ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/18 от 09.10.2018 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело

Решение

09 октября 2018 года <адрес>

Судья Симферопольского районного суда Республики Крым Сердюк А.С.

при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна» на постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного нарушения предусмотренного статьей 4.2 Закона Республики Крым об административных правонарушениях в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – ЗРК,

установил:

Постановлением ведущего специалиста отдела экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО1 за от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо - Дачное некоммерческое партнерство «Красная поляна» (далее ДНП «Красная поляна») привлечено к административной ответственности за незаконное повреждение, удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, без выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Крым, разрешения. Правонарушение выявлено ДД.ММ.ГГГГ в ходе рейдового обследования на земельном участке, расположенном в 500 метрах северо-восточнее <адрес>А в <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым (географические координаты ,853334, Е34,225941).

ДД.ММ.ГГГГ председатель ДНП «Красная поляна» ФИО4 обратился в Симферопольский районный суд Республики Крым с жалобой на данное постановление мотивируя тем, что указанный в обжалуемом постановлении земельный участок на праве собственности принадлежит ДНП «Красная поляна» в связи с чем, разрешительных документов на снос и удаление зеленых насаждений выдаваемых Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым не требуется. Утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ 3405 «Порядок удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым», как указано в доводах жалобы, распространяется лишь на земли, находящиеся в собственности Республики Крым. Кроме того, принадлежащий ДНП «Красная поляна» земельный участок предназначен для ведения сельского хозяйства, видом разрешенного использования является – растениеводство, а удаленные с земельного участка дикорастущие зеленые насаждения препятствовали использованию земельного участка по назначению. Также в своей жалобе заявитель обращает внимание на допущенные должностными лицами органов государственного контроля, нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ). В частности указывает, что в силу требований, изложенных в пункте 3.3. части 3 статьи 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований и получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются. Заявитель просит отменить постановление о назначении административного наказания, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия события административного правонарушения.

В судебном заседании председатель ДНП «Красная поляна» ФИО4 и представитель ДНП «Красная поляна» по доверенности ФИО5 полностью поддержали изложенные в жалобе доводы по вышеизложенным основаниям.

Представитель управления экологического надзора Центрально-Крымского региона в суд не явился, о времени и месте судебного заседания, указанный орган Министерства и природных ресурсов Республики Крым, извещался надлежащим образом. Заместитель начальника управления экологического надзора Центрально-Крымского региона Пак-ФИО6 представила суду письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя отдела экологического надзора <адрес> и <адрес> Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Изучив доводы жалобы, заслушав заявителя и его представителя, пояснения свидетеля ФИО7, исследовав представленные суду материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно п. 8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Ответственность по ст. 4.2 Закона Республики Крым об административных правонарушениях в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – ЗРК (далее ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ) наступает за незаконное повреждение, удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, без разрешения выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Крым, в сфере экологии и природопользования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Из содержания постановления о назначении административного наказания следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения рейдового обследования территории <адрес> Республики Крым на земельном участке, общей площадью 9,6561 с кадастровым номером 90:12:041601:45, расположенном на территории Добровского Сельского поселения на котором осуществляет свою деятельность ДНП «Красная поляна» в результате выездной внеплановой проверки выявлен факт сноса зеленых насаждений в количестве 25 шт. вида: Ольха, Абрикос, Алыча, что явилось нарушением требований статей 9,20 Закона Республики Крым о растительном мире» от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: - наличие события административного правонарушения; - лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или Законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; - виновность лиц в совершении административного правонарушения; - обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; - характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; - обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; - иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно имеющейся в материалах дела выписки из единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ под кадастровым номером 90:12:041601:45, который указан в постановлении о назначении административного наказания в отношении ФИО4 значится земельный участок, находящийся в собственности ДНП «Красная поляна». Указан адрес земельного участка площадью 34500.00 кв. м. : Россия, <адрес>, на территории Добровского сельского совета, лот , пай . Категория данного земельного участка определена как земли сельскохозяйственного назначения – растениеводство. Документальным основанием передачи земельного участка ДНП «Красная поляна» является договор передачи земельного участка в качестве имущественного взноса от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письменного объяснения председателя ДНП «Красная поляна» ФИО4 и его пояснений в суде на земельном участке под вышеуказанным кадастровым номером проводились работы по устранению ранее выданного предписания Минэкологии -Ф от ДД.ММ.ГГГГ об устранении осуществления рекультивации ранее нарушенного земельного участка. При планировании территории, производилось выкорчевывание плодовых дикорастущих деревьев, в пределах границ земельного участка, находящегося в собственности ДНП «Красная поляна». Проведение данных мероприятий необходимо было для приведения земельного участка к готовности его использования в целях выращивания продукции сельскохозяйственного назначения.

В подтверждение, изложенных заявителем доводов суду представлены письменные документы.

Так, в предписании государственного инспектора министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым -Ф от ДД.ММ.ГГГГ адресованного ДНП «Красная поляна» указано на необходимость в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить рекультивацию нарушенного земельного участка на территории <адрес> Добровского сельского поселения лот пай .

В ранее выданном Государственном акте серии КМ от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности на указанный земельный участок площадью 3,4500 га, а также в договоре от ДД.ММ.ГГГГ и в приложении к договору о передаче этого земельного участка в качестве имущественного взноса ДНП «Красная поляна», не содержится никаких сведений о том, что на земельном участке имеются какие-либо насаждения.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7, которая занималась оформлением документов, связанных с передачей земельного участка в собственность ДНП «Красная поляна» также подтвердила, что на земельном участке специально выращенных зеленых насаждений в виде фруктовых деревьев не имелось.

Кроме того, согласно содержащихся в письме Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за .4-15 адресованном ДНП «Красная поляна» по вопросу согласования вырубки зеленых насаждений на землях сельскохозяйственного назначения разъяснений, полномочия Министерства распространяются, лишь на земли, находящиеся в собственности Республики Крым.

В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилия, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или Закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Между тем, в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, место совершения административного правонарушения фактически не конкретизировано, документальная принадлежность земельного участка не определена, в какой части земельного участка обнаружены спилы деревьев из протокола не усматривается. В прилагаемых к протоколу об административном правонарушении фотоснимках, количество спилов значительно меньше количества удаленных зеленых насаждений указанных в протоколе. В устанавливающей части постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, безосновательно указано, что удаленные зеленые насаждения произростали на земельном участке, лот пай 11 общей площадью 9,6561 с кадастровым номером 90:12:041601:45, тогда как под указанным кадастровым номером, согласно выписки из единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество, значится земельный участок, площадью 34500,00 кв.м. лот , пай 11, собственником которого является ДНП «Красная поляна».

Таким образом, в нарушение требований ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении не определено точное место совершения административного правонарушения, а указанные в постановлении о назначении административного наказания обстоятельства относительно места совершения административного правонарушения не основаны на материалах дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Анализируя исследованные в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, следует сделать вывод, что они не содержат в себе достаточных доказательств, которые бы подтверждали виновность юридического лица - ДНП «Красная поляна» в вышеуказанном административном правонарушении. Напротив, изложенные в обжалуемом постановлении обстоятельства нашли свое опровержение в пояснениях председателя ДНП «Красная поляна» ФИО4, представителя юридического лица, подтвержденных свидетельскими показаниями и в представленных суду дополнительных, письменных документах.

В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Доводы заявителя в части несоблюдения должностным лицом, составившим административный протокол, предусмотренной ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ процедуры, предшествующей его составлению, не принимаются во внимание, поскольку государственный инспектор Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ относится к должностным лицам уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в области экологии и природных ресурсов, при самостоятельном выявлении таковых.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление следует отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил:

Жалобу Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна» удовлетворить. Постановление ведущего специалиста отдела экологического надзора <адрес> и <адрес> управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Дачного некоммерческого партнерства «Красная поляна» за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 4.2 Закона Республики Крым об административных правонарушениях в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – ЗРК в виде штрафа в размере 21000 (двадцать одной тысячи) рублей, отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о назначении административного наказания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым.

Судья: