ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/17 от 25.09.2017 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Ефимова С.Ю. Дело №12-184/2017

ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

25 сентября 2017 года г. Псков

Судья Псковского областного суда Рубанов Р.В.,

при секретаре Ищенко О.В.,

рассмотрев жалобу защитника ФИО1 – Коверя И.Л. на постановление судьи Печорского районного суда Псковской области от 18 августа 2017 года по делу в отношении ФИО1, <данные изъяты> года рождения, об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Печорского районного суда Псковской области от 18 августа 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе на это судебное постановление защитник ФИО1 – Коверя И.Л. ставит вопрос об отмене постановления судьи и о прекращении производства по делу по мотивам недоказанности совершения административного правонарушения, полагая, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 был составлен в его отсутствие с существенным нарушением процессуальных норм, а строительство объекта на принадлежащем ФИО1 земельном участке было начато до принятия правовой нормы, нарушение которой вменяется ФИО1 в вину.

Судом приняты меры к извещению ФИО1 о месте и времени рассмотрения жалобы по указанному в ней адресу, судебное извещение возвращено за истечением срока хранения в почтовом отделении связи, что не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.

Заслушав защитника Коверя И.Л., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия ФИО2, проверив материалы дела, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не нахожу.

Часть 2 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия в частности на территориях достопримечательных мест, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей.

Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются лица, допустившие нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.

В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 1).

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 2).

Так, согласно частям 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями охраны памятников природы, истории и культуры, археологических объектов.

Пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно преамбуле которого государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу статьи 3, пункта 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К таковым в частности относятся и достопримечательные места.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. При этом границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

Пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ на территории достопримечательного места разрешается осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

Пунктом 1 статьи 17 Закона Псковской области от 10.05.1999 N 37-оз "О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Псковской области" в свою очередь установлено, что заказчики строительных, земляных, мелиоративных, дорожных, хозяйственных и иных работ на землях историко-культурного назначения обязаны согласовать проектирование и проведение указанных работ с органом охраны объектов культурного наследия.

Исходя из приведенных правовых норм осуществление проектных, земляных, строительных и хозяйственных работ на территории достопримечательного места и иного объекта культурного наследия допускается только по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 1 Распоряжения Администрации Псковской области от 07.05.2013 N 95-р в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения было включено достопримечательное место «Изборск», связанное с рождением российской государственности", VIII - XX в.в. (первое летописное упоминание - 862 г.), расположенное по адресу: Псковская область, Печорский район.

Границы территории достопримечательного места «Изборск» были утверждены приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №136 от 06.03.2014.

Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №314 от 01.07.2016 были утверждены требования к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места «Изборск», запрещающие строительство объектов капитального строительства зданий, строений и сооружений в границах территорий с режимом «Р-7».

Кроме того, Труворово городище VI - IX вв. - древнерусский Изборск и городище "Мальское", расположенное в Печорском районе на западном берегу Городецкого озера, Постановлением Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включено в Список исторических памятников, подлежащих охране как памятники государственного значения (приложение N 1 к Постановлению Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327).

Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 "Об утверждении Перечня объектов и исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения " Труворово городище VI - IX вв. - древнерусский Изборск и городище "Мальское", как признанное в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" памятником государственного значения, отнесено к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (пункт 2), ФИО3 музей оборонного зодчества включен в Единый перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (пункт 1).

Постановлением Правительства РФ от 16 января 1996 года N 43 "О мерах по сохранению историко-культурного и природного наследия Изборско-Мальской долины в Псковской области» ФИО3 государственный музей был преобразован в Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск". При этом Администрации Псковской области и Министерству культуры Российской Федерации с участием заинтересованных организаций было поручено уточнить границы территории музея - заповедника "Изборск", установить зоны охраны музея - заповедника "Изборск", режим содержания и использования памятников истории и культуры, территории, зон охраны музея - заповедника "Изборск" и обеспечить его соблюдение.

Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 28 апреля 2005 года N 1065, принятым на основании пункта 3 статьи 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", были учреждены границы зон охраны и режим охраны музея-заповедника "Изборск", согласно которому на территории охранной зоны расположены исторические поселения: Изборск, Малы, Рогово, Салтаново, Захново, Брод, для которых законодательством предусмотрено особое регулирование градостроительной деятельности.

На территории указанных исторических поселений строительство зданий и сооружений осуществляется по специальным проектам, включающим малые архитектурные формы (штакетники, осветительная арматура, ворота, калитки, колодцы, скамьи и др.), согласованным с органом охраны объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела ФИО1, на основании договора аренды от <данные изъяты> и соглашения о передаче прав по договору аренды от <данные изъяты> является с <данные изъяты> правообладателем земельного участка с кадастровым № <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., относящегося к землям населенных пунктов и расположенного в дер. <данные изъяты><данные изъяты> района Псковской области, имеющего назначение- для ведения садоводства без права застройки.

По итогам внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения режима охраны объекта культурного наследия достопримечательного места «Изборск» должностными лицами Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия было установлено, что на вышеуказанном земельном участке, входящем в границы достопримечательного места и в зону охраны музея - заповедника "Изборск", без согласования с Комитетом осуществляются строительные работы по возведению строения, в частности на момент проверки были выполнены работы по заглублению в грунт 21 опорных бетонных блоков, на которых установлен пространственный каркас из металлических конструкций, были начаты работы по сооружению 2-скатной стропильной системы, выполнялись работы по обустройству колодцев подземных коммуникаций, что было оформлено актом проверки №10 от 22 мая 2017 г. (л.д.<данные изъяты>).

Поводом для проведения вышеуказанной внеплановой документарной и выездной проверки послужили обращения ГБУ культуры Псковской области «Археологический центр Псковской области» №<данные изъяты> от <данные изъяты> и Государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Изборск" от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты><данные изъяты>, от <данные изъяты> по выявленным фактам начатого на земельном участке с кадастровым № <данные изъяты> в границах достопримечательного места «Изборск» строительства постройки в нарушение режима его использования, что было зафиксировано фотосъемкой (л.д. <данные изъяты>).

Согласно представленному защитой договору подряда на выполнение монтажных работ от <данные изъяты> заказчиком вышеуказанных работ является правообладатель земельного участка ФИО1 (л.д.<данные изъяты>).

Из содержания заключенного с Муниципальным образованием «Печорский район» Псковской области договора аренды земельного участка с кадастровым № <данные изъяты> от <данные изъяты> следует, что он расположен в границах территории объекта культурного наследия и обременен ограничениями, связанными с запретом производства на нем земляных, строительных и иных хозяйственных работ без согласования с органом охраны объектов культурного наследия (л.д.79).

При таких обстоятельствах продолжаемые действия ФИО1, осуществляющего в нарушение приведенных требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации земляные и строительные работы в границах достопримечательного места без согласования с Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия, вопреки доводам жалобы образуют состав длящегося административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ.

Довод защиты о том, что земляные, строительные и иные хозяйственные работы на вышеуказанном земельном участке были начаты до утверждения Приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия №<данные изъяты> от <данные изъяты> требований к осуществлению деятельности и к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места «Изборск», правового значения для правильного рассмотрения настоящего дела не имеет, поскольку протоколом об административном правонарушении, кроме нарушения этих требований, ФИО1 вменяется в вину нарушение приведенных выше правовых норм Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ и Закона Псковской области от 10.05.1999 N 37-оз "О государственной охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Псковской области".

Кроме того, как правильно указано в обжалуемом судебном постановлении, эти доводы опровергаются актами и фотоматериалами, представленными ГБУ культуры Псковской области «Археологический центр Псковской области» и Государственным историко-архитектурного и природно-ландшафтным музеем-заповедником "Изборск", из которых следует, что строительство на вышеуказанном земельном участке фактически было начато в апреле 2017 года.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Вместе с тем из материалов дела видно, что ФИО1 заблаговременно извещался Государственным комитетом Псковской области по охране объектов культурного наследия как о проведении надзорной проверки на находящемся в его пользовании земельном участке, так и о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении, копия которого ему была направлена (л.д.<данные изъяты>, <данные изъяты>).

Вопреки доводам жалобы, оснований для сомнений в том, что заказным письмом, принятым почтой России к отправке адресату 24.05.2017 и согласно почтовому уведомлению о вручении полученным лично ФИО1 30.05.2017, было направлено не извещение Комитета от 23.05.2017 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, а другая корреспонденция, из материалов дела не усматривается

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановления, не допущено.

Таким образом, оснований для прекращения производства по делу вопреки доводам защиты не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Печорского районного суда Псковской области от 18 августа 2017 года по делу в отношении ФИО1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Коверя И.Л. - без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда (подпись) Р.В. Рубанов

Копия верна: Судья Р.В. Рубанов