Дело № 12-1835/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск 24 декабря 2015 года
Судья Южно-Сахалинского городского суда Абикова Ю.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ по Сахалинской области по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области Я.М№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым <данные изъяты> Общества с ограниченной ответственностью «Ремоут Проджект Сервисиз Групп Глобал» ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора РФ по Сахалинской области по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>.
Не согласившись с принятым постановлением по делу об административном правонарушении, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обосновании жалобы указала на отсутствие обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как деятельность Общества не связана с обращением отходов производства и потребления. Данная деятельность является специализированной и осуществляется специализированными организациями. Таковой является Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Сити», с которой у Общества заключен договор на вывоз мусора и его обезвреживание и утилизацию.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте слушания жалобы извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы он не ходатайствовала, об уважительности причин не явки суду не сообщила, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В связи с чем, суд, руководствуясь ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях полагает возможным рассмотреть жалобу в её отсутствие.
Защитник С.К доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области в судебное заседание не явился.
Выслушав защитника С.К, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействие на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. В свою очередь хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; а их захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от осуществления под контролем государства деятельности, оказывающей негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и предназначены для проведения государством мероприятий по охране окружающей среды и устранению последствий выбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах установленных нормативов такого допустимого воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 9 названного Постановления предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 устанавливается что, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым является календарный квартал (пункт 2 данного Приказа).
Статьей 4 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) установлено, что отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, Законом об отходах определен момент возникновения права собственности на отходы (момент образования отхода) и приобретатель данного права. Согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации. В этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов. Все обязанности в отношении своего имущества (бремя содержания имущества), в частности и отходов производства и потребления, возлагаются на собственника (ст. 210 ГК РФ).
Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, т.е. при передаче отходов организации оказывающей услуги по их вывозу, приемке с последующим их размещением, хранением, переработкой и утилизацией (при наличии договорных обязательств), не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Ремоут Проджект Сервисиз Групп Глобал» осуществляет деятельность, в том числе организация производства продуктов питания, пунктов общественного питания, магазинов, кафе, баров, поставка продуктов, деятельность столовых при предприятиях и учреждениях.
В процессе деятельности Общества образуются отходы.
Согласно расчетам платы за ДД.ММ.ГГГГ у Общества с ограниченной ответственностью «Ремоут Проджект Сервисиз Групп Глобал» образовалось и фактически размещено отходов в количестве <данные изъяты>
Материалами дела подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью «Ремоут Проджект Сервисиз Групп Глобал» не внесло своевременно плату за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ чем нарушило ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Поскольку требования природоохранного законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования Обществом не были соблюдены, в отношении главного бухгалтера ООО «Ремоут Проджект Сервисиз Групп Глобал» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и её вина полностью подтверждается материалами дела.
Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности лица в совершении инкриминируемых деяний, последовательны, находятся в достаточном соответствии друг с другом, а потому обоснованно признаны достоверными, относительно обстоятельств правонарушения, имеющими доказательственную силу.
Согласно статьи 2.4. Кодекса РФ об Административных Правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на должность главного бухгалтера Общества с ограниченной ответственностью «Ремоут Проджект Сервисиз Групп Глобал».
Должностной инструкцией на неё возложена обязанность по осуществлению контроля за оформлением расчетов и уплатой сборов.
Совокупность исследованных судом доказательств, оценка которым дана по правилам ст. 26.2, 26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, позволяет определенно установить, что ею не были приняты все необходимые меры для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность.
При таких обстоятельствах, должностное лицо пришло к обоснованному выводу, что виновность ФИО1 в совершении правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами.
Довод жалобы о том, что Общество с ограниченной ответственностью «Ремоут Проджект Сервисиз Групп Глобал» не осуществляет деятельность по обращению с отходами, а потому не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ несостоятелен.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом под обращением с отходами названной нормой подразумевается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав вменяемого Обществу административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Общество, как собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, т.е. при передаче отходов организации оказывающей услуги по их вывозу, приемке с последующим их размещением, хранением, переработкой и утилизацией (при наличии договорных обязательств), не перестает быть собственником и не освобождается от обязанности от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Доводы защиты о том, что согласно изменениям, внесенным в статью 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, законодательство утратило нормы о необходимости платы за негативное воздействие на окружающею среду от передвижных источников, не может служить основанием для отмены постановления, поскольку указанные изменения не исключают обязанность Общества производить плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами в ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.
Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее природоохранное законодательство, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Постановление составлено в соответствии с требованиями ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Административное наказание назначено с учетом указанных норм права, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3,5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в пределах санкции ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в минимальном пределе.
При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ по охране природы по Сахалинской области Я.М№ от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное, на основании пункта 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
постановление государственного инспектора РФ по Сахалинской области по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области Я.М№ от ДД.ММ.ГГГГ, которым <данные изъяты> Общества с ограниченной ответственностью «Ремоут Проджект Сервисиз Групп Глобал» ФИО1 привлечена к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях – оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня получения его копии.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Ю.В. Абикова