ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-182/20 от 27.11.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

№ 12-182/2020

Дело № 72-327/2020

РЕШЕНИЕ

г. Курган 27 ноября 2020 г.

Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу Осокина Владимира Валерьевича на постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 9 июля 2020 г., решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 9 июля 2020 г. Осокин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 г. постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Курганский областной суд Осокин В.В. просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.

Указывает, что в бюджете Шадринского района на 2019 г. были предусмотрены расходы на софинансирование реализации мероприятий, согласно пункту 1.4 Соглашения, заключенного между Администрацией Шадринского района Курганской области и Департаментом образования и науки Курганской области от 20 июня 2019 г., в частности Решением Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 были предусмотрены средства местного бюджета на реализацию мероприятия в размере 105000 рублей в составе расходов, предусмотренных статьей расходов «Детские дошкольные учреждения», освоение которых состоялось в 2019 г. Обращает внимание, что данные расходы фактически были понесены для достижения цели субсидии. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку не установлено специальных требований к отражению в бюджете района отдельной целевой статьи расходов по софинансированию.

Кроме того, приводит доводы о малозначительности административного правонарушения, в связи с чем, он может быть освобожден от административной ответственности.

Для рассмотрения жалобы Осокин В.В. не явился, ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, специалистами контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района Курганской области в Управлении образования администрации Шадринского района Курганской области, которой установлено, что администрацией Шадринского района Курганской области и Департаментом образования и науки Курганской области заключено соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Шадринского района на поддержку развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования от 20 июня 2019 г. (далее также – Соглашение от 20 июня 2019 г.). Проверкой установлено, что Законом Курганской области от 27 декабря 2018 г. № 163 «Об областном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.», Постановлением Правительства Курганской области от 14 июня 2019 г. № 208 «О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на поддержку развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования в 2019 г.» на реализацию государственной Программы «Развитие образования», из областного бюджета бюджету Шадринского района предусмотрены межбюджетные трансферты в виде субсидии на поддержку развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования в сумме 350 000 рублей (КБК 075-0701-0610112000-521).

Решением Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 (с изменениями) «О бюджете Шадринского района на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.» в рамках реализации муниципальной программы Шадринского района «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Шадринском районе на 2016-2020 гг.» от 3 декабря 2015 г. № 948, Управлению образования предусмотрены бюджетные ассигнования на поддержку развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования в сумме 350 000 рублей (КБК 078-0701-0400112000-200) в объеме средств областного бюджета Курганской области.

Между Администрацией Шадринского района Курганской области и Департаментом образования и науки Курганской области заключено соглашение о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Шадринского района на поддержку развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования от 20 июня 2019 г.

Согласно пункту 1.4 Соглашения от 20 июня 2019 г., размер субсидии, предоставляемой из бюджета Курганской области бюджету муниципального образования составляет 350000 рублей. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на софинансирование расходного обязательства муниципального образования, составляет 105000 рублей. В соответствии с пунктом 2.3 предусмотрено осуществление софинансирования на основании нормативного правового акта, указанного в пункте 1.3 Соглашения. Обеспечением достижения показателей результативности предоставления субсидии, в том числе, является объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на софинансирование расходного обязательства муниципального образования в сумме 105000 рублей.

Решением Шадринской районной Думы от 20 декабря 2019 года № 31 (с изменениями) « О бюджете Шадринского района на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.» в рамках реализации муниципальной программы Шадринского района «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Шадринском районе на 2016-2020 гг.» от 3 декабря 2015 г. № 948, Управлению образования предусмотрены бюджетные ассигнования на поддержку развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования в сумме 350000 рублей (КБК 078-0701-0400112000-200) в объеме средств областного бюджета Курганской области.

В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий местным бюджетам.

Как указано в части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Приложением 2 к подпрограмме «Развитие общего образования» государственной Программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики», утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 21 января 2016 г. № 9, утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета на поддержку развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования (далее также – Порядок предоставления субсидий), пунктом 4 которого установлено, что субсидии предоставляются при условии осуществления долевого финансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований расходов, направленных на проведение ремонтных работ и оснащение дополнительно открытых мест и (или) групп в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования – в размере не менее 30% предоставляемой субсидии.

Между тем, фактически, за счет местного бюджета, расходы по направлению расходов «Поддержка развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования» не предусмотрены, в связи с чем не производились, что является нарушением положений Соглашения от 20 июня 2019 г. и свидетельствует о неисполнении обязательств, вытекающих из него. Осуществление долевого финансирования расходов на проведение ремонтных работ и оснащение дополнительно открытых мест и (или) групп в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, не обеспечено, значение показателей результативности предоставления субсидии не достигнуто в части объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования на софинансирование расходного обязательства муниципального образования в сумме 105000 рублей.

Поскольку Осокин В.В., являвшийся на момент совершения административного правонарушения (31 декабря 2019 г.) Главой Шадринского района Курганской области, в обязанности которого входило осуществление полномочий по организации составления проекта бюджета района, нарушил условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, должностное лицо и судья районного суд пришли к обоснованному вводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Осокиным В.В. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25 июня 2020 г.; актом от 24 марта 2020 г. по результатам выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района; решением Шадринской районной Думы от 19 декабря 2019 г. № 21 «О внесении изменений и дополнений в решение Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 «О бюджете Шадринского района на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг.»; ведомственной структурой расходов бюджета Шадринского района на 2019 г.; соглашением о направлении в 2019 г. в бюджет муниципального образования Шадринский район Курганской области субсидий из областного бюджета бюджету Шадринского района Курганской области на поддержку развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования от 20 июня 2019 г.; уставом муниципального образования Шадринского района Курганской области; решением Шадринской районной Думы от 16 июля 2009 г. № 141 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Шадринском районе»; решениями Шадринской районной Думы от 25 января 2018 г. № 1, от 28 сентября 2017 г. № 22, от 28 мая 2015 г. № 8, от 17 декабря 2015 г. № 20, от 27 ноября 2013 г. № 23, от 28 апреля 2011 г. № 11 «О внесении изменений в решение Шадринской районной Думы от 16 июля 2009 г. № 141 «Об утверждении положения о бюджетном процессе в Шадринском районе»; решением Шадринской районной Думы от 14 декабря 2017 г. № 57 «О вступлении в должность главы Шадринского района», информацией Шадринской районной Думы, которые получили судебную оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы, из содержания Соглашения от 20 июня 2019 г. следует, что оно заключено в соответствии с Порядком предоставления субсидий.

Таким образом, администрацией Шадринского района Курганской области должно быть соблюдено условие, предусмотренное пунктом 4 Порядка предоставления субсидий.

Доводы Осокина В.В. о том, что Решением Шадринской районной Думы от 20 декабря 2018 г. № 31 были предусмотрены средства местного бюджета на реализацию мероприятия в размере 105 000 рублей в составе расходов, предусмотренных статьей расходов «Детские дошкольные учреждения», освоение которых состоялось в 2019 г. и расходы на которые фактически были понесены для достижения цели субсидии, а также в связи с тем, что не установлено специальных требований к отражению в бюджете района отдельной целевой статьи расходов по софинансированию, соответственно, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что фактически за счет средств местного бюджета расходы по направлению «Поддержка развития муниципальных образовательных организаций, реализующих программу дошкольного муниципального образования» не производились, что является нарушением положений Соглашения от 20 июня 2019 г. и свидетельствует о неисполнении обязательств, вытекающих из него.

Постановление о привлечении Осокина В.В. к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Осокину В.В. в соответствии с санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного правонарушения, степени общественной опасности, данных о личности Осокина В.В., и является минимальным.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, полагаю, что в данном случае нет оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и освобождения Осокина В.В. от административной ответственности.

Иные доводы, изложенные в жалобе, не влияют на правильность выводов должностного лица и судьи.

Процессуальных нарушений по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем постановления должностного лица и судебного акта не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области от 9 июля 2020 г., решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Осокина Владимира Валерьевича оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Судья С.Н. Менщиков