Дело №12-182/2018
Р Е Ш Е Н И Е
01 августа 2018 года г. Каменск-Шахтинский Ростовской области
Судья Каменского районного суда Ростовской области Самохина Т.А., с участием защитника адвоката Власова Р.Ш., представившего ордер №69946 от 25.07.2018 г., рассмотрев в помещении Каменского районного суда административное дело по жалобе ООО «Каскад-1» на постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 29.06.2018 г. о привлечении ООО «Каскад-1» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде предупреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области ФИО1 от 29.06.2018 г. ООО «Каскад-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Директор ООО «Каскад-1» ФИО2 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит состоявшееся постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на то, что 09.06.2018 г. директор ООО «Каскад-1» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб. Основания для привлечения должностного лица к ответственности аналогичны основаниям привлечения юридического лица. Все выявленные нарушения в ООО «Каскад-1» устранены на момент составления протокола в отношении ООО «Каскад-1». Считает, что вина юридического лица не установлена, поскольку субъективная сторона вины юридического лица полностью исчерпывается виновными действиями должностного лица, то есть директора ООО «Каскад-1» ФИО2
В судебное заседание представитель ООО «Каскад-1», заместитель начальника отдела – главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ростовской области ФИО1, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещены, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлено. Суд считает возможным рассмотреть жалобу без участия названных лиц по основаниям ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник адвокат Власов Р.Ш. настаивал на удовлетворении жалобы, приведя доводы, аналогичные изложенным в жалобе.
Выслушав защитника, рассмотрев доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения данной жалобы.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
На основании статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Как следует из ст. 209 ТК РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст. 211 ТК РФ).
В соответствии со ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда.
Положениями ст. 419 ТК РФ установлено, что лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно п.2.3.2 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее Постановление N 1/29) обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
В соответствии с п.п. 2.1.3. 2.1.5 Постановления N 1/29 кроме вводного инструктажа по охране труда, проводится первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи; повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте.
Согласно пункту 1.4.4 Правил, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 января 2003 года N 6 (далее - Правила), неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.
Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.
Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.
Положениями п.3.4 Постановления N 1/29 установлено, что для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что Каменской городской прокуратурой совместно со специалистом Государственной инспекции труда в Ростовской области ФИО1 в период времени с 16.05.2018 г. по 18.05.2018 г. проведена проверка исполнения ООО «Каскад-1», расположенного по адресу: Ростовская область, <адрес>, требований трудового законодательства в сфере охраны труда. В результате проведения проверки выявлены нарушения требований трудового законодательства в сфере охраны труда, а именно: в ООО «Каскад-1» отсутствует разработанное Положение о системе управления охраной труда; не разработана и не утверждена программа обучения по охране труда; не организовано проведение повторного инструктажа с периодичностью не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте; не разработан и не утвержден перечень неэлектротехнического персонала, выполняющего работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, требующих присвоения группы I по электробезопасности; не организовано ежегодное проведение инструктажа по электробезопасности неэлектротехническому персоналу с последующей регистрацией в соответствующем журнале и присвоением группы I по электробезопасности.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что в ООО «Каскад-1» приказом от 10.01.2018 г. определен состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда в составе трех человек, из которых К. и Е. не прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда.
В связи с тем, что в ходе проверки были выявлены вышеуказанные нарушения, ООО «Каскад-1» было привлечено к административной ответственности.
Факт совершения ООО «Каскад-1» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: копией протокола об административном правонарушении; справкой по нарушениям трудового законодательства, выявленным в ООО «Каскад-1», и иными материалами дела.
Действия ООО «Каскад-1» правильно квалифицированы по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Указание автора жалобы на то, что все выявленные нарушения в ООО «Каскад-1» устранены на момент составления протокола в отношении ООО «Каскад-1», не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Каскад-1» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку при проверке ООО «Каскад-1» с 16.05.2018 г. по 18.05.2018 г. были выявлены нарушения требований трудового законодательства в сфере охраны труда.
Довод жалобы о привлечении за данное административное правонарушение должностного лица - директора ООО «Каскад-1» Я., не является основанием для прекращения производства по делу или освобождения юридического лица от административной ответственности.
Исходя из санкции ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежат индивидуальные предприниматели, должностные лица и юридические лица.
Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене только в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судом не установлено, что при рассмотрении дела были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ.
Должностным лицом правильно применены нормы закона, установлены юридически значимые для разрешения вопроса обстоятельства, и дана оценка доказательствам, значимым для дела, с соблюдением норм, установленных КоАП РФ.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в минимальной размере.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 29.06.2018 г. о привлечении ООО «Каскад-1» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде предупреждения, оставить без изменения, а жалобу ООО «Каскад-1» на данное постановление, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья: