№ 12-1833/2019
Дело № 72-58/2020
РЕШЕНИЕ
г. Курган 10 февраля 2020 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на постановление Административной комиссии города Кургана от 17 октября 2019 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 18 декабря 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания»,
установил:
постановлением Административной комиссии города Кургана от 17 октября 2019 г. публичное акционерное общество «Курганская генерирующая компания» (далее – ПАО «КГК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» (далее – Закон Курганской области), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 18 декабря 2019 г. указанное постановление коллегиального органа оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд ПАО «КГК» просит постановление коллегиального органа, решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Ссылаясь на то, что в нарушение части 16 статьи 19 Правил благоустройства территории города Кургана, утвержденных решением Курганской городской Думы от 27 марта 2019 г. № 52, требование об устранении выявленных нарушений не выносилось, полагает, что составление протокола об административном правонарушении явилось преждевременным и нарушает порядок привлечения к административной ответственности. Указывает, что постановление по делу об административном правонарушении от 17 октября 2019 г. не соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в нем не указаны основания для назначения административного наказания в виде административного штрафа, оно не содержит мотивировочной части (не указано какие именно требования нарушены Обществом и в чем они выражены). Полагает, что событие административного правонарушения отсутствует, в деле отсутствуют доказательства вины ПАО «КГК» в совершении административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы представитель ПАО «КГК» не участвовал, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен, о чем в деле имеется уведомление о вручении почтового отправления.
Считаю возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.
Изучив доводы жалобы, представленные с ней материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены постановления коллегиального органа и решения судьи не нахожу.
Единые требования к благоустройству, объектам и элементам благоустройства территории города Кургана, перечень мероприятий по благоустройству, порядок и периодичность их проведения установлены Правилами благоустройства территории города Кургана, утвержденными решением Курганской городской Думы от 27 марта 2019 г. № 52 (далее – Правила благоустройства), которые подлежат обязательному исполнению на всей территории города Кургана всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Правил благоустройства в целях сохранения внешнего архитектурно-градостроительного облика сложившейся застройки города Кургана юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений должны обеспечивать поддержание надлежащего состояния внешнего вида фасадов, ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений и соблюдать следующие требования: не допускать местного разрушения и повреждения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрых и ржавых пятен, потеков и высолов, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов. Указанные в настоящей части дефекты необходимо устранять незамедлительно по мере их выявления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.1); не допускать разрушения и повреждения отделочного слоя, ослабления крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг) (пункт 4.2); облицовывать поверхность неоштукатуренных стен и цоколей с выветрившейся кладкой, плитками или оштукатуривать (пункт 4.3); защищать фактурные слои блоков и панелей или штукатурку с усадочными мелкими трещинами от разрушения затиркой. Заделывать стабилизировавшиеся широкие трещины материалом, аналогичным материалу стен (пункт 4.4); удалять железистые включения, имеющиеся в стенах фасадов, ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, а ржавые поверхности зачищать и окрашивать, заделывать заподлицо с поверхностью изделий образовавшиеся при этом раковины, сколы, углубления (пункт 4.5); затирать цементным раствором отдельные участки панелей и блоков, выполненные из легкого бетона и не имеющие наружного фактурного слоя (пункт 4.6); оштукатуривать участки стеновых панелей с обнаженной арматурой. Отдельные стержни арматуры, выступающие из плоскости панелей углублять в конструкции. Восстановить отделку в соответствии с существующей (пункт 4.7); очищать фасады и ограждающие конструкции зданий, строений, сооружений и промывать от загрязнений по мере необходимости (пункт 4.8); окрашивать паропроницаемыми красками или составами для усиления пожаробезопасности и защиты от грибка и гниения фасады, ограждающие конструкции деревянных неоштукатуренных зданий (рубленных, брусчатых и сборно-щитовых) с обшивкой и без обшивки (пункт 4.9); не допускать разрушения консольных балок и плит, скалывания опорных площадок под консолями, отслоения, разрушения и обратного уклона (к зданию) пола балконов и лоджий (пункт 4.10); проверять в обетонированных (оштукатуренных) стальных балках балконов и лоджий прочность сцепления бетона (раствора) с металлом. Удалять отслоившийся бетон или раствор, восстанавливать защитный слой (пункт 4.11); периодически окрашивать атмосфероустойчивыми красками металлические ограждения, сливы из черной стали, цветочные ящики балконов и лоджий. Цвет краски должен соответствовать указанному в проекте архитектурного решения фасада. Колористическое решение зданий и сооружений проектировать с учетом концепции общего цветового решения застройки улиц и территории города Кургана (пункт 4.12); прокладывать заменяемые водосточные трубы вертикально, без переломов, непосредственно через карнизы при условии устройства в них манжет из оцинкованной стали (пункт 4.13); закрывать коробами, соответствующими цвету фасада, с соблюдением норм безопасности кабельные линии, размещаемые вдоль фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (пункт 4.14).
Согласно части 10 статьи 4 Правил благоустройства надлежащее содержание фасадов, ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, их архитектурных деталей осуществляется владельцами зданий, строений, сооружений. Надлежащее содержание дополнительного оборудования и элементов, информационных конструкций осуществляется владельцами дополнительного оборудования и элементов, информационных конструкций.
В соответствии с частью 11 статьи 4 Правил благоустройства содержание фасадов, ограждающих конструкций зданий, строений и сооружений включает: проведение поддерживающего ремонта и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов (пункт 11.1); обеспечение наличия и содержание в исправном состоянии водостоков, водосточных труб и сливов (пункт 11.2); очистку от снега и льда крыш и козырьков, удаление наледи, снега и сосулек с карнизов, балконов и лоджий (пункт 11.3); герметизацию, заделку и расшивку швов, трещин и выбоин (пункт 11.4); восстановление, ремонт и своевременную очистку отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы (пункт 11.5); поддержание в исправном состоянии размещенного на фасаде электроосвещения и включение его одновременно с наружным освещением улиц, дорог и площадей (пункт 11.6); очистку и промывку поверхностей фасадов в зависимости от их состояния и условий эксплуатации (пункт 11.7); мытье окон и витрин, вывесок и указателей, информационных конструкций (пункт 11.8); выполнение иных требований, предусмотренных нормами технической эксплуатации зданий, строений и сооружений (пункт 11.9).
В соответствии со статьей 14 Закона Курганской области содержание фасадов, отмостков, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов нежилых зданий, строений, сооружений в ненадлежащем, не отремонтированном, загрязненном состоянии влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - в размере от 3 000 до 5 000 рублей.
Как следует из материалов дела, 9 октября 2019 г. в 14:07 должностным лицом Департамента развития городского хозяйства Администрации города Кургана установлено, что фасад здания теплопункта №, расположенного <адрес>, находящегося в собственности ПАО «КГК» содержится в ненадлежащем не отремонтированном состоянии (не очищен от надписей, не покрашен).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «КГК» к административной ответственности по статье 14 Закона Курганской области.
Факт совершения ПАО «КГК» административного правонарушения, предусмотренного статьей 14 Закона Курганской области подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили оценку должностным лицом и судьей в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не доверять собранным по делу доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, полно и объективно отражают событие административного правонарушения, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы коллегиального органа и судьи о наличии в деянии ПАО «КГК» состава указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств того, что ПАО «КГК» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Действия ПАО «КГК» правильно квалифицированы по статье 14 Закона Курганской области.
Доводы жалобы о нарушении порядка привлечения Общества к административной ответственности подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Правила благоустройства, на которые в жалобе ссылается Общество, не относятся к законодательству об административных правонарушениях, и не устанавливают порядок привлечения к административной ответственности.
Изложенные в жалобе доводы, основанные на ином толковании действующего законодательства, не свидетельствуют о неправильном применении коллегиальным органом и судьей норм права.
Вопреки доводам жалобы обжалуемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивированно, содержит в себе все юридически значимые обстоятельства по делу.
Из содержания постановления, вынесенного в отношении ПАО «КГК» видно, что событие административного правонарушения, выразившегося в содержании фасада здания в ненадлежащем состоянии, изложено с достаточной ясностью, с приведением в постановлении необходимого описания обстоятельств, дающего доступное понимание того, в чем конкретно выразилось деяние, признаваемое законом в качестве противоправного.
Постановление о привлечении ПАО «КГК» к административной ответственности вынесено уполномоченным коллегиальным органом, с соблюдением установленных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Должностное лицо в постановлении ограничилось лишь указанием на отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, при этом вопрос о назначении альтернативного штрафу вида наказания – предупреждения, не рассматривался, обоснование конкретных мотивов принятия решения о назначении наказания в виде административного штрафа в постановлении не содержится.
Таким образом, учитывая все обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, считаю необходимым постановление должностного лица и решение судьи изменить, назначив ПАО «КГК» наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Административной комиссии города Кургана от 17 октября 2019 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 18 декабря 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14 Закона Курганской области от 20 ноября 1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области», в отношении публичного акционерного общества «Курганская генерирующая компания», изменить, назначить публичному акционерному обществу «Курганская генерирующая компания» административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части эти же постановление коллегиального органа и решение судьи оставить без изменения.
Судья С.Н. Менщиков