ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-183/2022 от 09.03.2022 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу №12-183/2022

РЕШЕНИЕ

г. Темрюк 09 марта 2022 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метелкин Е.В.,

рассмотрев жалобу представителя ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 на постановление ФР начальника межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Пищевые Ингредиенты», юридический адрес: <адрес>,признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.5.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Темрюкский райсуд для рассмотрения по существу поступила жалоба представителя ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 на постановление ФР начальника межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Пищевые Ингредиенты» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренногоч.2 ст. 8.5.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде двухкратного размера суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, а именно в размере 15691570 рублей 10 копеек.

В жалобе представитель ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 просит отменить постановление ФР от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на то, что начальником межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО3 при вынесении обжалуемого постановления допущены существенные нарушения норм права, которые повлияли на исход административного дела и являются основанием для его отмены.

В судебном заседании представители ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 и ФИО4 поддержали доводы жалобы, ссылаясь на те же обстоятельства и просили постановление отменить, а производство по делу прекратить из-за отсутствия события правонарушения.

Представитель ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 суду пояснил, что согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 03.12.2020г. ООО «Пищевые Ингредиенты» ДД.ММ.ГГГГ предоставило в Росприроднадзор в электронном виде отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов, в рамках которого оплачена сумма экологического сбора. Росприроднадзор должен был проверить отчетность в течение трех месяцев. В августе 2021 они опровергли отчет, ссылаясь на то, что у них были сомнения. ООО «Пищевые Ингредиенты» заключило договоры на утилизацию отходов от использования товаров с ООО «ЭКЦ Гринлайн» и ООО «Экопроект». Но Росприроднадзор не принял договора, ссылаясь, что это недействительно и не имеют юридическую силу. ФЗ говорит, что документом об утилизации является договор и акт об утилизации. Это все есть. Росприроднадзор говорил, что при проведении проверки ими были затребованы документы, и что им не предоставили, хотя в материалах дела в постановлении на стр.3 есть сведения, что предоставлены документы. ООО «Экопроект» пояснял, что запрос не получал.

Представитель ООО «Пищевые Ингредиенты» ФИО2 суду пояснил, что утилизированные отходы - 5 класса опасности это бумага, гофрокартон, пленка. 5 класс опасности не попадает под лицензирование, это может быть любой ИП, имеющий оборудование. У наших партнеров оформлена лицензия. ООО «Пищевые Ингредиенты» на своей территории выделило место для прессования. ООО «Пищевые Ингредиенты» передало по договору им картон, бумагу, пленку для прессования. В дальнейшем они передали организации Рубин. Работы по утилизации отходов проведены. Специальные требования к юридическому лицу отсутствуют в действующем законодательстве. Есть актыприема-передачи. Росприроднадзор цепочка не устроила. ООО «Пищевые Ингредиенты» с 2017 г. работает при помощи подрядной организации,никаких претензий не было.

Представитель Южного межрегионального Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о дне слушания дела.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Так, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).

В силу ч.2 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Признавая ООО «Пищевые Ингредиенты» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст. 8.5.1 КоАП РФ КоАП РФ, должностное лицо исходило из того, что ООО «Пищевые ингредиенты» нарушены ст. 24.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств»; Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» при следующих обстоятельствах:в соответствии с Отчетностью, предоставленной юридическим лицом ООО «Пищевые ингредиенты» ДД.ММ.ГГГГ в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора, выполнение нормативов утилизации в 2020 году достигалось за счет заключения договоров сюридическими лицами ООО«ЭКЦ «Гринлайн» (договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг потранспортированию отходов 1-4 классов опасности) и ООО «ЭкоПроект» (договор № ЭКО П/1 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортированию отходов 1-4 классов опасности до мест их размещения/обезвреживания/утилизации) и дополнительными соглашениями к ним.В ходе административного расследования в отношении юридических лицООО «ЭКЦ «Гринлайн» и ООО «ЭкоПроект» не удалось получить от них достоверных сведений, подтверждающих осуществление деятельности по утилизации отходов: «отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные» (код по «смесь упаковок из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненные» (код по ФККО 4 ) и «упаковка бумаги и/или картона в смеси незагрязненные» (код по ). К административным делам были приобщены материалы, предоставленные юридическим лицом ООО «Пищевые ингредиенты» в адрес Южного межрегионального ФИО1 (исх. а именно: договоры оказания услуг -С от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Рубин» ( и ООО «ЭкоПроект», согласно которого последнее передает ООО «Рубин» «отходы упаковочные гофрокартона незагрязненные» (код по утилизации и от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Рубин» ЭОО «ЭКЦ «Гринлайн», согласно которого последнее передает ООО «Рубин» смесь упаковок из разнородных полимерных материалов, не содержащих галогены, незагрязненные» (код по ) для утилизации. Данные договоры свидетельствуют о том, что юридические лица ООО «ЭКЦ Гринлайн» и ООО «ЭкоПроект» не осуществляли в 2020 году деятельность по утилизации отходов. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ дела об административных правонарушениях, возбужденные в отношении ООО «ЭКЦ «Гринлайн» и ООО ЭкоПроект» по ст. 8.46 КоАП РФ, были прекращены. ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) в лицу ООО «ЭКЦ «Гринлайн» не передавались. Выполнение работ по утилизации отходов юридическим лицом ООО «Рубин», не дает право юридическому лицу ООО «ЭКЦ «Гринлайн» на выдачу актов утилизации отходов и как следствие не является основанием для представления таких актов утилизации отходов в качестве отчетности о достижении нормативов утилизации юридическим лицом ООО «Пищевые ингредиенты». Как следствие, предоставление юридическим лицом ООО «Пищевые ингредиенты» актов утилизации отходов 5 класса опасности «упаковка бумаги и/или картона в смеси незагрязненные» (, выданных юридическим лицом ООО «ЭКЦ «Гринлайн», фактически не оказывающим услуги по утилизации вышеуказанных отходов, является представлением отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, содержащей недостоверные сведения, что подтверждается протоколом ФРоб административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.

