ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-181/2022 от 02.09.2022 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

Дело №12-181/2022

УИД 23RS0011-01-2022-003550-27

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Геленджик 02 сентября 2022 года

Судья Геленджикского городского суда Краснодарского края Шуткина О.В.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЧЕРНОМОР» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетова В.В. №0430/03/689-ОГ/ПП/2020 от 24 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.45 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетова В.В. №0430/03/689-ОГ/ПП/2020 от 24 февраля 2021 года

Общество с ограниченной ответственностью «ЧЕРНОМОР» (далее ООО «ЧЕРНОМОР», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 500 000 рублей.

ООО «ЧЕРНОМОР» в лице представителя по доверенности Балахничева С.В. подало жалобу на данное постановление, полагая его незаконным и подлежащим отмене, указав в обоснование, что в протоколе об административном правонарушении, на основании которого вынесено обжалуемое постановление, указано на отсутствие проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, что не соответствует действительности, поскольку приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 31 октября 2018 года №1819 утверждено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 22 октября 2018 года №230 на лесной участок, предоставленный Обществу по договору аренды, а согласно заключению специалиста №279/16.1-21 от 12 февраля 2021 года ООО «Агенство технических экспертиз «Паритет», строения, расположенные в границах земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>, не являются объектами капитального строительства, представляют собой сборно-разборные сооружения. По изложенным основаниям просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представитель ООО «ЧЕРНОМОР» не явился, будучи извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, с материалами дела ознакомился 15 августа 2022 года, ходатайств об отложении не заявил.

Представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетов В.В. в ходатайстве в адрес суда просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 30 ноября 2020 года №0430/03/689-ОГ/ПР/2020, составленному государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетова В.В., в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора из Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры поступили письма с копиями обращений заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик Грачева А.А. с фотоматериалом по вопросу освоения земельных участков с кадастровыми (<адрес>), (<адрес>), (<адрес>), расположенных в водоохранной зоне Черного моря.

В рамках рассмотрения обращения установлено, что на территории земельного участка с кадастровым осуществляется хозяйственная деятельность, расположен ряд строений, обладающих признаками капитальности: деревянные коттеджи, беседки. При этом отсутствуют сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, что противоречит требованиям ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, 10 сентября 2020 года вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, и проведении административного расследования. В рамках административного расследования у Министерства

природных ресурсов Краснодарского края истребованы сведения о собственнике (арендаторе) земельного участка с кадастровым .

Министерством природных ресурсов представлены сведения о том, что в соответствии с договором от 02 июня 2011 года о передаче прав и обязанностей (переуступке) по договору аренды лесного участка от 05 декабря 2008 года ООО «ЧЕРНОМОР» является арендатором лесного участка с кадастровым . Проект освоения лесов, разработанный лесопользователем в рамках договора, получивший положительное заключение государственной экспертизы 07 августа 2014 года, утратил силу 01 февраля 2018 года в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента Новороссийского лесничества.

Определением от 28 сентября 2020 года у ООО «Черномор» истребованы сведения об имеющихся на территории вышеупомянутого земельного участка сооружениях, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды и иные сведения, касающиеся организации водоотведения с объектов, расположенных на территории земельного участка.

Определение возвращено отправителю с истечением срока его хранения. Запрошенные сведения не представлены.

На основании вышеизложенного были получены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприродназора Кочетова В.В. , в связи с выявленным событием административного правонарушения, ООО «ЧЕРНОМОР» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8. 45 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Данное постановление своевременно было направлено в установленном законом порядке по юридическому адресу ООО «ЧЕРНОМОР», от получения которого Общество уклонилось и почтовое отправление возвращено отправителю с истечением срока хранения, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором .

Судья приходит к выводу, что оснований для отмены вышеуказанного постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

Как следует из представленных материалов, уполномоченным лицом были предприняты все меры к объективному рассмотрению дела об административном правонарушении и принятию законного и обоснованного решения, для чего были истребованы сведения как у Министерства природных ресурсов Краснодарского края по имеющимся документам, а также у ООО «ЧЕРНОМОР», о чем вынесено определение об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГГГ, направленное по юридическому адресу ООО «ЧЕРНОМОР», от получения которого Общество уклонилось, иных, кроме, имеющихся сведений, уполномоченному лицу не представило, в связи с чем, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетов В.В. исходил из имеющихся документов, а именно, обращений Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры, обращений заместителя главы муниципального образования город-курорт Геленджик Грачева А.А. с фотоматериалом по вопросу освоения земельных участков с кадастровыми (<адрес>), <адрес>), (<адрес>), расположенных в водоохранной зоне Черного моря, в рамках рассмотрения которых было установлено, что на территории земельного участка с кадастровым осуществляется хозяйственная деятельность, расположен ряд строений, обладающих признаками капитальности: деревянные коттеджи, беседки. При этом отсутствуют сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, что противоречит требованиям ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Министерством природных ресурсов уполномоченному лицу представлены сведения о том, что в соответствии с договором от 02 июня 2011 года о передаче прав и обязанностей (переуступке) по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЧЕРНОМОР» является арендатором лесного участка с кадастровым . Проект освоения лесов, разработанный лесопользователем в рамках договора, получивший положительное заключение государственной экспертизы 07 августа 2014 года, утратил силу 01 февраля 2018 года в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента Новороссийского лесничества.

Рассмотрение дела об административном правонарушении неоднократно откладывалось, в связи с уклонением от получения ООО «ЧЕРНОМОР» уведомлений о дате, времени и месте его рассмотрения, о чем в установленном законом порядке вынесены определения от 14 декабря 2020 года, от 29 декабря 2020 года, от 27 января 2021 года.

На протяжении всего периода времени ООО «ЧЕРНОМОР» сведения опровергающие установленные в ходе административного рассоледования обстоятельства, не представил.

Согласно результатам административного расследования установлено, что ООО «ЧЕРНОМОР» эксплуатировало территорию земельного (<адрес>), расположенного в водоохраной зоне Черного моря, в отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, что противоречит требованиям ст.65 Водного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

В соответствии с ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектироваие, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления ж истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

локальные очистные сооружения для очистки, сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооруженья и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п.2 указанной статьи, при осуществлении деятельности, предусмотренной п.1 настоящей статья, проводится мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидация последствий такой деятельности.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в числе прочих, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения по охране окружающей возникающие при невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Объективная сторона состава правонарушения выражается в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

При этом, юридическое лицо - ООО «ЧЕРНОМОР» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану воднх объектов от засорения, загрязнения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, предусмотрена административная ответственность в отношении юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетова В.В. от ДД.ММ.ГГГГ

Общество с ограниченной ответственностью «ЧЕРНОМОР» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 500 000 рублей.

Основываясь на изложенным, следует вывод, что обжалуемое постановление соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены либо изменения не имеется.

Доводы представителя ООО «ЧЕРНОМОР» в данном случае не могут являться основанием для его отмены. Представитель Общества обратился с настоящей жалобой по истечении полутора лет со дня вынесения постановления, заключение специалиста №279/16.1-21 от 12 февраля 2021 года ООО «Агенство технических экспертиз «Паритет» о том, что расположенные в границах вышеуказанного земельного участка не являются объектами капитального строительства, представляют собой сборно-разборные сооружения, изготовлено уже после составления протокола об административном правонарушении, в период административного расследования по данному делу по обращению представителя Общества, вместе с тем, Черноморо-Азовское морское управление Росприроднадзора об этом не было поставлено в известноть и лишено возможности дать оценку полученному в индивидуальном порядке заключению при принятии решения по делу об административном правонарушении.

При рассмотрении дела об административном правонарушении уполномоченное лицо руководствовалось представленными сведениями Министерства природных ресурсов Краснодарского края, имеющимися в материалах дела, согласно которым ООО «ЧЕРНОМОР» является арендатором лесного участка с кадастровым в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей (переуступке) по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проект освоения лесов, разработанный лесопользователем в рамках договора, получивший положительное заключение государственной экспертизы 07 августа 2014 года, утратил силу 01 февраля 2018 года в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента Новороссийского лесничества. Проект освоения лесов, получивший положительное заключение, утвержденное приказом от 31 октября 2018 года №1819, в сообщении Министерства природных ресурсов Краснодарского края как действующий на период рассмотрения дела об административном правонарушении не указан.

Вместе с тем, представителем ООО «ЧЕРНОМОР» не отрицается наличие на земельном участка с кадастровым ряда строений в водоохраной зоне и отсутствие при этом сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, за что Общество привлечено к административной ответственности.

По изложенным основаниям обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, жалоба – без удовлетворения.

Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом на основании имеющихся документов и сведений, в нем дана верная юридическая оценка действиям ООО «ЧЕРНОМОР», указано на отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, наказание в отношении юридического лица назначено в пределах санкции ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.

Оснований для отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетова В.В. №0430/03/689-ОГ/ПП/2020 от 24 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЧЕРНОМОР» не имеется.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Кочетова В.В. №0430/03/689-ОГ/ПП/2020 от 24 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЧЕРНОМОР» - оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЧЕРНОМОР» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья