ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-182/2016 от 23.09.2016 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Алексеева Т.Н. Дело № 12-182/2016

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

23 сентября 2016 года г. Псков

Судья Псковского областного суда Архипов Е.В.,

при секретаре Алексеевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Российские железные дороги» на постановление Псковского городского суда от 4 июля 2016 года, которым суд усмотрел в действиях ОАО «Российские железные дороги» состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Псковского городского суда Псковской области от 4 июля 2016 года ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.

В жалобе на вышеуказанное судебное постановление ОАО «Российские железные дороги» считает протокол и постановление суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ. Работники частной охранной организации ООО «ОП «Локомотив Северо-Запад» не относятся к персоналу субъекта транспортной инфраструктуры соответствующей аттестации данная организация не проходила. В рамках договорных обязательств данная охранная организация обеспечивает охрану имущества ОАО «РЖД» и не может являться подразделением транспортной безопасности, исходя из требований нормативных правовых документов. С ООО «ОП «Локомотив» нет договора и исполнение функций по транспортной безопасности. Кроме того, на период проведения проверки вокзала Псков органами Ространснадзора в соответствующий реестр Росжелдора не было внесено ни одной аттестующей организации, как не внесено их и в настоящее время.

Представители УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора в судебном заседании постановление суда полностью поддержали, считают обоснованным привлечение ОАО «РЖД» дела к ответственности по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, заслушав стороны, нахожу основания для отмены состоявшегося судебного постановления.

Часть 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного административного правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении требований по обеспечению транспортной безопасности, содержащихся в Федеральном законе от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", а также в транспортных кодексах и приказах Минтранса России применительно к различным видам транспорта.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 8 Закона № 16-ФЗ разработаны Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 №43 (далее - Требования).

Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В силу статьи 12.1 Закона № 16-ФЗ подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В соответствии с пунктом 5.12 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.

Суд в своем постановлении обоснованно указал, что железнодорожный вокзал Псков входит в структуру Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов -структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» и включен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ему присвоена вторая категория (реестровый номер ЖВД 116017 от 30.05.2011), утверждена оценка уязвимости, разработан, но не утвержден план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал Псков», находится на доработке. Таким образом, в соответствии с п. 9 ст. 1 Закона № 16-ФЗ ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на ЖВД Псков и на него распространяется действие Закона № 16-ФЗ и Требований.

Так же установлено, что охрану железнодорожного вокзала Псков осуществляет ООО «ОП «Локомотив Северо-Запад» в соответствии с договором на оказание охранных услуг.

Вместе с тем, суд дал неправильную оценку установленным обстоятельствам, определив ООО «ОП «Локомотив Северо-Запад» как подразделение обеспечения транспортной безопасности.

Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено что, силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств (п. 7.2 ст. 1).

Согласно п. 7.1 ст. 1 Закона № 16-ФЗ подразделения транспортной безопасности -осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Однако ООО «ОП «Локомотив Северо-Запад» аккредитацию в соответствии с указанным законом не проходило.

Согласно заключенного договора, данная охранная организация обеспечивает охрану имущества ОАО «РЖД» и не может являться подразделением транспортной безопасности, исходя из требований нормативных правовых документов. С ООО «ОП «Локомотив» нет договора на исполнение функций по транспортной безопасности.

Ошибочное предоставление на момент проверки сведений о том, что ООО «ОП «Локомотив Северо-Запад» осуществляет функции транспортной безопасности, не может служить основанием для вывода о юридическом статусе данной организации и наличии соответствующих договорных обязательств. Кроме того, приложение №4 к Плану обеспечения транспортной безопасности ОАО «РЖД» может менять в любое время по своему усмотрению.

Лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры и на объекте транспортной инфраструктуры является начальник вокзала Псков ФИО1, который в соответствии с п.п. 5.12 требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, от 8 февраля 2011 г. N 43, прошел специальную профессиональную подготовку, переподготовку, и повысил квалификацию.

Таким образом, в действиях ОАО «РЖД» отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

С учетом изложенного, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Псковского городского суда Псковской области от 4 июля 2016 года по делу в отношении ОАО «РЖД» об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава правонарушения.

Судья

Псковского областного суда Е.В.Архипов