19RS0№-85
12-181/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
<адрес> Хакасия 15 марта 2022 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Бубличенко Е.Ю.,
при секретаре ФИО3,
рассматривая в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия №-РПЭ/2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес>, ИНН 190100138370, ОГРНИП №, к административной ответственности по ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия №-РПЭ/2 от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1) привлечена к административной ответственности по ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП ФИО1 обратилась в Абаканский городской суд с жалобой, в которой просит применить положения статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на наказание в виде предупреждения, указывая на то, что привлекается к административной ответственности впервые, является субъектом малого предпринимательства, каких-либо негативных последствий окружающей среде не наступило.
ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Защитники ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенности, доводы жалобы поддержали, просили наказание в виде административного штрафа заменить наказанием в виде предупреждения.
Помощник прокурора <адрес>ФИО6 в судебном заседании возражал относительно доводов заявителя, указывая их на необоснованность. Полагал, что материалы дела содержат достаточные данные и доказательства вины индивидуального предпринимателя во вмененном административном правонарушении. Возражений относительно применения положений ст. 4.1.1. КоАП РФ не выразил.
Старший государственный инспектор Республики Хакасия в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия ФИО7 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, суд приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей
Пунктом 1HYPERLINK consultantplus://offline/ref=49A473ED38A6C923B49ED7E277B56EE027609F341A9F738EE8CF245685EA87379989C6C8433E9B77138AF1D87025343818BA65FFE5a8ZAG статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3 статьи 14 Федерального Закона N 89-ФЗ).
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (статья 1 Федерального Закона N 89-ФЗ)
Согласно пункту 1 Порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 1026, порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности устанавливает требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Объективной стороной административного правонарушения, за совершение которого ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, явилось то, что в нарушение вышеприведенных требований действующего законодательства ИП ФИО1 при осуществлении хозяйственной деятельности не оформлены в установленном порядке паспорта на отходы I - IV классов опасности, нахождение которых выявлено в результате проверки деятельности по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности является деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, который используется для эксплуатации и обслуживания гаража, также принадлежащего ей на праве собственности.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» заместителем прокурора <адрес> принято решение о проведении проверки соблюдения ИП ФИО1 требований законодательства в области охраны окружающей среды, в результате которой выявлены нарушения природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ИП ФИО1 допущены нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, у ИП ФИО8 в здании (гараже) на указанном выше земельном участке размещено котельное оборудование, работающее на твердом топливе, обогрев помещений здания производится за счет двух котлов, в связи с чем в атмосферу попадают загрязняющие вещества. Данная котельная является источником выделения выбросов бензапирена, диоксида азота, оксида азота, оксида углерода и иных загрязняющих веществ. Указанное оборудование эксплуатируется ИП Золоторевой. При осуществлении производственной деятельности ИП ФИО8 по <адрес> образуются отходы производства и потребления: твердые коммунальные отходы, отходы полиэтиленовой тары (по ФККО IV, V класс опасности), изделия из полиэтилена (по ФККО IV, V класс опасности), отходы производства металлических изделий (конструкций) (по ФККО III, IV, V класс опасности), отходы из стекла (по ФККО IV, V класс опасности). А также при эксплуатации нежилых помещений образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (по ФККО IV класс опасности), смет с территории предприятия малоопасный (по ФККО IV класс опасности), от эксплуатации котельной образуется золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная (по ФККО IV класс опасности). На территории установлен контейнер для сбора отходов, который заполнен твердыми коммунальными отходами. Вместе с тем, площадка временного накопления отходов, соответствующая установленным требованиям природоохранного законодательства, отсутствует. При осуществлении хозяйственной деятельности ИП ФИО8 по <адрес>, в <адрес>, паспорта на отходы I - IV классов опасности, нахождение которых выявлено в результате проверки деятельности индивидуального предпринимателя, не составлены и не утверждены.
Описанные в акте от ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения ИП ФИО1 и ее защитниками не отрицаются и подтверждаются приложенной к акту фототаблицей.
Таким образом, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в нарушение требований действующего законодательства ИП ФИО1 не исполнена обязанность по ведению паспортизации отходов I - IV классов опасности, не составлены и не утверждены паспорта на отходы I - IV классов опасности, образующиеся при осуществлении хозяйственной деятельности по <адрес>.
Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию, обезвреживанию, размещению безопасными способами для окружающей среды.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения заместителем прокурора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ постановления о возбуждении в отношении ИП ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ. Материалы направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.
Указанные выше обстоятельства дела и вина ИП ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором достаточно подробно изложены обстоятельства совершенного административного правонарушения, актом проверки, фототаблицей, свидетельствами о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРИП, свидетельствами о постановке на учет и иными материалами, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела.
Проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что имеются неоспоримые доказательства и достаточные данные для установления в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ. Оснований не согласиться с этими выводами у суда не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Неустранимые сомнения, которые в силу требований ст. 1.5 КоАП РФ могли быть истолкованы в пользу лица, по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Вместе с тем постановление подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 является субъектом малого предпринимательства, на дату совершения правонарушения к административной ответственности не привлекалась, совершенное ею правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий, на настоящий момент выявленные нарушения устранены, получен паспорт отходов I-IV классов опасности.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд полагает возможным назначить ИП ФИО1 административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с п. 2 ч. 1. ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7.КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия №-РПЭ/2 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ изменить в части назначенного наказания.
Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия №-РПЭ/2 от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья
Абаканского городского суда Е.Ю. Бубличенко