ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1848/2021 от 14.01.2022 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 12-89/2022

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск «14» января 2022 года

ул.Коммунистическая, 1

Судья Центрального районного суда города Красноярска Агапова Г.В.,

рассмотрев жалобу представителя АО «Автоспецбаза» ФИО1 на постановление ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 08.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении АО «Автоспецбаза»,

установил:

Постановлением ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 08.10.2021 года, которым АО «Автоспецбаза» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Законный представитель юридического лица – АО «Автоспецбаза», не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, а производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью административного правонарушения, свои требования мотивирует тем, что административным органом не было учтено, что Обществом принимались и принимаются меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год предоставлена Обществом в марте 2020 года. За 2019 год Обществом внесен платеж за негативное воздействие на окружающую среду на общую сумму <данные изъяты> руб. (плата за размещение твердых коммунальных отходов, плата за размещение отходов производства, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами). Также, за 1 квартал 2020 года Обществом внесен авансовый платеж за негативное воздействие на окружающую среду на общую сумму <данные изъяты> рублей. Впоследствии, ввиду введения на территории Российской Федерации, а также в субъектах, в том числе на территории Красноярского края ограничительных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, невозможности населения своевременно вносить коммунальные платежи, в том числе за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края, введения моратория на начисление и взыскания неустойки по долгам до 01.01.2021, образовалась и задолженность перед Обществом у Регионального оператора (ООО «Красноярская рециклинговая компания»), что, в свою очередь, повлияло и на платежеспособность и Общества в целом. Данное обстоятельство подтверждается судебными разбирательствами в рамках дел, принятых к производству Арбитражным судом Красноярского края (дело № от 07.09.2020, дело от 30.09.2021, дело № от 29.10.2020). Авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC) при размещении отходов были внесены Обществом сразу же после поступления денежных средств от Регионального оператора - 21.10.2020 и 03.11.2020. Плата за HBOC за 2020 год внесена Обществом в полном объеме, в том числе в установленный законом срок не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, а именно 25.02.2021. Также, полагает необходимым обратить внимание суда, что в рассматриваемом случае, при формальном наличии признаков состава вмененного Обществу административного правонарушения, оно не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинено существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

Законный представитель юридического лица – АО «Автоспецбаза» в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, подтвердил факт совершения АО «Автоспецбаза» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ и просил признать его действия малозначительными, и производство по делу об административном правонарушении прекратить, в виду того, что никаких общественно-опасных негативных последствий за собой оно не повлекло.

Представитель Росприроднадзора по Красноярскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, об уважительности причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав законного представителя юридического лица, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из оспариваемого постановления, Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 15.03.2021 по 09.04.2021 гг. проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Автоспецбаза».

АО «Автоспецбаза» имеет лицензию от 27.01.2020 на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов MV классов опасности (сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III-IV классов опасности, размещение отходов IV класса опасности), бессрочно выданную Енисейским межрегиональным управлением Росприроднадзора.

Согласно, свидетельства о постановке на государственный учет объекта АО Автоспецбаза», оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 2018-10-24, «Полигон ТБО» (код объекта ) относится к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору, относится к I категории негативного воздействия на окружающую среду и ко 2 (высокой) категории риска.

Фактическую деятельность АО «Автоспецбаза» осуществляет на Полигоне твердых бытовых отходов, расположенном в <данные изъяты> от правого поворота автодороги <данные изъяты>, участок .

Объект размещения отходов зарегистрирован в ГРОРО под номером (Полигон твердых бытовых отходов г. Красноярск). Данный полигон ТКО находится в эксплуатации с 1987 года, кадастровый номер земельного участка , площадь 32,9821 га. В составе полигона выделяются три зоны: хозяйственная зона, участок захоронения ТКО, территория скотомогильника (биотермическая яма).

АО «Автоспецбаза» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Руководствуясь ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за HBOC обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

АО «Автоспецбаза» осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе на следующих объектах негативного воздействия на окружающую среду: I категории «Полигон ТБО», код объекта ; III категории «Производственная база» код объекта .

В соответствии со ст. 16. Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).

В результате своей деятельности в 2020 г. АО «Автоспецбаза» оказывало HBOC в виде: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, размещения отходов.

Согласно ч 5 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019, 2020 годы от АО «Автоспецбаза» в Росприроднадзор за 2020 год в выгруженной форме электронного документа подписанного электронной подписью в установленный законодательством срок.

Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Плата за HBOC вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Пунктом 52 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 установлено, что случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок администратор платы применяет предусмотренные законодательством об административных правонарушениях административные санкции в отношении лиц, обязанных вносить плату, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию об указанных лицах.

По итогам 2020 установлено, что авансовые платежи АО «Автоспецбаза» вносило позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода и не в установленном размере.

Так юридическим лицом плата за размещение твердых коммунальных отходов за 3 квартал 2020 годы была внесена позже 20.10.2020, установленного законодательством срока.

Таким образом, нарушены требования природоохранного законодательства: ч. 7 ст. 16.2, ст.16.4, ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст. И Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы», утвержденного Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043; Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду», утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Вина в совершении административного правонарушения АО «Автоспецбаза» подтверждается материалами административного дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 17.09.2021 года; расчетными документами (платежными документами): от 03.11.2020 на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (назначение платежа плата за размещение твердых коммунальных отходов за 2-3 кварталы 2020); от 21.10.2020 на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (назначение платежа плата за размещение отходов аванс за 3 квартал 2020 год); от 21.10.2020 на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (назначение платежа плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами аванс за 3 квартал 2020 год); актом проверки от 09.04.2021 года и другими представленными суду материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо верно пришло к выводу о том, то в действиях юридического лица АО «Автоспецбаза» имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также каких-либо неустранимых сомнений в виновности АО «Автоспецбаза» нет.

В то же время, учитывая конкретные обстоятельства дела, то, что административное правонарушение совершено АО «Автоспецбаза» впервые, Общество признает вину в полном объеме, а также то, что им были предприняты все необходимые меры реагирования в данной ситуации, фактического ущерба государственным интересам причинено не было, суд считает, что совершённое АО «Автоспецбаза» административное правонарушение следует расценить как малозначительное.

В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Относительно статьи 2.9. КоАП Российской Федерации, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, суд считает необходимым отметить, что освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения это право, а не обязанность должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, а, следовательно, неприменение данной нормы не свидетельствует о незаконности и необоснованности постановления от 08.10.2021 года об административном правонарушении и признании виновным АО «Автоспецбаза» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ и назначении наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно п.21 Пленума Верховного Суда РФ №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание данные обстоятельства, допущенное АО «Автоспецбаза» правонарушение согласно ст. 2.9 КоАП РФ может быть признано малозначительным, поскольку судом установлено, что данное правонарушение не повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов государства и общества.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за его малозначительностью с освобождением АО «Автоспецбаза» от административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ, и суд ограничивается устным замечанием.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление ст. государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 08.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ в отношении АО «Автоспецбаза», - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за малозначительностью; объявить АО «Автоспецбаза» устное замечание за совершенное административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Г.В. Агапова