ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-182/2012 от 04.07.2012 Каменского районного суда (Ростовская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Судья Каменского районного суда Ростовской области Карлов М.М., с участием: представителя ОАО «Каменскволокно» Кильбаух Р.А., представившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении – Миллеровской таможни-Черепениной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Каменскволокно» на постановление мирового судьи судебного участка №3 г. Каменска-Шахтинского Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица – ОАО «Каменскволокно»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №3 г.Каменск – Шахтинского от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо–ОАО «Каменскволокно», привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса РФ об АП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 рублей.

Представитель ОАО «Каменскволокно» обратился в суд с жалобой об отмене постановления мирового судьи судебного участка №3 г.Каменск-Шахтинского от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которой следует, что обжалуемое постановление принято с нарушением норм процессуального права, подлежит отмене поскольку действующим таможенным законодательством предусмотрено предоставление документов таможенным органам только один раз, при проведении лицом валютных операций по перемещению товаров через таможенную границу. Полный пакет документов был своевременно предоставлен таможенному органу; все товары, поставленные по контракту от ДД.ММ.ГГГГ, были оформлены в таможенном отношении. Данное обстоятельство отражено в письме ОАО «Каменскволокно», направленном в ответ на запрос таможенного органа. В период поступления запроса таможенного органа никаких валютных операций по договору ОАО «Каменскволокно» не проводило. Таможенный орган же повторно и в отсутствие какой-либо валютной операции повторно запросил документы, уже полученные им ранее при совершении ОАО «Каменскволокно» валютной операции и таможенной очистке товара, что указывает на незаконность запроса. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ органы валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций. Согласно ч. 5 ст. 23 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Согласно п.2 Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 N 98, в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов, а резиденты и нерезиденты обязаны представлять агентам валютного контроля информацию, связанную с проведением валютных операций, а также подтверждающие документы, связанные с проведением валютных операций, в соответствии с перечнем, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", и должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 указанной статьи. Подтверждающие документы, связанные с проведением валютных операций по перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации и необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с таможенным законодательством, представляются таможенным органам в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела. Таким образом, ОАО «Каменскволокно» было обязано представить таможне документы только при проведении обществом валютных операций по перемещению товаров через таможенную границу, что и было выполнено обществом по каждой валютной операции.

В судебном заседании представитель ОАО «Каменскволокно» жалобу поддержал, сославшись на доводы, аналогичные изложенным в ней, а также дополнительно пояснил о том, что доводы таможенного органа, изложенные к отзыве на жалобу, сводятся к тому, что лицо, осуществляющее таможенное декларирование товара, обязано предоставлять одни и те же документы дважды: в целях таможенного декларирования товара и в целях валютного контроля. Данная позиция таможенного органа противоречит положениям Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Так, в соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 23 Закона в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов: документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).Таможенный орган подтвердил, что указанные документы для целей таможенного декларирования товара были своевременно предоставлены ОАО «Каменскволокно» таможенному органу (стр. 2 абз. 4 отзыва), однако были повторно запрошены таможенным органом (стр. 3 абз. 1 отзыва). Просил обжалуемое постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Миллеровской таможни Черепенина О.И. в судебном заседании пояснила, что обжалуемое постановление законно и обосновано, а доводы жалобы несостоятельны, при этом сослалась на на следующие основания : позиция «Каменскволокно», о том, что «действующим таможенным законодательством предусмотрено предоставление документов таможенным органам только при проведении лицом валютных операций по перемещению товаров через таможенную границу» - ошибочна. ОАО «Каменскволокно» путает понятия предоставляемых таможенному органу для таможенного контроля документов при выпуске товаров с целью их вывоза за пределы территории Российской Федерации и предоставлением документов таможенному органу, как агенту валютного контроля, с целью проведения проверки соблюдения ОАО «Каменскволокно» валютного законодательства Российской Федерации, и тем самым пытается ввести в заблуждение судебные органы. Таможенные органы, как агенты валютного контроля, осуществляют валютный контроль, проводимых участниками внешнеэкономической деятельности валютных операций, в том числе связанных с осуществлением денежных расчетов и переводов за перемещаемые через таможенную территорию Российской Федерации товары на основании Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ). Валютный контроль ведется в несколько этапов:на этапе таможенного декларирования (при подаче таможенных деклараций для выпуска товаров с целью их вывоза (ввоза) за пределы (на) территории(ю) Российской Федерации) валютный контроль ограничивается проверкой указанных в таможенной декларации сведений - номера паспорта сделки и сведений о цене товара (данный этап контроля находится в компетенции таможенного поста);на этапе последующего контроля после выпуска товаров сопоставляется информация об их стоимости и банковская информация о платежах за них. Данный контроль осуществляется с помощью таких документов как внешнеэкономический контракт, дополнительные соглашения, приложения к контракту, паспорт сделки, декларации на товары, а так же с помощью специальных электронных баз данных валютного контроля (данный этап контроля находится в компетенции таможен). Утверждение ОАО «Каменскволокно», что «в период поступления запроса таможенного органа никаких валютных операций по договору ОАО «Каменскволокно» не проводило» не является правомерным. В соответствии с пп. Б п. 9 ст. 1 Закона № 173-ФЗ: «валютные операции - это приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа». Таким образом, валютная операция - это не вывоз товаров за пределы территории РФ, как считает ОАО «Каменскволоко», а получение денежных средств за вывезенные товары. По условиям внешнеэкономического контракта за вывезенные с территории РФ товары ОАО «Каменскволокно» должен был получить на свой расчетный счет денежные средства в течение 45 дней с момента отгрузки товара. Согласно ведомости банковского контроля последнее таможенное оформление товара совершено ОАО «Каменскволокно» ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей должны были поступить на расчетный счет ОАО «Каменскволокно». На момент проведения таможенным органом проверки (ДД.ММ.ГГГГ) денежные средства на расчетный счет ОАО «Каменскволокно» не поступили. Для полного и объективного анализа выявленного факта -непоступления денежных средств на расчетный счет ОАО «Каменскволокно», были запрошены контракт и дополнительные соглашения к нему, паспорт сделки, в том числе переоформленный, декларации на товары.Валютным законодательством РФ допускаются внесения изменений в контракт путем заключения дополнительных соглашений после вывоза товара с территории РФ, которыми возможно продевать сроки поступления денежных средств. В случае внесения таких изменений в контракт, переоформляется соответственно паспорт сделки. Декларации на товары были запрошены с целью подтверждения общей фактурной стоимости вывезенного товара.Таким образом, Миллеровской таможней были запрошены вышеуказанные документы с целью проведения проверки соблюдения ОАО «Каменскволокно» валютного законодательства РФ. В данном случае, это не повторный запрос документов, как утверждает ОАО «Каменскволокно», путая понятия предоставления документов таможенному органу при таможенном оформлении и таможенном контроле с целью выпуска партии товаров с территории РФ и предоставление документов таможенному органу в рамках проведения им проверки соблюдения ОАО «Каменскволокно» валютного законодательства. Заявление ОАО «Каменскволокно» о том, что «отсутствие какого либо из документов, предусмотренных ч.4 ст.23 ФЗ от 10.12.2003 №173-Ф3, не позволило бы осуществить таможенную очистку товара...» не верно. Обязанность представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров устанавливается Таможенным кодексом таможенного союза. Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления так же устанавливаются Таможенным кодексом таможенного союза. Поэтому, отсутствие, какого либо из документов, предусмотренных ч.4 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» никаким образом не повлияло бы на выпуск товара. ОАО «Каменскволокно» совершало таможенные операции по вывозу товара в трех таможенных постах двух таможен, что имеет определенную сложность при осуществлении валютного контроля. В связи с выяснением вопроса о возможном допущении нарушения валютного законодательства РФ у ОАО «Каменскволокно» были запрошены документы, отсутствующие у таможенного органа. «Каменскволокно» обязано представить таможенному органу необходимые документы в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза.Таким образом, документы, запрошенные Миллеровской таможней письмом исх. от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении документов», не были запрошены повторно. Запрос был сделан в рамках проводимой проверки соблюдения ОАО «Каменскволокно» валютного законодательства РФ, поскольку на день завершения обязательств по контракту ДД.ММ.ГГГГ денежные средства за вывезенные товары не поступили на расчетный счет ОАО «Каменскволокно», что является нарушением п.1 ч.1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ (при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных контрактов за переданные нерезидентам товары).

Выслушав заявителя жалобы, представителя органа, составившего протокол об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, сделав анализ законности и обоснованности, обжалуемого постановления, проверив материалы в объеме, предусмотренном ч.3 ст.30.6 КРФ об АП, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка №3 г.Каменск-Шахтинского Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 Кодекса РФ об АП в отношении ОАО «Каменскволокно», подлежит оставлению без изменения, а жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об АП, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КРФ об АП обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.19.7 К РФ об АП непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

При рассмотрении жалобы установлено, что юридическим лицом- ОАО «Каменскволокно» не представило, по запросу от ДД.ММ.ГГГГ, в отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений Миллеровской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы, своевременно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, сведения, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а именно: контракт от ДД.ММ.ГГГГ, спецификации, приложения, дополнительные соглашения, которые являются неотъемлемой частью данного контракта, паспорт сделки (в т.ч. переоформленный), декларации на товары и справки о подтверждающих документах к ним, оформленные в рамках контракта для целей проведения инициативной документальной проверки соблюдения ОАО «Каменскволокно», как резидента, осуществляющего в Российской Федерации и внешнеэкономическую деятельность, требований валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Из анализа фактически совершенных таможенным органом действий и соответствующих правовых норм, регулирующих деятельность таможенного органа, следует вывод о том, что, направляя указанный запрос ОАО «Каменскволокно», таможенный орган действовал правомерно, законно.

Действия таможенного органа, в данном случае, не имели повторного, дублирующего характера.

Согласно пункту 7 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

В силу части 3 статьи 22 ФЗ 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» таможенные органы являются агентами валютного контроля.

Пунктом 1 статьи 23 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» на агентов валютного контроля и их должностных лиц возложены следующие обязанности:1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; 2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного, регулирования. Положениями пункта 1 статьи 23 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенций и в соответствии с законодательством РФ имеют право: 1)проводить проверки соблюдения резидентами, и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; 2)запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Согласно части 2 статьи 24 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в частности, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона.

К документам и информации, которую агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании, отнесены, в частности, документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, паспорт сделки.

Из материалов дела следует, что таможней истребованы документы в соответствии с указанным, в Законе о валютном регулировании, перечнем.

ОАО «Каменскволокно» обязанность по предоставлению запрошенных таможней документов не исполнило.

Данный факт был установлен и мировым судьей на основании исследованных доказательств. Утверждения заявителя жалобы являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании правовых норм, не опровергают исследованных в судебном заседании доказательств, не доверять которым, у суда нет оснований и, которые, полно и объективно, отражают событие, состав административного правонарушения, вину ОАО «Каменскволокно» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иных доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, жалоба не содержит и судом не установлены таковые обстоятельства.

Обжалуемое постановление основано на материалах и обстоятельствах дела, правильно установлены юридически значимые для разрешения вопроса обстоятельства, дана соответствующая нормам, установленным Кодексом РФ об административных правонарушениях, оценка доказательствам, значимым для дела.

Нарушений процессуальных норм, являющихся правовыми основаниями к отмене или изменению вышеуказанного постановления по делу не допущено.

При назначении наказания мировой судья учел данные о лице, привлеченном к административной ответственности, а также характер совершенного административного правонарушения.

Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса РФ об АП в пределах санкции ст. 19.7 Кодекса РФ об АП.

Порядок и срок давности привлечения виновного лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Таким образом, проверив дело, в соответствии с требованиями ст.30.6 К РФ об АП, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка №3 г.Каменск-Шахтинского Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 Кодекса РФ об АП в отношении юридического лица – ОАО «Каменскволокно».

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №3 г.Каменск-Шахтинского Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица – ОАО «Каменскволокно», оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Карлов М.М.