ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-182/2021 от 28.03.2022 Норильского городского суда (Красноярский край)

копия

Дело

РЕШЕНИЕ

28 марта 2022 года город Норильск Красноярского края

Судья Норильского городского суда Красноярского края Фомушина Мария Алексеевна, с участием защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании по средствам видеоконференц-связи жалобу ООО НМУ ОАО «СВЭМ» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении от 06 октября 2021 года, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью Норильское монтажное управление ОАО «Северовостокэлектромантаж», <данные изъяты>, юридический <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 по делу об административном правонарушении от 06 октября 2021 года общество с ограниченной ответственностью Норильское монтажное управление ОАО «Северовостокэлектромантаж» (далее ООО НМУ ОАО «СВЭМ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Согласно данному постановлению, при проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица в период с 26 апреля 2021 года по 25 мая 2021 года, начатой на основании распоряжения Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 01 апреля 2021 года установлено, невыполнение соблюдения экологических требований при осуществлении деятельности по <адрес>, в составе: автоколонна, участок мастерских, электромонтажных заготовок, цех демеркуризации ртутьсодержащих отходов – Площадка 1:

При эксплуатации установки в цехе демеркуризации ртутьсодержащих отходов допущены несоответствия заключению ГЭЭ от 15 марта 2007 года, а именно:

- газовоздушная смесь удаляется из помещений верхнего уровня с помощью вытяжной установки с фильтром-поглотителем, в качестве сорбента поглотителя паров ртути используется угольный абсорбент ХПР-ЗП, периодичность замены фильтра 2 раза в год, которая не соблюдается, последняя дата замены фильтра осуществлялась 10 июня 2019 года,

- в помещении для переработки ртутьсодержащих отходов установлен металлический шкаф, подведенный к системе вентиляции и запирающийся на навесной замок, в котором находятся 5 стеклянных ёмкостей для хранения ртути, однако сейф и металлические контейнеры для хранения ртути отсутствуют,

- демеркуризованный стеклобой совместно с алюминиевыми цоколями хранятся в негерметичном металлическом контейнере,

- в помещении для хранения принятых на переработку ртутьсодержащих отходов (складское помещение на нижнем уровне цеха) металлическими стеллажами не оборудовано, отработанные лампы складируются в картонных коробках на деревянных поддонах, также зафиксирован факт хранения отработанных ртутьсодержащих ламп в кузове автомобиля, стоящего в гаражном боксе,

- в складском помещении емкости для складирования ртутепоглащающего сорбента, извлечённого из фильтра-поглотителя вытяжной установки, отсутствуют, сорбент утилизируется в установке УРЛ-2М, что не является проектным решением.

В нарушение положений ст.ст. 3, 34, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию захламления территории отходами производства и потребления на территории ООО НМУ ОАО «СВЭМ» не реализуются, территория захламлена отходами производства и потребления.

Также в ходе проверки установлено нарушение утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приказ Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июля 2020 года № 404), требования п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

- аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом код <данные изъяты> за 2020 год 0,2 тонн (количество образованных), утвержденный норматив образования – 0,133 т/год,

- отходы минеральных масел моторных код <данные изъяты> за 2020 год 0,49 тонн (количество образованных), утвержденный норматив образования – 0,324 т/год,

- покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные код ФККО 92113002504 за 2020 год 8,3 тонн (количество образованных), утвержденный норматив образования – 2,284 т/год.

Кроме того, в нарушение требования п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. «б» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290, п. 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314, лицензиат ООО НМУ ОАО «СВЭМ» осуществляет лицензионную деятельность по транспортированию отходов I класса опасности «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (<данные изъяты>) с нарушением установленных требований – без индивидуальной и транспортной упаковок из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковки.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО НМУ ОАО «СВЭМ» подало в Норильский городской суд жалобу, в которой просило оспариваемое постановление признать незаконным, поскольку заключение государственной экологической экспертизы не является нормативно-правовым актом, нормативным документом, а лишь подтверждает соответствие документации объекта экологическим требованиям, в связи с чем осуществление деятельности с несоответствиями заключению ГЭЭ не образует состав административного правонарушения. Также в ходе проверки допущено нарушение закона, в связи, с чем акт проверки от 31 мая 2021 года является недопустимым доказательством, так как плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, если иное не предусмотрено ч.ч. 9 и 9.3 ст. 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Предыдущая плановая проверка в части федерального государственного экологического и лицензионного контроля проводилась с 22 августа 2019 года по 29 августа 2019 года, в связи с чем нарушен срок производства плановой проверки в рамках лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Указанные административным органом нарушения ст.ст. 3, 34, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержат общие нормы, указывающие на необходимость соблюдения экологических требований при осуществлении деятельности не содержат конкретных требований в области обращения с отходами. Превышение установленных нормативов образования отходов не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку ответственность установлена только за превышение установленных лимитов на их размещение. Также в действиях юридического лица отсутствует нарушение п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку юридическое лицо имеет лицензию на осуществление сбора, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, кроме того, отсутствуют конкретные указания на то, каким образом должно быть оборудовано транспортное средство, какие правила необходимо соблюдать при транспортировании ртутьсодержащих ламп в транспортном средстве. Также административный орган не вправе проверять выполнение обязательных требований, не опубликованных в установленном законодательством порядке. Правовой акт, устанавливающий требования охраны окружающей среды при транспортировке отходов I-IV классов опасности не разработан и не опубликован, документы, полученные в ходе проведения проверки, имеющей нарушение сроков проведения, являются недопустимыми доказательствами.

В судебном заседании защитник ООО НМУ ОАО «СВЭМ» ФИО1, действующий на основании доверенности от 10 января 2022 года, поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней, дополнительно указав, что не согласен с вмененным нарушением в виде захламления территории, поскольку указанного понятия нормативно-правовые акты не содержат, кроме того, поскольку были нарушены сроки проведения плановой проверки в рамках лицензионного контроля, полученные документы, в том числе акт проверки, являются недопустимыми доказательствами. При этом все нарушения, указанные в постановлении связаны именно с осуществлением лицензионной деятельности.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среда Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (статья 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно положениям ч.ч. 1 и 3 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 3 и 8 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды. За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (п. 30 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Согласно ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте. Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях: наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности; наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами; наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

Указанные выше положения, дублируются п.п. «б» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290.

В силу п. 9 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 N 2314 транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Допускается транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до места накопления в индивидуальной и транспортной упаковках из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковке, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, врио руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора 01 апреля 2021 года вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки ООО НМУ ОАО «СВЭМ» в рамках экологического надзора и лицензионного контроля в период с 26 апреля 2021 года по 25 мая 2021 года. Распоряжение получено директором ООО НМУ ОАО «СВЭМ» 19 апреля 2021 года.

29 апреля 2021 года вынесено распоряжение во изменение распоряжения от 01 апреля 2021 года, установлен срок проведения проверки с 26 апреля 2021 года по 31 мая 2021 года.

По результатам проверки составлен акт от 31 мая 2021 года, согласно которого проверено электромонтажное производство, расположенное по адресу: <...>, категория объекта негативного воздействия на окружающую среду 1, категория риска объекта государственного надзора – высокая. Сведения о предыдущей проверки: плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды проводилась в 2019 году. Цех демеркуризации ртутьсодержащих отходов оснащен заводской установкой УРЛ-2М, предназначенной для переработки ламп длиной до 1600 мм до 200 ламп/час, в ходе осмотра цеха установлено, что при эксплуатации установки допущены несоответствия ГЭЭ от 15 марта 2007 года. Также в ходе натурного осмотра территории предприятия установлено, что накопление отходов ведется на разных площадках: 2 отдельных помещения в цехе № 3 демеркуризации ртутьсодержащих отходов, закрытое отдельное помещение в гаражном боксе для накопления отхода – аккумуляторы отдельная площадка в гаражном боксе с бетонным основанием для накопления отработанных масел, открытая площадка для накопления отходов расположенная на территории автоколонны, где установлено 7 металлических контейнеров, однако, территория ООО НМУ ОАО «СВЭМ» захламлена отходами производства и потребления. Утвержденные приказом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июля 2020 года № 404 нормативы образования отходов и лимитов на их размещение нарушены в отношении следующих видов отходов: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом, отходы минеральных масел моторных, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные. ООО НМУ ОАО «СВЭМ» имеет специально оборудованные и снабженными специальными знаками транспортные средства для транспортирования отходов I класса опасности, имеется документация для транспортирования и передачи отходов с указанием их количества, цели и места назначения, однако, отходы I класса опасности «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (<данные изъяты>) транспортируются с нарушением установленных требований – без индивидуальной и транспортной упаковок из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковки.

Основанием к выводам должностного лица о наличии в действиях ООО НМУ ОАО «СВЭМ» состава вмененного административного правонарушения, послужили материалы проверки.

Из оспариваемого постановления от 06 октября 2021 года следует, что доказательством, подтверждающим виновность ООО НМУ ОАО «СВЭМ» во вменяемом правонарушении, послужил акт проверки от 31 мая 2021 года.

Юридическим лицом в обоснование заявленной жалобы представлена копия распоряжения врио руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № 342-рт от 29 июля 2019 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица в период с 05 августа по 30 августа 2019 года, при этом проверка проводилась в рамках осуществления федерального экологического надзора и лицензионного контроля, место проведения: <адрес>, код объекта <данные изъяты>, категория объекта негативного воздействия на окружающую среду – 1.

Как следует из представленных материалов дела, юридическое лицо осуществляет деятельность, в том числе, на основании заключения комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Енисейского межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора от 15 марта 2007 года № 04.

