Дело № 12-182/2018
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
п.Переяславка 02 ноября 2018 года
Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Дубс Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства образования и науки Хабаровского края ФИО1 на постановление мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» на судебном участке № 56 от 06 сентября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица ФИО2 ФИО6 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» на судебном участке № 56 от 06 сентября 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица ФИО2 ФИО7 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Министерства образования и науки Хабаровского края ФИО1 обратилась в суд с жалобой на данное постановление, указала, что не согласна с данным постановлением по следующим основаниям. Организатор в аудитории, ФИО2, в соответствии с Порядком (пункт 45), Методическими рекомендациями по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2018 году (приложение 1 к письму Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 декабря 2017 года №10-870 (далее - Рекомендации), в том числе в соответствии с Инструкцией для организатора в аудитории (приложение 1.4 Рекомендации) (далее – Инструкция) должна и обязана обеспечивать соблюдение требований Порядка. А именно, во время экзамена организаторы обеспечивают Порядок проведения государственной итоговой аттестации в аудитории и осуществляют контроль за ним. В соответствии с Инструкцией во время выполнения экзаменационной работы участниками ЕГЭ организатор в аудитории должен: следить за порядком в аудитории и не допускать: наличия у участников ЕГЭ средств связи, электронно-вычислительной техники, фото-, аудио- и видеоаппаратуры. В период с 12:27:29 до 12:29:25 ФИО2, повернувшись спиной к аудитории, полностью утратила над ней контроль, сосредоточившись над принятием материалов у участницы экзамена с места 1Б, досрочно завершившей выполнение экзаменационной работы, хотя у нее имелась реальная возможность осуществить приемку материалов за своим рабочим местом, не теряя участников экзамена из виду. При попустительстве и отсутствии контроля со стороны организатора в аудитории ФИО2, приведшим к созданию благоприятных условий для участника экзамена – ФИО8, занимавшего место 4Б, который в 12:28:54 воспользовался телефоном для фотофиксации КИМ, впоследствии опубликованного в сети «Интернет». Тем самым, организатор ФИО2 нарушила пункт 45 Порядка, требования Инструкции для организатора в аудитории. Считают, что судом неверно дана оценка действиям ФИО2 Суд полагает, что ответственность за допущенное нарушение лежит на втором организаторе, присутствующем в аудитории. Вместе с тем, организаторы имеют равные обязанности по осуществлению контроля за Порядком в аудитории и недопущению нарушений со стороны участников ЕГЭ. Считают, что в материалах дела имеются все доказательства, позволяющие сделать вывод о виновности ФИО2 в нарушении ею пункта 45 Порядка. Довод суда о том, что у ФИО2 отсутствовала реальная возможность заметить какие-либо манипуляции ФИО9 с телефоном, вследствие того, что она стояла к нему спиной, считают несостоятельными, так как прямая обязанность организатора в аудитории, какие бы действия он не выполнил в соответствии с Инструкцией, обеспечивать полный контроль за соблюдением Порядка. Обстоятельства совершения административного правонарушения должны быть в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ установлены судом полно и правильно, всем обстоятельствам дела должна быть дана надлежащая правовая оценка. Считают, что суд неправильно определил обтоятельства данного дела. Просят отменить постановление мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» на судебном участке №56 по делу №5-1018/2018 от 06 сентября 2018 года.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2, надлежащим образом извещенная о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, о причинах неявки не сообщила, не просила об отложении судебного разбирательства.
Представитель Министерства образования и науки Хабаровского края в судебное заседание апелляционной инстанции апелляционной инстанции не явился, уведомлен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении судебного разбирательства.
Суд считает возможным рассмотреть жалобу и дело об административном правонарушении в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 19.30 КоАП РФ умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации и предусмотренных законодательством об образовании олимпиад школьников, а равно нарушение установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с п. 14 ст. 59 указанного выше закона методическое обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, организация разработки контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных на основе этих контрольных измерительных материалов, обеспечения этими контрольными измерительными материалами государственных экзаменационных комиссий, а также организация централизованной проверки экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе контрольных измерительных материалов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, определение минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
На основании вышеуказанной правовой нормы Рособрнадзором разработаны методические рекомендации по подготовке и проведению основного государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2018 году.
Распоряжением Министерства образования и науки Хабаровского края №630 от 16.05.2018 утвержден персональный состав руководителей, организаторов, технических специалистов и ассистентов, привлекаемых в пункты проведения экзаменов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году, согласно которого учитель МБОУ СОШ с. Святогорье ФИО2 ФИО10 утверждена в ППЭ №032, расположенном по адресу: 682910, <адрес>) для проведения экзамена по английскому языку (письменная часть) в форме ЕГЭ с 08-00 до 13-50 часов 18 июня 2018 года организатором в аудитории пункта проведения экзамена, что подтверждается списком работников ППЭ №032 от 18.06.2018 (л.д. 18-19).
Порядок проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394.
Министерством образования и науки Хабаровского края (далее – Министерство) в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 (далее – Порядок ГИА) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта создается государственная экзаменационная комиссия.
Согласно п.37 порядка ГЭК в день проведения экзамена в ППЭ присутствуют руководитель и организаторы ППЭ. Руководители и организаторы ППЭ назначаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, загранучреждением и учредителем по согласованию с ГЭК. В качестве руководителей и организаторов ППЭ привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. При проведении ГИА по учебному предмету в состав организаторов и ассистентов не входят специалисты по этому учебному предмету.
Согласно ст. 40, ст. 42 порядка ГЭК до начала экзамена руководитель ППЭ организует распределение обучающихся и организаторов по аудиториям. Во время экзамена обучающиеся соблюдают установленный порядок проведения ГИА и следуют указаниям организаторов, а организаторы обеспечивают устанавливаемый порядок проведения ГИА в аудитории и осуществляют контроль за ним. Во время проведения экзамена в ППЭ запрещается обучающимся - иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Лица, допустившие нарушение устанавливаемого порядка проведения ГИА, удаляются с экзамена; обучающимся, организаторам, ассистентам, оказывающим необходимую техническую помощь лицам, указанным в пункте 34 настоящего Порядка, техническим специалистам, специалистам по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экспертам, оценивающим выполнение лабораторных работ по химии, - выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.
<данные изъяты>
В соответствии с п. 11 ст. 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при проведении государственной итоговой аттестации, если иное не предусмотрено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети "Интернет") устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Указанные факты свидетельствуют о нарушении пункта 45 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 №1400, участником ЕГЭ ФИО11
Нарушение участником ЕГЭ Порядка не влечет за собой автоматическую административную ответственность организатора ППЭ, присутствовавшего во время проведения ЕГЭ, если не доказана его вина в данном нарушении.
Принимая во внимание, что во время проведения экзамена в аудитории присутствуют два организатора, во время проверки документом одним из них, следить за происходящим в классе должен второй организатор.
Мировым судьей, верно, установлено, что у ФИО2 отсутствовала реальная возможность заметить какие-либо манипуляции ФИО3 с телефоном.
При таких обстоятельствах, выводы мирового судьи об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения являются правильными, производство по делу об административном правонарушении прекращено обоснованно.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, решение об отмене постановления и о возращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, выноситься в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всестороннее, полно и объективно рассмотреть дело.
При рассмотрении жалобы не установлены основания для отмены постановления мирового судьи, поэтому рассмотренная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного района «район имени Лазо Хабаровского края» на судебном участке № 56 от 06 сентября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица ФИО2 ФИО12 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения производство - оставить без изменения, а жалобу представителя Министерства образования и науки Хабаровского края ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в порядке надзора в Хабаровский краевой суд.
Судья Н.В. Дубс