ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-183/2023 от 08.09.2023 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

08 сентября 2023 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бездетновой А.С.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя УФК по Тульской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г. Тулы дело УИД 71RS0028-01-2023-001781-48 (производство № 12-183/2023) по жалобе ФИО1 на постановление Управления Федерального казначейства по Тульской области № 66-22-10/2023-07 от 28.06.2023 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

постановлением Управления Федерального казначейства по Тульской области от 28.06.2023 № 66-22-10/2023-07 ФИО1 привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ.

АО «КРТО» осуществляется обеспечение реализации инфраструктурных проектов, финансируемых из федерального бюджета. Обществом за счет средств субсидии, источником финансирования которых является бюджетный кредит из федерального бюджета, был заключен контракт с ООО «Инжиниринг» от 19.08.2022 № Д364 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Наружные сети водоотведения ОЭЗ ППТ «Узловая». III этап. 1 участок» на сумму 200234062,04 руб. Для контроля за качеством выполнения работ и во исполнение п. 6 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между АО «КРТО» и ФБУ «РосСтройКонтроль» был заключен контракт от 19.08.2022 № Д366 на проведение строительного контроля на сумму 4590101,06 руб. сроком по 30.11.2022. Дополнительным соглашением срок контракта от 19.08.2022 № Д366 продлен до 30.04.2023, на момент проведения проверки УФК по Тульской области строительно-монтажные работы по объекту «Наружные сети водоотведения ОЭЗ ППТ «Узловая». III этап. 1 участок» не завершены. По условиям заключенного АО «КРТО» и ФБУ «РосСтройКонтроль» контракта от 19.08.2022 № Д366, и согласно установленного графика работ, производится оплата выполненных исполнителем ФБУ «РосСтройКонтроль» работ после приемки полного цикла работ, которая оформляется актом выполненных работ, что является основанием для произведения оплаты работ. В нарушение условий контракта АО «КРТО» были приняты и оплачены в полном объеме в сумме 4590101,06 руб. фактически не оказанные ФБУ «РосСтройКонтроль» работы, что привело к дополнительному безосновательному расходованию бюджетных средств на указанную сумму, и выявленное нарушение не устранено.

Приказом от 12.07.2022 № 37 «О назначении лица, ответственного за осуществление приемки товаров, работ, услуг, формирование и подписание электронной подписью электронных документов о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-фз «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд АО «КРТО» должностным лицом АО «КРТО», на которое возложено осуществление контроля выполнения работ, предусмотренных заключенным между АО «КРТО» и ФБУ «РосСтройКонтроль» контрактом от 19.08.2022 № Д366, является генеральный директор по строительству и эксплуатации ФИО1, который привлечен к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить постановление по делу об административном правонарушении № 66-22-10/2023-07 от 28.06.2023, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Тульской области ФИО6 и производство по делу прекратить за отсутствием события и состава правонарушения. По мнению заявителя, при вынесении постановления сделан неправильный вывод о том, что действия ФИО1 по оплате ФБУ «РосСтройКонтроль» по контракту от 19.08.2022 № Д366 ранее завершения работ привело к дополнительному расходованию бюджетных средств, поскольку после оплаты в соответствии с дополнительными соглашениями указанный контрагент исполняет условия контракта в прежнем объеме, в связи с чем событие правонарушения не имело места быть. Также указал, что постановление не отвечает принципу справедливости и индивидуализации административной ответственности.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 не явился, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Его прежставитель по доверенности ФИО2 жалобу поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе, указав, что ФИО1, как должностное лицо организации, принял решение об оплате стоимости работ по контракту от 19.08.2022 № Д366, так как срок оплаты был оговорен в контракте, и ФИО1 действовал в состоянии крайней необходимости. Также просила учесть, что ФИО1 к административной ответственности не привлекался, негативные последствия нарушения не наступили, в связи с чем просили признать совершенное им нарушение малозначительным.

Представитель УФК по Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании полагал, что постановление от 28.06.2023 № 66-22-10/2023-07 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, ФИО1 вынесено законно и обоснованно, отмене не подлежит. Незаконными действиями данного должностного лица произведена безосновательная оплата в нарушение условий контракта услуг, которые не были оказаны ФБУ «РосСтройКонтроль» фактически, тогда как оплата должна была быть произведена только по завершению строительства и составлению окончательного акта оказанных услуг, что привело к перерасходу бюджетных средств. Просил в удовлетворении жалобы отказать.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта в случае несоответствия этих товара, работы, услуги либо результатов выполненных работ условиям контракта, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и названным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с названным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно части 2 статьи 34 указанного Федерального закона при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, перечисленных в части 1 названной статьи.

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (часть 7 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ).

Судом установлено, что 19.08.2022 в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок между АО «КРТО» (заказчик) и ФБУ «РосСтройКонтроль» (исполнитель) был заключен контракт № Д366, по которому исполнитель обязался оказывать услуги по проведению строительного контроля при строительстве по объекту «Наружные сети водоотведения ОЭЗ ППТ «Узловая». III этап. 1 участок» в пределах, составе, сроках и на иных условиях, предусмотренных техническим заданием, а заказчик обязался оплатить указанные услуги. Цена контракта определена в 4590101,06 руб. Оплата услуг предусмотрена равными частями за каждый отчетный период в соответствии с графиком исполнения контракта в течение 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта приемки услуг за отчетный период. Обязанность заказчика оплатить услуги возникает при условии получения заказчиком от исполнителя документов, которые тот обязан оформить. Исполнитель обязан приступить к оказанию услуг с момента заключения контракта и завершить оказание услуг после получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.

В соответствии с графиком исполнения указанного контракта отчетный период составил с даты заключения договора по 30.09.2022, то есть полный цикл работ без разбивки на этапы работ, в связи с чем оплата выполненных работ должна была быть произведена после завершения всех работ по объекту «Наружные сети водоотведения ОЭЗ ППТ «Узловая». III этап. 1 участок».

Согласно дополнительного соглашения № 1 /Д426 от 04.10.2022 срок выполнения контракта № Д 366 от 19.08.2022 установлен по 30.11.2022.

30.11.2022 между АО «КРТО» в лице заместителя генерального директора ФИО1 и ФБУ «РосСтройКонтроль» подписан акт приемки услуг, по которому исполнитель оказал услуги по контракту, объем и состав услуг указан в отчете исполнителя, заказчик не имеет претензий по объему и качеству оказанных услуг.

30.11.2022 исполнителем ФБУ «РосСтройКонтроль» был составлен счет-фактура на оплату оказанных услуг по проведению строительного контроля по объекту «Наружные сети водоотведения ОЭЗ ППТ «Узловая». III этап. 1 участок» и выставлен счет на оплату на полную сумму контракта 4590101,06 руб., который в соответствии с платежным поручением № 23 от 16.12.2022 оплатило УФК по Тульской области ФБУ «РосСтройКонтроль» в указанной сумме.

При этом, как было установлено проведенной УФК по Тульской области проверкой, следует из отчета о ходе оказания услуг строительного контроля, предоставленного ФБУ «РосСтройКонтроль», и не оспаривалось в судебном заседании сторонами работы по объекту «Наружные сети водоотведения ОЭЗ ППТ «Узловая». III этап. 1 участок» не завершены, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации не получено.

При таких обстоятельствах установлены признаки вмененного ФИО1 административного правонарушения, а именно, осуществление указанным лицом приемки невыполненной работы (ее результатов), что не соответствует условиям контракта и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в размере необоснованно оплаченной цены контракта.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 66-22-10/2023-07 от 09.06.2023, контрактом, графиком, дополнительными соглашениями, отчетом, актом приемки услуг, платежным поручением, приказом № 37 от 12.07.2022 о назначении лица, ответственного за осуществление приемки товаров, работ, услуг, формирование и подписание электронной подписью электронных документов о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) в рамках исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым указанные полномочия были возложены на ФИО1

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, с учетом возложения на ФИО1 указанных функций в соответствии с приказом № 37 от 12.07.2022, с которым он был ознакомлен, обоснованно привлечен к административной ответственности по 10 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что перерасхода бюджетных средств не наступило ввиду заключения дополнительных соглашений между АО «КРТО» и ФБУ «РосСтройКонтроль» о продлении срока действия контракта без дополнительной оплаты, являются несостоятельными, поскольку указанные дополнительные соглашения не охватывают обстоятельства, связанные с получением результата работ.

Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным.

Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Нарушение порядка приемки и оплаты невыполненных фактически работ повлекло перерасход бюджетных средств.

Доводы представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, о том, что ФИО1 при подписании акта приемки работ действовал в состоянии крайней необходимости, поскольку контрактом был предусмотрен срок окончания работ, после которого необходимо было произвести оплату, а продление срока строительства по объекту «Наружные сети водоотведения ОЭЗ ППТ «Узловая». III этап. 1 участок» не согласовывалось со сроком заключенного 19.08.2022 контракта № Д 366, что грозило расторжением контракта, являются несостоятельными и никакими доказательствами, подтверждающими претензионные заявления со стороны ФБУ «РосСтройКонтроль» относительно оплаты по указанному контракту, не подтверждено.

При таких обстоятельствах отсутствует совокупность условий, предусмотренных ст. 2.7 КоАП РФ для признания действий ФИО1 по приемке невыполненных работ совершенными в состоянии крайней необходимости.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ФИО1 в минимальном размере санкции части 10 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение либо отмену обжалуемого постановления, не установлено.

Руководствуясь ст.ст.30.4 - 30.8 КоАП РФ, суд

решил:

постановление Управления Федерального казначейства по Тульской области № 66-22-10/2023-07 от 28.06.2023 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Председательствующий Бездетнова А.С.