В тоже время административная ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, предусмотрена ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, поскольку объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на полное или частичное отступление от документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Таким образом, выявление в ходе проверки несоответствия заключению ГЭЭ от 15 марта 2007 года в цехе демеркуризации ртутьсодержащих отходов, указывает на нарушение положений ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, которая является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем указанные выводы подлежат исключению из постановления от 06 октября 2021 года. Кроме того, при описании события правонарушения в данной части отсутствует указание на нарушение конкретных требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Также в судебном заседании не представлено доказательств захламления отходами производства и потребления территория ООО НМУ ОАО «СВЭМ», поскольку в акте проверки указано, что накопление отходов ведется на разных площадках, в тоже время при описании события правонарушения в данной части не установлено на какой именно площадке имеется захламление, а также отсутствуют иные письменные доказательства, подтверждающие указанное, в том числе административным органом не представлена фототаблица в обоснование данного факта, в связи с чем указание на захламление отходами производства и потребления территории ООО НМУ ОАО «СВЭМ» подлежит исключению из постановления.

В ходе проверки было установлено, что приказом Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 23 июля 2020 года № 404 для ООО НМУ ОАО «СВЭМ» установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

При этом Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг (п. 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённый Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1029).

Законодатель установил, что превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, в тоже время само по себе превышение нормативов образования отходов является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку составные части данное единого норматива, хотя и тесно связаны, но не находятся в неразрывной связи, поскольку на предприятии может быть образовано больше отходов, чем размещено, так как часть отходов может быть переработана, в связи с чем, вопреки доводам защитника юридического лица, превышение утвержденного норматива образования отходов является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.

В тоже время согласно ч. 9.3 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

Федеральный государственный экологический надзор (в части государственного надзора в области обращения с отходами) является федеральным государственным контролем (надзором) в отношении которых применяется риск-ориентированный подход (п. 7 Перечня видов федерального государственного контроля (надзора) в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806), в связи с чем в зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 14 настоящего Положения, составляет: для категории чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год (п. 18 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)", действующим на дату проведения проверки).

Согласно ч. 1 ст. 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обеспечение соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности предусмотрена п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с чем в силу ч. 9 ст. 19.2 указанного Федерального закона, проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, предусмотренные пунктами 12, 17, 20, 21, 24 - 31, 36 - 37, 40, 42, 44, 46, 47, 52 - 54, 56 и 57 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами о видах контроля.

Таким образом, довод защитника юридического лица о нарушение срока проведения проверки ООО НМУ ОАО «СВЭМ» в рамках экологического надзора и лицензионного контроля, не основан на положениях закона.

Кроме того, в распоряжении врио руководителя Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора № 342-рт от 29 июля 2019 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица отдельная проверка лицензионной деятельности в области обращения с отходами не предусматривалась.

В тоже время установленный в ходе проверки факт осуществления деятельности по транспортированию отходов I класса опасности «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» (<данные изъяты>) без индивидуальной и транспортной упаковок из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковки, является прямым нарушением требований статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", поскольку указанный способ транспортировки не обеспечивает соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами, так как отсутствие упаковки не обеспечивает сохранность таких ламп при их транспортировании.

Таким образом, несоблюдение ООО НМУ ОАО «СВЭМ» в полном объеме требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Исследуя и анализируя административный материал, суд считает, что представленные материалы дела могут использоваться в качестве доказательств по делу, так как составлены в соответствии с действующим административным законодательством.

У суда нет оснований сомневаться в фактических данных, установленных исследованными доказательствами, поскольку отсутствуют доказательства о получении этих данных с нарушением закона. Представленные доказательства соответствуют требованиям закона, составлены уполномоченными лицами. Оснований не доверять изложенным в них сведениям или подвергать их сомнению у суда не имеется.

Также суд не усматривает нарушений норм КоАП РФ при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, поскольку оно вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Минимальное наказание в виде штрафа ООО НМУ ОАО «СВЭМ» назначено с учетом требований ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и является справедливым.

Оснований для назначения наказания по правилам ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, ст. 4.1.1. КоАП РФ, не имеется, поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не установлено, кроме того, указанное правонарушение ведет к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые повлекли бы за собой отмену оспариваемого постановления, не установлено.

При рассмотрении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО НМУ ОАО «СВЭМ» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

С учетом изложенного, должностное лицо пришло к правомерному выводу о наличии в действиях ООО НМУ ОАО «СВЭМ» состава вмененного административного правонарушения.

Оснований, влекущих отмену постановления, в судебном заседании не установлено, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 № 02-5/15-182 от 06 октября 2021 года о привлечении к административной ответственности юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью Норильское монтажное управление ОАО «Северовостокэлектромантаж» по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – изменить: исключить из постановления от 06 октября 2021 года указание на эксплуатацию установки в цехе демеркуризации ртутьсодержащих отходов несоответствующей заключению ГЭЭ от 15 марта 2007 года, а также указание на захламление отходами производства и потребления территории ООО НМУ ОАО «СВЭМ».

В остальном постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью Норильское монтажное управление ОАО «Северовостокэлектромантаж» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд непосредственно или через Норильский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Норильского городского суда М.А. Фомушина

Копия верна, решение не вступило в законную силу.

Судья М.А. Фомушина