Дело № 12-4/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г.Прокопьевск 10 января 2018 года
Судья Прокопьевского районного суда Кемеровской области Пальцев Д.А.,
при секретаре Верлан О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ АО «СУЭК-Кузбасс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Защитником АО «СУЭК-Кузбасс» ФИО1, действующим по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, принесена жалоба, в которой он просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить по ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по следующим основаниям. В силу пунктов 3 и 4 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 №426, федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции; федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Положение о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области утверждено постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№. Пунктом 1.1 данного Положения определено, что Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области. Согласно пункту 4.4.1 названного Департамент осуществляет региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами; регионального государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности. В отношении объекта АО «СУЭК-Кузбасс» (<данные изъяты> государственный экологический контроль мог быть осуществлен только Федеральной службой по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы. Следовательно, должностное лицо органа исполнительной власти Кемеровской области (Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области) не имеет полномочий составлять протокол и рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю. В соответствии с ч. 1, 3 ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 КоАП РФ. Исходя из положений статьи 27.10 КоАП РФ, изъятие осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых, о чем составляется протокол. В нарушении положений КоАП РФ, «ГОСТ 31861-2012. Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб» Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области отбор проб и исследование качества сточных вод на сбросе сточных вод в водный объект – <данные изъяты> выпуском № не осуществлялся, протокол отбора проб не оформлялся. Согласно протоколу № результатов анализов от ДД.ММ.ГГГГ АО «СУЭК-Кузбасс» <данные изъяты> не ухудшает качество реки после сброса сточных вод в <данные изъяты>. При таких обстоятельствах административным органом не установлено событие, а также состав административного правонарушения.
В судебном заседании защитник АО «СУЭК-Кузбасс» ФИО1, действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал доводы жалобы, просит постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить по ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Старший государственный инспектор Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы жалобы и дело об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, постановлением старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ АО «СУЭК-Кузбасс» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении ДД.ММ.ГГГГ АО «СУЭК-Кузбасс» <данные изъяты> сброса сточных вод с очистных сооружений выпуском № в <данные изъяты> с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в водный объект в связи с недостаточной очисткой отводимых сточных вод.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу ч. 1 ст. 23.23 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.13 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, в том числе старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий (п. 4 ч. 2 ст. 23.23 КоАП РФ).
Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3, 4 названной статьи).
В силу п. 6 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи (п. 7 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1).
Согласно п. 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
Федеральный государственный экологический надзор осуществляется при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 утверждены критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Объект подлежит федеральному экологическому надзору в случае, если: является объектом федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов (подпункт «а» пункта 3 Критериев Постановления №903); является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», относится к объекту I категории (подпункт «а» пункта 4 Критериев № 903).
Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от ДД.ММ.ГГГГ АО «СУЭК-Кузбасс» <данные изъяты> присвоена 1-ая категория негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 10, 11). В связи с чем, АО «СУЭК-Кузбасс» <данные изъяты> является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.
Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, уполномоченных на осуществление федерального государственного экологического надзора, установлен п. 6 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре.
Положение о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области утверждено постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 1.1 данного Положения определено, что Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.
Согласно пункту 4.4.1 названного Положения департамент осуществляет региональный государственный экологический надзор (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха; регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; регионального государственного надзора в области обращения с отходами; регионального государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.
Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что должностное лицо Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области не имело полномочий составлять протокол и рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю. В отношении АО «СУЭК-Кузбасс» <данные изъяты> государственный экологический контроль мог быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе охраны водных объектов.
Таким образом, постановление о привлечении АО «СУЭК-Кузбасс» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в нарушение требований ст. 23.23 КоАП РФ вынесено неуполномоченным должностным лицом, в связи с чем не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ удовлетворить.
Отменить постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс».
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс» прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней с момента получения копии решения.
Судья: Д.А.Пальцев