс. рублей.
Сумма бюджетных инвестиций, направленная инвестором в 2016 году, составляет 25 000 тыс. рублей.
В соответствии с проектом объекта «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» АО «ГНЦ РФ - ФЭИ», получившего положительное заключение отдела государственной экспертизы проектов и разрешительной деятельности Госкорпорации «Росатом», основная цель выполнения работ - перевооружение и дальнейшее развитие уникального и крупнейшего в мире комплекса критических стендов БФС-1 и БФС-2 - направлена на создание материальной и научно-технической базы для моделирования реакторов на быстрых нейтронах нового поколения.
Перевооружение установки БФС касается технологических систем, помещений, замены устаревшего оборудования, средств измерений, расширения набора ядерных материалов (ЯМ) и связанных с этим помещений хранилищ ЯМ, замены потерявших свою кондицию материалов. В задачу реконструкции также входит замена выработавших свой ресурс систем управления и защиты (СУЗ), радиационного контроля (СРК) критических стендов, системы аварийной сигнализации о возникновении самоподдерживающейся цепной реакции (САС СЦР) и системы учета, контроля и физической защиты ЯМ.
Выполнение работ позволит осуществлять: проведение экспериментальных исследований на моделях реакторов с перспективными видами топлива, теплоносителей, новыми компоновками активных зон, уточнение и снижение неопределенностей в определении их основных нейтронно-физических характеристик до величин, необходимых в проектных проработках; обоснование и оптимизация замкнутого топливного цикла ядерной энергетики, а также экспериментальное обоснование возможности использования в топливном цикле оружейного плутония; обоснование основных параметров ядерной безопасности.
В целях реализации проекта в рамках федеральной целевой программы акционерным обществом «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ДД.ММ.ГГГГ с Акционерным обществом «Федеральный центр науки и высоких технологий «Специальное научно-производственное объединение «Элерон» (далее - АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон») заключен договор №/Т15-2930 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» со сроком выполнения работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ акционерным обществом «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» и Обществом с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройдемсервис» заключен договор № на выполнение пусконаладочных работ со сроком исполнения работ не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным документам все работы подрядчиками исполнены и приняты заказчиком.
В силу пунктов 3.4.2, 3.4.3 Договора №-Д акционерное общество «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» обязано обеспечить целевое и эффективное использование бюджетных инвестиций, в том числе обеспечить достижение установленных договором (или приложениями к нему) показателей эффективности использования Обществом бюджетных денежных средств и соблюдение сроков строительства объектов, включенных в мероприятия Программы.
В соответствии с пунктом 3.4.3.9 Договора №-Д (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ№) при завершении строительства объекта, включенного в Мероприятия Программы, предусмотренные настоящим Договором, акционерное общество «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» обязано. инициировать создание приемочной комиссии и обеспечить сдачу в эксплуатацию законченного строительством объекта с представлением Инвестору на утверждение акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (ф. КС-14) в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из акта № приемки законченного строительством объекта (по форме КС-14) ДД.ММ.ГГГГ приемочная комиссия, назначенная распоряжением Госкорпорации «Росатом» №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, приняла решение, что предъявленный к приемке объект: «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам, закончен строительством и вводится в действие.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Калужской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах была проведена проверка реализации проекта «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года» в акционерном обществе «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.», расположенном по адресу: <адрес>, площадь Бондаренко, <адрес>, совместно с представителями УФСБ России по <адрес>, Ростехнадзора, СЭС, которая пришла к выводу, что в нарушение статей 34, 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и условий договора об участии Российской Федерации в акционерном обществе от ДД.ММ.ГГГГ№-Д акционерным обществом «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» работы по указанному объекту до настоящего времени не завершены, объект к эксплуатации не готов и в эксплуатацию фактически не введен.
Постановлением заместителя Калужского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ФИО1 по вышеуказанным фактам было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> генеральный директор Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа 10000 рублей.
Данное постановление является незаконным и подлежит отмене в силу следующего:
Акционерное общество «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.», как участник реализации федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года» по объекту: «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов», должен в соответствии договором №-Д, предметом которого являлось, предоставление бюджетных инвестиций для реализации проекта по «Техническому перевооружению комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года», осуществить введение в действие данного объекта в срок до конца 2016 года.
Актом № приемки законченного строительством объекта (по форме КС-14) ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссии, назначенной распоряжением Госкорпорации «Росатом» №-Р от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что объект: «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам, закончен строительством и вводится в действие.
Таким образом, оснований считать, что со стороны Акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» имело место нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций по объекту «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года», не имеется.
Допустимые доказательства того, что при приемке результатов работ приемочная комиссия фактическая не проверяла работоспособность систем и механизмов, и приняла во внимание некачественное проведение строительных работ в местах хранения ядерных материалов, создающих условия для их хранения (в соответствии с заключением СЭС) в аварийной ситуации, в материалах дела отсутствуют, акт № приемки законченного строительством объекта (по форме КС-14) ДД.ММ.ГГГГ недействительным в каком-либо порядке, и в том числе судебном, не признан.
С учетом вышеизложенного, нельзя считать допустимыми доказательствами вменяемого правонарушения показания свидетелей, допрошенных как в ходе прокурорской проверки, так и при рассмотрении дела должностным лицом.
Судья находит не основанным на законе вывод должностного лица в обжалуемом постановлнеии, что нарушение установленного пунктом 3.4.3.9 Договора №-Д срока на введение объекта в эксплуатацию не позднее ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о нарушении юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления.
Судья полагает, что должностное лицо без законных оснований на то оснований, делая в вывод в обжалуемом постановлении о наличии состава административного правонарушения, не приняло во внимание, что федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года» срок ввода объекта в действие установлен до конца 2016 года, а так же то, что в приложении № к Договору №-Д указан тот же срок.
Таким образом, объект введен в действие в установленный срок.
При рассмотрении дела должностным лицом не было учтено и то, что в 2016 году в проект «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» в установленном порядке были внесены изменения, которые исключили из него проведение пусконаладочных работ под нагрузкой и готовность данного объекта к вводу в эксплуатацию определили завершением пусконаладочных работ «вхолостую», что и было установлено приемочной комиссией ДД.ММ.ГГГГ.
Проведение же пусконаладочных работ подтверждают акты индивидуального испытания оборудования, имеющиеся в материалах дела.
Из представленной при рассмотрении жалобы проектной документации следует, что указанные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ невыполненные работы не входят в объем работ по Договору №-Д от ДД.ММ.ГГГГ осуществляемых за счет бюджетных инвестиций по объекту «Техническое перевооружение комплекса больших физических стендов для моделирования реакторов на быстрых нейтронах и их топливных циклов» в рамках федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года».
Повреждения же в помещении № здания 252 возникли уже после того, как работы по Договору №-Д от ДД.ММ.ГГГГ были приняты.
В свою очередь приборы, блоки детектирования системы радиационного контроля отсутствовали в указанном помещении, так как находились на плановой поверке.
Таким образом, судья полагает, что при рассмотрении жалобы не нашло своего подтверждения нарушение акционерным обществом «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.», которому были предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, в связи с чем в действиях ФИО7 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Однако в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что ФИО1 был извещен о времени и месте его рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ.
Представленное при рассмотрении жалобы уведомление о вручении свидетельствует, что определение о его извещении было получено по месту его работы только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после рассмотрения дела по существу.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление является незаконным, подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Решил:
Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№ заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> о привлечении генерального директора акционерного общества «Государственный научный центр Российской Федерации –Физико-энергетический институт имени Лейпунского А.И.» ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана жалоба в Калужский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья: В.В. Дубинский