В соответствии с п. 1 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Согласно п. 2 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

В силу п. 4 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

В соответствии с п. 9 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления»обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;со дня уплаты экологического сбора.

Согласно п. 9.1 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления»выполнение нормативов утилизации подтверждается:договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

В силу п. 9.2 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.5 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, отчетность представляется в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по форме согласно приложению в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием электронных сервисов системы учета отходов от использования товаров, предусмотренной Правилами создания, эксплуатации и модернизации единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров".

В силу п.8 и п.12 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров датой приема отчетности в форме электронного документа считается дата ее отправления через электронные сервисы системы учета отходов. Отчетность представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно п.14 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, импортер товаров, ассоциация, российский экологический оператор представляют по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) в целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизации: а) копии договоров, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"; б) копии актов утилизации отходов по формам, установленным Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Как следует из материалов дела,ДД.ММ.ГГГГООО «Пищевые Ингредиенты» предоставило в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год с приложением подтверждающих документов. Выполнение нормативов утилизации в 2020 году достигалось ООО «Пищевые Ингредиенты» за счет заключения договоров сюридическими лицами ООО«ЭКЦ «Гринлайн» (договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг потранспортированию отходов 1-4 классов опасности) и ООО «ЭкоПроект» (договор № ЭКО П/1 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортированию отходов 1-4 классов опасности до мест ихразмещения/обезвреживания/утилизации). В рамках данной отчетности ООО «Пищевые Ингредиенты» ДД.ММ.ГГГГ оплатило экологический сборв размере 3298473,46 руб.

Исходя из протокола ФР об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Южное межрегиональное управление Росприроднадзора выявило несоответствие сведений, указанных ООО «Пищевые Ингредиенты» в составе отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год,в ходе административного расследования в отношении юридических лиц ООО «ЭКЦ «Гринлайн» и ООО «ЭкоПроект» в декабре 2021 года.

При этом, согласно п.17 и п.18 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, контроль за выполнением установленных нормативов утилизации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) с учетом пункта 7 настоящих Правил в течение 3 месяцев со дня приема отчетности. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) осуществляет контроль за выполнением установленных нормативов утилизации посредством проверки полноты и правильности заполнения отчетности, достоверности сведений, указанных в ней, и соблюдением сроков ее представления (далее - проверка отчетности) с учетом информации, имеющейся в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) и (или) полученной им (ими) в установленном порядке при декларировании количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за год, предшествующий отчетному периоду (далее - декларирование товаров и упаковки товаров), при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.

В силу п.19 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, при проверке отчетности устанавливается соответствие сведений, указанных производителем товаров, импортером товаров, ассоциацией, российским экологическим оператором в составе отчетности, положениям настоящих Правил.

В данном случае,Южное межрегиональное управление Росприроднадзорав целях осуществления контроля за выполнением установленных нормативов утилизациине осуществило проверку отчетности, предоставленной ООО «Пищевые Ингредиенты», в порядке, предусмотренном Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, и до окончания срока проведения проверки, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, судом установлено, что ООО «Пищевые Ингредиенты» в срок, предусмотренный п.12 Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, посредством телекоммуникационных сетей в форме электронного документа предоставило в Южное межрегиональное управление Росприроднадзора отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год. Выполнение ООО «Пищевые Ингредиенты» нормативов утилизации подтверждается:договором от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг потранспортированию отходов 1-4 классов опасности,договором № ЭКО П/1 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортированию отходов 1-4 классов опасности до мест ихразмещения/обезвреживания/утилизации, дополнительными соглашениями к данным договорам, актами утилизации отходов от использования товаров, составленными между ООО «Пищевые Ингредиенты» иООО«ЭКЦ «Гринлайн», между ООО «Пищевые Ингредиенты» иООО «ЭкоПроект», что соответствует положениям п.2 и п.9.1 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9, 24.5 КоАП РФ, является основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица, вынесенное в отношении ООО «Пищевые Ингредиенты», на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу - прекращению за отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

ПостановлениеФР начальника межрегионального отдела государственного надзора в области с обращением с отходами Южного межрегионального ФИО1 Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Пищевые Ингредиенты» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, – отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «Пищевые Ингредиенты» по ч. 2 ст. 8.5.1 КоАП РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.В. Метелкин