Дело № 12-182/2020
УИД: 86RS0018-01-2020-000989-09
Р Е Ш Е Н И Е
п. Междуреченский 14 декабря 2020 года
Судья Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Косолапова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» на постановление № 06-402/2020 старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 от 15 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 06-402/2020 старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее Природнадзор Югры) ФИО1 от 15 сентября 2020 года юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа 54 000 рублей.
Полагая данное постановление незаконным и необоснованным, представитель общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» ( далее ООО «Газпромнефть-Хантос, Общество) ФИО2 в установленный законом срок обратилась в суд с жалобой об отмене постановления.
В обоснование своих доводов заявитель указала, что субъектом административного правонарушения по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ является лицо, непосредственно допустившее нарушение требований подпункта «и» пункта 2 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 ( далее Правила), а именно вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ, на территории, арендуемой по договорам аренды лесного участка от 24.09.2019 № 0062/19-04-ДА и № 0063/19-04-ДА.
Письмом от 25.08.2020 № 07/009331, направленным в адрес административного органа в ответ на уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ООО «Газпромнефть-Хантос» указало, что не осуществляло работ по рубке лесных насаждений в районе, указанном в уведомлении, и, следовательно, не допускало нарушения требований Правил, выразившееся в вывозке и складировании древесины на месте, не предусмотренном проектом освоения лесов.
Указанным письмом административному органу также была представлена исчерпывающая информация о лице, проводившем работы в указанном районе и допустившем нарушения требований Правил - ООО «Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз», представлен договор подряда от 22.08.2019 № ХНТ-19/10201/887/Р/49, по условиям которого в соответствии с п. 4.3.15 Договора по обеспечению соблюдения необходимых мероприятий по технике безопасности. Рациональному использованию территории, охране окружающей среды, лесного и земельного законодательства при выполнении работ, по соблюдению Лесного кодекса РФ, Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов. Расположенных на землях лесного фонда, в том числе требований по складированию вырубленной древесины.
Ввиду того, что Общество не производило работ на указанном лесном участке, оно не допускало нарушения Правил, и принять мер по их соблюдению также не имело возможности, соответственно не могло и не совершало правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Административный орган ошибочно полагает, что объективную сторону состава названного правонарушения, образуют не сами действия, приведшие к нарушению Правил заготовки древесины, а причины, повлекшие данные нарушения, в следствие чего неверно определен субъект административного правонарушения.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства наличия в действиях Общества признаков объективной и субъективной стороны вмененного административного правонарушения.
ООО «Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз», которое непосредственно допустило нарушение Правил заготовки древесины, к административной ответственности не привлечено, что противоречит принципам законности, равенства и справедливости.
Кроме того по факту обнаружения на лесном участке места размещения заготовленной древесины административным органом составлены протокол № 06-402/2020 от 25.08.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, и протокол об административном правонарушении № 06-400/2020 от 25.08.2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ. Координаты места размещения древесины в указанных протоколах идентичны. Данные обстоятельства свидетельствуют о совершении виновным лицом одного противоправного действия, за которое предусмотрена административная ответственность по разным статьям КоАП РФ. Однако в нарушение ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ дела об указанных административных правонарушениях объединены не были и рассмотрены с вынесением разных постановлений.
Общество, Природнадзор Югры и должностное лицо ФИО1 надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствуют.
Судья полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей Общества, Природнадзора Югры, должностного лица ФИО1
Должностное лицо ФИО1 представила письменные возражения, в которых полагает жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемое постановление законным и обоснованным.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 11 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.09.2016 № 474, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
Подпунктом "и" пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.09.2016 № 474, установлено, что при заготовке древесины не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов или технологической картой лесосечных работ.
Из материалов дела следует, что 04.08.2020 в 10 часов 04 минут в ходе проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах на основании распоряжения уполномоченного должностного лица Природнадзора Югры от 27.07.2020 № 06-254/2020 на участке лесного фонда, расположенном в квартале № 36 выделе № 198, 199 Пойменного урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела – лесничества обнаружен факт рубки и использования участка лесного фонда под площадной объект ( лесосеку). Площадка свободна от лесных насаждений, вырублена. На территории площадки размещена заготовленная древесина, а также установлена буровая установка, мобильный вагон-городок, автомобильный специальный транспорт и технологическое оборудование. В ходе патрулирования зафиксировано место размещения заготовленной древесины в системе WGS, проведена видеосъемка, фототаблица приложена к Акту по итогам проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах № 06-254/2020 ( листы 1-12 административного дела).
Указанный лесной участок предоставлен в аренду ООО «Газпромнефть-Хантос» на основании договора аренды лесного участка № 0062/19-04-ДА от 24 сентября 2019 года с целью осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых под объект «Разведочное бурение (1200Р, 1400Р, 1500Р, 1600Р) на территории Западно-Зимнего лицензионного участка», договора аренды лесного участка от 24 сентября 2019 года № 0063/19-04-ДА с целью заготовки древесины под объект «Разведочное бурение (1200Р, 1400Р, 1500Р, 1600Р) на территории Западно-Зимнего лицензионного участка», заключенных между Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры и Обществом ( листы 16-33 административного дела).
Проектом освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду под объект под объект «Разведочное бурение (1200Р, 1400Р, 1500Р, 1600Р) на территории Западно-Зимнего лицензионного участка», на указанном лесном участке предусмотрено проведение сплошной рубки лесных насаждений на площади 45, 8713 га в объеме 4 658 куб. м. Складирование заготовленной древесины предусмотрено на арендуемом участке в квартале № 414 выдел № 26 ( листы 48-54 административного дела), а не в квартале № 36 выделе № 198, 199 Пойменного урочища Болчаровского участкового лесничества Кондинского территориального отдела – лесничества, где заготовленная древесина обнаружена на площадке.
Таким образом установлен факт вывозки, трелевки заготовленной древесины в месте, не предусмотренном проектом освоения лесов.
Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ООО «Газпромнефть-Хантос» к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, нарушившее требования правил заготовки древесины, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе копией распоряжения о проведении мероприятия по контролю от 27.07.2020 № 06-254/2020, копией акта по итогам проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 06.08.2020 № 06-254/2020 с фототаблицей ( административное дело № 06-402/2020 л.д. 1-12), протоколом об административном правонарушении №06-402/2020 от 25.08.2020 (административное дело, л.д.110-117), копией договора аренды лесного участка № 062/19-04-ДА от 24 сентября 2019 года, копией договора аренды лесного участка № 0063/19-14-ДА от 24 сентября 2019 года, заключенного между Департаментом недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры и Обществом, Проектом освоения лесов к указанным договорам аренды, в соответствии с которыми предусмотрена рубка лесных насаждений на указанном арендуемом участке, место складирования заготовленной древесины ( административное дело листы 16- 38, 49-54), копией лесной декларации от 30.01.2020 № 190-лд, поданной Обществом ( листы 43-48 административного дела) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 пришла к правильному выводу о том, что действия Общества образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Газпромнефть-Хантос» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «Газпромнефть-Хантос» в пределах санкции части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Доводы жалобы о том, что Общество, являясь арендатором лесного участка на основании договоров аренды лесного участка, не осуществляло работ по рубке лесных насаждений, которые выполняла другая организация по договору подряда, о незаконности обжалуемого постановления не свидетельствует, поскольку не исключает вину Общества в совершении вмененного правонарушения.
По условиям договора аренды лесного участка для заготовки древесины № 0063/19-14-ДА от 24 сентября 2019 года арендатор ООО «Газпромнефть-Хантос» обязано в порядке, установленном договором, осуществлять вид использования лесов в соответствии законодательством Российской Федерации, проектом освоения лесов и лесной декларацией ( п.п. «ж» п. 3.4).
Проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка предусмотрено проведение сплошной рубки на площади 230,252 га, складирование заготовленной древесины проектируется на арендованном участке (квартал № 414 выдел № 26) (п. 7.1.4 Проекта освоения лесов, административное дело л.д.50-54).
Обществом не представлено сведений о передаче обязанностей по договору аренды иному лицу, в том числе подрядной организации ООО «Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз» по договору подряда на строительство геолого-разведочных скважин № 1400Р Западно-Зимнего ЛУ от 22 августа 2019 года № ХНТ-19/10201/887/Р/49 (листы 78-104 административного дела) в установленном законом порядке, а также о заключении соглашения об установлении сервитута. При указанных обстоятельствах обязанности арендатора по соблюдению в том числе Правил заготовки древесины при использовании лесов возлагаются на арендатора ООО «Газпромнефть-Хантос».
Нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Факт нарушения Правил заготовки древесины выявлен должностными лицами Природнадзора Югры на открытой к доступу неограниченного круга лиц территории в рамках рейдового мероприятия.
Непосредственное обнаружение должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, что согласуется с требованиями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.
Вместе с тем то обстоятельство, что по результатам соответствующего мероприятия было возбуждено дело об административном правонарушении, требованиям закона не противоречит. Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проведение внеплановых проверок в 2020 году предусмотрено только в определенных случаях, которые по делу отсутствуют.
Доводы, имеющие правовое значение, являлись предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемого постановления не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Имеющимися доказательствами в полном объеме подтверждается виновность юридического лица в совершении правонарушения и собранных по делу доказательств достаточно для признания Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Доводов, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений действующего законодательства, в жалобе не содержится, материалами дела такие обстоятельства не подтверждены. По каким причинам Общество не имело возможности обеспечить соблюдение Правил при выполнении работ по рубке древесины на арендуемом участке, в жалобе не указано.
То обстоятельство, что подрядная организация ООО «Нефтяная компания Красноленинскнефтегаз» не привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, правового значения по делу не имеет.
Дело правомерно рассмотрено уполномоченным должностным лицом Кондинского отдела Природнадзора Югры отдельно от дела в отношении Общества по ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ ( протокол об административном правонарушении № 06-400/2020 от 25.08.2020, л.д. 26-33).
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
По указанным делам № 06-400/2020 по ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ и № 06-402/2020 по ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ Обществом совершены различные действия на одном лесном участке – заготовленная древесина местами не сложена в штабель, не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра на период пожароопасного сезона и допущены вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные проектом освоения лесов. Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений части 2 стати 4.4. КоАП РФ при указанных обстоятельствах не имеется.
Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление № 06-402/2020 старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды начальника Кондинского отдела по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1 от 15 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Хантос» ФИО2 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Косолапова