К делу №12-183/2022
РЕШЕНИЕ
г. Темрюк 09 марта 2022 года
Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метелкин Е.В.,
рассмотрев жалобу представителя ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 на постановление №ФР начальника межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Пищевые Ингредиенты», юридический адрес: <адрес>,признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.5.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Темрюкский райсуд для рассмотрения по существу поступила жалоба представителя ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 на постановление №ФР начальника межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Пищевые Ингредиенты» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренногоч.2 ст. 8.5.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде двухкратного размера суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, а именно в размере 15691570 рублей 10 копеек.
В жалобе представитель ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 просит отменить постановление №ФР от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на то, что начальником межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 при вынесении обжалуемого постановления допущены существенные нарушения норм права, которые повлияли на исход административного дела и являются основанием для его отмены.
В судебном заседании представители ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 и ФИО4 поддержали доводы жалобы, ссылаясь на те же обстоятельства и просили постановление отменить, а производство по делу прекратить из-за отсутствия события правонарушения.
Представитель ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 суду пояснил, что согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 03.12.2020г. ООО «Пищевые Ингредиенты» ДД.ММ.ГГГГ предоставило в Росприроднадзор в электронном виде отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов, в рамках которого оплачена сумма экологического сбора. Росприроднадзор должен был проверить отчетность в течение трех месяцев. В августе 2021 они опровергли отчет, ссылаясь на то, что у них были сомнения. ООО «Пищевые Ингредиенты» заключило договоры на утилизацию отходов от использования товаров с ООО «ЭКЦ Гринлайн» и ООО «Экопроект». Но Росприроднадзор не принял договора, ссылаясь, что это недействительно и не имеют юридическую силу. ФЗ № говорит, что документом об утилизации является договор и акт об утилизации. Это все есть. Росприроднадзор говорил, что при проведении проверки ими были затребованы документы, и что им не предоставили, хотя в материалах дела в постановлении на стр.3 есть сведения, что предоставлены документы. ООО «Экопроект» пояснял, что запрос не получал.
Представитель ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 суду пояснил, что утилизированные отходы - 5 класса опасности это бумага, гофрокартон, пленка. 5 класс опасности не попадает под лицензирование, это может быть любой ИП, имеющий оборудование. У наших партнеров оформлена лицензия. ООО «Пищевые Ингредиенты» на своей территории выделило место для прессования. ООО «Пищевые Ингредиенты» передало по договору им картон, бумагу, пленку для прессования. В дальнейшем они передали организации Рубин. Работы по утилизации отходов проведены. Специальные требования к юридическому лицу отсутствуют в действующем законодательстве. Есть актыприема-передачи. Росприроднадзор цепочка не устроила. ООО «Пищевые Ингредиенты» с 2017 г. работает при помощи подрядной организации,никаких претензий не было.
Представитель Южного межрегионального Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне слушания дела.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Так, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
По делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
В силу ч.2 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Признавая ООО «Пищевые Ингредиенты» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст. 8.5.1 КоАП РФ КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что ООО «Пищевые ингредиенты» нарушены ст. 24.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» при следующих обстоятельствах:в соответствии с Отчетностью, предоставленной юридическим лицом ООО «Пищевые ингредиенты» ДД.ММ.ГГГГ в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, выполнение нормативов утилизации в 2020 году достигалось за счет заключения договоров сюридическими лицами ООО«ЭКЦ «Гринлайн» (договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг потранспортированию отходов 1-4 классов опасности) и ООО «ЭкоПроект» (договор № ЭКО П/1 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортированию отходов 1-4 классов опасности до мест их размещения/обезвреживания/утилизации) и дополнительными соглашениями к ним.В ходе административного расследования в отношении юридических лицООО «ЭКЦ «Гринлайн» и ООО «ЭкоПроект» не удалось получить от них достоверных сведений, подтверждающих осуществление деятельности по утилизации отходов: «отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные» (код по № «смесь упаковок из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненные» (код по ФККО 4 №) и «упаковка бумаги и/или картона в смеси незагрязненные» (код по №). К административным делам были приобщены материалы, предоставленные юридическим лицом ООО «Пищевые ингредиенты» в адрес Южного межрегионального ФИО1 (исх. № а именно: договоры оказания услуг №-С от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Рубин» (№ и ООО «ЭкоПроект», согласно которого последнее передает ООО «Рубин» «отходы упаковочные гофрокартона незагрязненные» (код по № утилизации и № от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Рубин» № ЭОО «ЭКЦ «Гринлайн», согласно которого последнее передает ООО «Рубин» смесь упаковок из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненные» (код по №) для утилизации. Данные договоры свидетельствуют о том, что юридические лица ООО «ЭКЦ Гринлайн» и ООО «ЭкоПроект» не осуществляли в 2020 году деятельность по утилизации отходов. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении ООО «ЭКЦ «Гринлайн» и ООО ЭкоПроект» по ст. 8.46 КоАП РФ, были прекращены. ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в № лицу ООО «ЭКЦ «Гринлайн» не передавались. Выполнение работ по утилизации отходов юридическим лицом ООО «Рубин», не дает право юридическому лицу ООО «ЭКЦ «Гринлайн» на выдачу актов утилизации отходов и как следствие не является основанием для представления таких актов утилизации отходов в качестве отчетности о достижении нормативов утилизации юридическим лицом ООО «Пищевые ингредиенты». Как следствие, предоставление юридическим лицом ООО «Пищевые ингредиенты» актов утилизации отходов 5 класса опасности «упаковка бумаги и/или картона в смеси незагрязненные» (№, выданных юридическим лицом ООО «ЭКЦ «Гринлайн», фактически не оказывающим услуги по утилизации вышеуказанных отходов, является представлением отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, содержащей недостоверные сведения, что подтверждается протоколом №ФРоб административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с п. 1 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.
Согласно п. 2 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.
В силу п. 4 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
В соответствии с п. 9 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления»обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;со дня уплаты экологического сбора.
Согласно п. 9.1 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления»выполнение нормативов утилизации подтверждается:договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.
В силу п. 9.2 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.
Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п.5 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров".
В силу п.8 и п.12 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления через электронные сервисы системы учета отходов. Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно п.14 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, импортер товаров, ассоциация, российский экологический оператор представляют по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации: а) копии договоров, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"; б) копии актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как следует из материалов дела,ДД.ММ.ГГГГООО «Пищевые Ингредиенты» предоставило в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год с приложением подтверждающих документов. Выполнение нормативов утилизации в 2020 году достигалось ООО «Пищевые Ингредиенты» за счет заключения договоров сюридическими лицами ООО«ЭКЦ «Гринлайн» (договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг потранспортированию отходов 1-4 классов опасности) и ООО «ЭкоПроект» (договор № ЭКО П/1 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортированию отходов 1-4 классов опасности до мест ихразмещения/обезвреживания/утилизации). В рамках данной отчетности ООО «Пищевые Ингредиенты» ДД.ММ.ГГГГ оплатило экологический сборв размере 3298473,46 руб.
Исходя из протокола №ФР об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора выявило несоответствие сведений, указанных ООО «Пищевые Ингредиенты» в составе отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год,в ходе административного расследования в отношении юридических лиц ООО «ЭКЦ «Гринлайн» и ООО «ЭкоПроект» в декабре 2021 года.
При этом, согласно п.17 и п.18 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с учетом пункта 7 настоящих Правил в течение 3 месяцев со дня приема отчетности. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет контроль за выполнением установленных нормативов утилизации посредством проверки полноты и правильности заполнения отчетности, достоверности сведений, указанных в ней, и соблюдением сроков ее представления (далее - проверка отчетности) с учетом информации, имеющейся в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) и (или) полученной им (ими) в установленном порядке при декларировании количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за год, предшествующий отчетному периоду (далее - декларирование товаров и упаковки товаров), при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.
В силу п.19 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, при проверке отчетности устанавливается соответствие сведений, указанных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в составе отчетности, положениям настоящих Правил.
В данном случае,Южное межрегиональное управление Росприроднадзорав целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизациине осуществило проверку отчетности, предоставленной ООО «Пищевые Ингредиенты», в порядке, предусмотренном Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, и до окончания срока проведения проверки, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что ООО «Пищевые Ингредиенты» в срок, предусмотренный п.12 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, посредством телекоммуникационных сетей в форме электронного документа предоставило в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год. Выполнение ООО «Пищевые Ингредиенты» нормативов утилизации подтверждается:договором № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг потранспортированию отходов 1-4 классов опасности,договором № ЭКО П/1 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортированию отходов 1-4 классов опасности до мест ихразмещения/обезвреживания/утилизации, дополнительными соглашениями к данным договорам, актами утилизации отходов от использования товаров, составленными между ООО «Пищевые Ингредиенты» иООО«ЭКЦ «Гринлайн», между ООО «Пищевые Ингредиенты» иООО «ЭкоПроект», что соответствует положениям п.2 и п.9.1 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9, 24.5 КоАП РФ, является основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица, вынесенное в отношении ООО «Пищевые Ингредиенты», на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление№ФР начальника межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального ФИО1 Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Пищевые Ингредиенты» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, – отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Пищевые Ингредиенты» по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.В. Метелкин