ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1830/18 от 11.09.2018 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-1830/2018

РЕШЕНИЕ

г. Казань 11 сентября 2018 года

Вахитовский районный суд г. Казани в составе председательствующего судьи М.А. Идрисовой, при секретаре судебного заседания Ф.Р. Фазулзяновой, рассмотрев жалобу ФИО7 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан № ... от ... о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – специалиста по закупкам отдела материально-технического снабжения АО «Казэнерго» ФИО8,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от ... по делу об административном правонарушении должностное лицо – специалист по закупкам отдела материально-технического снабжения АО «Казэнерго» ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО1 просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, изложив свои доводы.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила своего представителя, который доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ, считает жалобу заявителя необоснованной, поскольку нарушение законодательства доказано материалами дела, просит постановление оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, судом установлено следующее.

В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу части 1 статьи 7.32.3 КоАП РФ, осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в электронной форме, в иной форме -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что действия специалиста по закупкам отдела материально-технического снабжения АО «Казэнерго» ФИО1 при заключении соглашения между заказчиком с ООО «Дистрибьютерская компания Автомир» торгов, признаны нарушившими требования Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По мнению антимонопольного органа, действия ФИО1 как должностного лица заказчика нарушили п. 1 ч. 10 статьи 49 Положения АО «КАЗЭНЕРГО», в части нарушения порядка заключения договора с единственным Участником запроса предложений, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений, п. 2 ч. 1 статьи 3 Закона о закупках и п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части заключения соглашений между заказчиком с ООО Дистрибьютерская компания АВТОМИР торгов, которые привели к ограничению конкуренции в отношении участника закупки, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений и созданию преимущественных условий для ООО Дистрибьютерская компания АВТОМИР в части заключения договора в нарушений требований п. 1 ч. 10 ст. 49 Положения АО «КАЗЭНЕРГО», и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении и привлечения её к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ

Между тем, суд считает, что доводы заявителя заслуживают внимания.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Исходя из общих принципов административно-юрисдикционного процесса, обязанность доказывания события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возлагается на государственный орган (должностное лицо) возбудившие дело об административном правонарушении.

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п. 3 ч. 10 ст. 49 Положения, в случаях, если запрос предложений признается несостоявшимся, заказчик в праве: отказаться от процедуры закупки; объявить о проведении повторной закупки любым способом; заключить договор с единственным участником закупки; заключить договор с единственным поставщиком.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 49 Положения о закупках АО «Казэнерго», в случае если подано только одно Предложение на участие в запросе предложений или на основании результатов рассмотрения Комиссией Предложений Участников принято решение о допуске к участию в запросе предложений единственного участника, из всех подавших Предложение, заказчик в праве заключить договор с единственным Участником запроса предложений, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений.

То есть, исходя из буквального содержания данного положения, изложенный способ заключения договора является правом Заказчика, а не прямой обязанностью.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя данной правовой норме, заказчик должен обеспечить на всех этапах закупочной процедуры соблюдение равноправия участников, избегать неравных, несправедливых действий по отношению каких-либо участников, исключаятем самым избирательный подход. Заказчик не должен осуществлять координацию деятельности отдельных участников закупки, создавая тем самым преимущественные условия участия в закупке, нарушать порядок определения победителя закупочной процедуры.

В закупочной документации заказчиком устанавливаются одинаковые для всех участников критерии и правила оценки заявок (не допускается сопоставлять заявки и проводить оценку по критериям, не указанным в документации о закупке).

В рассматриваемом случае Заказчиком были соблюдены все принципы, указанные в пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О закупках то варов, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223 - Ф3.

Согласно части 3.2 статьи 3 и статье 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

В соответствии с Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «Казэнерго» закупка у единственного поставщика -вид закупки, в результате которой Заказчиком заключается договор с определенным им поставщиком без проведения конкурентных процедур выбора.

В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 No223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) указано, что для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает Заказчика в возможности заключить договор с единственным поставщиком в случае, если закупочная процедура признана несостоявшейся.

Также из изложенного следует, что процедура закупки у единственного поставщика не подразумевает в императивном порядке закупку товаров, работ или услуг у хозяйствующего субъекта, являющегося единственным продавцом товара, работы или услуги на определенном товарном рынке. Закупка по процедуре заключения договора с определенным хозяйствующим субъектом (единственным поставщиком) на низкоконкурентном (монопольном) рынке является частным случаем закупки у единственного поставщика.

В настоящем случае, комиссией заказчика принято решение заключить договор с единственным поставщиком

ООО «Дистрибьюторская компания «Автомир», от которого поступило экономически более выгодное предложение о цене, что соответствует условиям Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «Казэнерго» (в любом случае такое решение не является нарушением пункта 1 части 10 статьи 49 Положения о закупках товаров, работ и услуг для нужд АО «Казэнерго»).

В соответствии со статьями 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об: административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Таким образом, антимонопольным органом не доказан факт нарушения законодательства о закупках и не обоснована позиция об ограничении конкуренции в отношении участника закупки, заявка которого соответствует требованиям документации запроса предложений. АО «Казэнерго» при проведении закупки ... на предмет: «Поставка масел, технических жидкостей и смазок для технического обслуживания, и ремонта автотранспортных средств» были соблюдены требования действующего законодательства, в том числе один из основных принципов целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, а также требования действовавшего Положения о закупках.

Закупочная документация содержала одинаковые для всех участников критерии отбора и оценки, которые не были нарушены Заказчиком при рассмотрении поступивших заявок.

При этом Заказчиком не были созданы преимущества для кого-либо из участников закупки, и договор с единственным поставщиком (указавшим минимальную цену) был заключен в соответствии с Положением о закупках АО «Казэнерго». Действующее законодательство о закупках и Положение о закупках АО «Казэнерго» не содержит запрета на заключение договора с единственным поставщиком, являвшимся участником закупки.

Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание наличие неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которые в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ трактуются в пользу такого лица, а также недопустимости использования доказательств, полученные с нарушением закона, состоявшееся по делу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Татарстан № ... от ...по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица - специалиста по закупкам отдела материально-технического снабжения АО «Казэнерго» ФИО1 нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено данное постановление.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Татарстан от ... по делу об административном правонарушении по делу ... об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении должностного лица – специалиста по закупкам отдела материально-технического снабжения АО «Казэнерго» ФИО10 отменить, производство прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств наосновании которых было вынесено постановление должностного лица административного органа.

Жалобу ФИО9 удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.

Судья М.А.Идрисова