ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-182/2015 от 21.12.2015 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 12-182/2015

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

21 декабря 2015 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Жанакулова Н.Т., поданную его защитником Швецовым В.Н., на постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 11 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Жанакулова Н.Т.,

установил:

Административным расследованием, проведённым Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Немецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее по тексту также - Управление Россельхознадзора) установлено, что должностное лицо - глава Администрация Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области (далее по тексту также - Администрация) Жанакулов Н.Т. не организовал надлежащим образом исполнение полномочий, которыми сельское поселение наделено в силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате чего на земельном участке площадью <.......> га, расположенном по адресу: <.......>, кадастровый квартал <.......>, относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид угодий (пастбище), используемом Администрацией для складирования твердых бытовых отходов, была допущена порча земель путем загрязнения на площади 0,34 га., превышение ПДК (цинка), (индекс энтерококков), (коли индекс), в отношении должностного лица - главы Администрации Жанакулов Н.Т. был составлен протокол ААА № 010503 от 29 июля 2015 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также КоАП РФ).

Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Жанакулова Н.Т. 15 сентября 2015 г. направлены по подведомственности в Армизонский районный суд Тюменской области.

Постановлением судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 11 ноября 2015 года должностное лицо - глава администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Жанакулов Н.Т. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей

С данным постановлением не согласен защитник главы Администрации Жанакулова Н.Т. - Швецов В.Н., который в жалобе в вышестоящий суд просит постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 11 ноября 2015 года отменить и прекратить производство по делу, указывая, что при вынесении оспариваемого постановления судьей районного суда не было установлено наличие причинно-следственной связи между действиями или бездействиями главы Администрации и наступлением вредных последствий в виде разрушения плодородного слоя почвы, что, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует об отсутствии объективной стороны состава административного правонарушения в действиях главы Администрации. Полагает, что судья районного суда не принял во внимание фактическое отсутствие доказательств, подтверждающих неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей главой Администрации, которое привело к порче земли. Также указывает, что поскольку к полномочиям Администрации относится только организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не относится сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления, глава Администрации не может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ. Отмечает, что главе Администрации не было выдано предписаний с установленным сроком для устранения выявленных нарушений. Полагает, что судьей не было установлено, осуществлялось ли выделение денежных средств Администрации на проведение работ по ликвидации складирования твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, повлекших загрязнение почвы.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении глава Администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Жанакулов Н.Т. о времени и месте рассмотрения дела судом извещено, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки не сообщило, об отложении рассмотрения дела не просило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора Ямщикову И.Е., просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 11 ноября 2015 года отмене либо изменению не подлежащим по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.

Согласно части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны в частности: проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Под бытовыми отходами согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе повседневного (бытового) потребления. В соответствии с п. 3.21 ГОСТа 30772-2001 «Обращение с отходами. Термины и определения» от 01.07.2002 г. бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.

В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Из п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что определением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Немецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам Ямщиковой И.Е. от 29 мая 2015 года возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования в отношении администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области, а определением от 29 мая 2015 г. назначено проведение экспертизы. Ямщиковой И.Е. 29 мая 2015 года в период с 09 часов 10 минут до 10 часов 00 минут в присутствии понятых и главы Администрации Жанакулова Н.Т., проведен осмотр земельного участка площадью <.......> га., расположенного по адресу: <.......>, кадастровый квартал <.......>, о чем составлен акт осмотра от 29.05.2015 года, согласно которому, указанный земельный участок не огорожен, доступ на него свободный. Какие-либо запрещающие таблички (аншлаги), отсутствуют. На участке в кучи высотой 0,3-0,7 м. и россыпью складируются твердые бытовые отходы: остатки древесно-кустарниковой растительности, стеклянные, пластиковые и бумажные упаковки от пищевых продуктов, обувь, тряпье, картонные коробки, обрывки полиэтилена, полиэтиленовые мешки с неустановленным содержимым. Также многочисленными кучами высотой 0,3-0,5м складирован подстилочный навоз.

В ходе осмотра были отобраны пробы для определения содержания солей тяжелых металлов и микробиологических показателей (индекса БГКП, энтерококков, яиц и личинок гельминтов), о чем составлен протокол отбора образцов почвы № 2 от 29.05.2015 г.

Из экспертного заключения № 10 от 24.07.2015 года, выполненного специалистами ФГБУ «Новосибирская МВЛ» следует, что на земельном участке площадью <.......> га, расположенном по адресу: <.......>, кадастровый квартал <.......>, в результате антропогенной деятельности произошло загрязнение (порча) земель - ухудшение качества земель, характеризующееся увеличением загрязняющих веществ (в том числе цинка, а также опасных микроорганизмов), что является нарушением ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве. Гигиенические нормативы». СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». Микробиологическое загрязнение негативно сказывается на функционировании почвенных микробоценозов (антогонистов патогенной кишечной микрофлоры) и представляет опасность для компонентов окружающей среды. В связи с порчей земли представляют собой биологическую опасность и непригодны для использования без предварительного восстановления. Для приведения нарушенных участков в первоначальное состояние необходимо выполнение комплекса восстановительных работ в соответствии с земельным и природоохранным законодательством Российской Федерации. Валовое содержание цинка в количестве 221,9 мг/кг в соответствии с ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве. Гигиенические нормативы» превышает предельные значения. Коли-индекс в количестве 100 и выше микробных клеток в 1 г., индекс энтерококков в количестве 1000 и выше микробных клеток в 1 г. в соответствии с СанПин 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» являются соответственно опасным и чрезвычайно опасным.

На основании заключения эксперта от 24.07.2015 г. и акта осмотра от 29.05.2015 г., в связи с установленными нарушениями требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в присутствии Жанакулова Н.Т. был составлен протокол ААА № 010503 от 29.07.2015 года о наличии в действиях должностного лица - главы Администрации Жанакулова Н.Т. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Как следует из п.п. 1.13, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» запрещается вывозить твердые и жидкие бытовые отходы на поля и огороды, на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях.

Из ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое), при этом, из указанного Закона также следует, что с 01.01.2010 г. размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов запрещено. Объектом размещения может быть только полигон, внесённый в государственный реестр объектов размещения отходов, а в соответствии со ст. 12 данного Закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами по результатам проведения соответствующих исследований, а также с последующим мониторингом состояния окружающей природной среды

На основании изложенного нахожу, что судьёй районного суда имеющимся в деле доказательствам, в частности: протоколу об административном правонарушении ААА № 010503 от 29.07.2015 г.; экспертному заключению № 10 от 24.07.2015 г.; определению о назначении экспертизы по делу об административной правонарушении от 29.05.2015 г.; протоколу испытаний № 8535 от 23.07.2015 г.; определению о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области и проведении административного расследования от 29.05.2015 г.; протоколу отбора образцов (проб) почвы № 2 от 29.05.2015 г.; данным обмера площади земельного участка от 29.05.2015 г.; акту осмотра земельного участка от 29.05.2015 г.; выписке из Устава Раздольского сельского поселения, копии дополнительного соглашения №8 от 29.04.2015 г., копии протокола собрания граждан с. раздолье от 05.06.2015 г.; копии распоряжения Раздольской сельской администрации от 25.01.1999 г. №1; акту отвода земельного участка под свалки от 20.03.1999 г.; дана оценка, соответствующая требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, в результате которой судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях главы Администрации Жанакулова Н.Т. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 указанного Кодекса.

В частности судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о том, что Администрацией и её главой предусмотренная Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2013 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» и подтверждённая дополнительным соглашением от 29.04.2015 г. к соглашению о передаче органами местного самоуправления Раздольского сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления Армизонского муниципального района от 17.12.2010 г. обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в полном объёме не исполнена, порядок сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения не определен, вследствие чего жители Раздольского сельского поселения самостоятельно вывозят твердые бытовые отходы, в нарушение требований пунктов 1.13, 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», на санкционированную, но не зарегистрированную свалку, не соответствующую требованиям пунктов 3.2, 4.5, 4.7, 5.4, 6.7 СанПиН 2.1.7.722—98 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», расположенную на земельном участке по адресу: <.......>, кадастровый квартал <.......>, не оформленном в соответствии с требования земельного законодательства Российской Федерации, категория земель которого изменена не была, вследствие чего участок по прежнему относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Из изложенного следует, что главой Администрации Раздольского сельского поселения Жанакуловым Н.Т., чьи соответствующие полномочия материалами дела подтверждены, достаточных и эффективных мер по реализации своих правомочий по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, по соблюдению требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предпринято не было, что повлекло накопление бытовых отходов и мусора на неотведённом для этой цели земельном участке и его порчу.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда постановления не допущено, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в соответствии с установленной ч. 2 ст. 8.6. указанного Кодекса санкцией с учётом требований части 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, с учётом срока его нахождения в должности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление судьи Армизонского районного суда Тюменской области от 11 ноября 2015 года в отношении главы администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Жанакулова Н.Т. оставить без изменения, жалобу главы администрации Раздольского сельского поселения Армизонского муниципального района Тюменской области Жанакулова Н.Т., поданную защитником Швецовым В.Н., оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко