ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/19 от 21.11.2019 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 12-184/2019

21 ноября 2019 года город Архангельск

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Соломбальского районного суда г. Архангельска Долгирева Татьяна Сергеевна, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по жалобе генерального директора ЗАО «КУРС» ФИО1 на постановление заместителя управляющего отделением по Архангельской области Северо-западного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 №ТУ-11-ЮЛ-19-20241/3110-1 от 30 сентября 2019 года, которым ЗАО «КУРС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя управляющего отделением по Архангельской области Северо-западного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 №ТУ-11-ЮЛ-19-20241/3110-1 от 30 сентября 2019 года юридическое лицо – ЗАО «КУРС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ЗАО «КУРС» ФИО1 обжаловал его в районный суд, просил обжалуемое постановление отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указал, что у общества возможность предоставления документов по предписанию Управления отсутствовала по объективным причинам, поскольку ответственным лицом по исполнению обязанности в доведении сведений о решениях собрания от 26.09.2018 являлся генеральный директор общества ФИО3 Кроме того, до вынесения постановления общество направило в адрес акционеров ФИО4 и ФИО5 информацию об итогах голосования в форме отчета об итогах голосования. Считает, что принимая во внимание объективные причины непредоставления запрашиваемой Управлением информации, повторное направление отчета об итогах голосования на общем собрании акционеров 26.09.2018, отсутствие общественной опасности, пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей к формальным требованиям публичного права, позиция, изложенная в постановлении, об отсутствии возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, не отражает всю суть сложившейся ситуации. Помимо этого, считает, что пропущен срок для привлечения к ответственности.

В судебном заседании защитник Челпанов Н.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме, заявил ходатайство о применении в отношении Общества ст. 4.1 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав позицию защитника, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 62 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решения, принятые общим собранием акционеров, и итоги голосования могут оглашаться на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, а также должны доводиться до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в форме отчета об итогах голосования в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров, не позднее четырех рабочих дней после даты закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования.

Согласно п. 4.37., 4.38. Положения Банка России от 16.11.2018 N 660-П "Об общих собраниях акционеров" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2019 N 53262) в отчете об итогах голосования на общем собрании указываются:

полное фирменное наименование, место нахождения и адрес общества;

вид общего собрания (годовое, внеочередное, повторное годовое, повторное внеочередное);

форма проведения общего собрания (собрание или заочное голосование);

дата определения (фиксации) лиц, имевших право на участие в общем собрании;

дата проведения общего собрания;

место проведения общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);

повестка дня общего собрания;

число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имевших право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания;

число голосов, приходившихся на голосующие акции общества по каждому вопросу повестки дня общего собрания, определенное с учетом положений пункта 4.24 настоящего Положения;

число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания с указанием, имелся ли кворум по каждому вопросу;

число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования ("за", "против" и "воздержался") по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;

формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня общего собрания;

имена членов счетной комиссии, а если функции счетной комиссии выполнял регистратор общества - полное фирменное наименование, место нахождения, адрес регистратора и имена уполномоченных им лиц;

имена председательствующего на общем собрании и секретаря общего собрания.

Отчет об итогах голосования на общем собрании подписывается председательствующим на общем собрании и секретарем общего собрания.

Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.

Как следует из материалов дела, согласно обращениям акционеров ЗАО «КУРС» ФИО4 и ФИО5, 26.09.2018 состоялось внеочередное общее собрание акционеров, при этом акционерам не направлялись документы о результатах проведения внеочередного собрания, решения, принятые общим собранием акционеров 26.09.2018, и итоги голосования до сведения заявителей доведены не были.

Согласно представленной обществом в Управление копии списка лиц, имевших право на участие в собрании, сведения об акционерах были включены в указанный список.

Из протокола собрания от 26.09.2018 следует, что собрание, проводимое в форме совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, было закрыто 26.09.2018.

С учетом изложенного решения, принятые собранием, и итоги голосования в форме отчета об итогах голосования должны были быть доведены до сведения заявителей путем направления заказных писем или вручением под роспись в срок не позднее 02.10.2018.

Документы, подтверждающие факт и дату (даты) доведения до сведения акционеров решений, принятых собранием, и итогов голосования в форме отчета об итогах голосования, обществом в Управление не представлены.

Кроме того, как следует из протокола собрания от 26.09.2018, в нарушение положений ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Устава, на собрании (по пунктам №1 и 2 повестки дня) были рассмотрены и приняты решения по вопросам, которые Законом к компетенции общего собрания акционеров не отнесены, а именно об отмене решений, принятых по первому и второму вопросам повестки дня внеочередного общего собрания акционеров общества, проведенного 31.07.2018.

С учетом изложенного в адрес общества было направлено предписание Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 25.06.2019 №С59-5-18/6324, в соответствии с которым обществу в срок не позднее десяти рабочих дней с даты его получения надлежало:

- устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации, указанное в пункте 1 устанавливающей части предписания;

- принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации, подобных указанным в пунктах 1 и 2 устанавливающей части предписания;

- направить в Управление отчет об исполнении предписания с приложением копий подтверждающих документов.

С учетом даты получения обществом предписания (01.07.2019) и установленного срока для его исполнения (десять рабочих дней) общество должно было исполнить предписание не позднее 15.07.2019.

По ходатайству общества срок исполнения предписания был продлен до 29.07.2019 включительно.

Документы во исполнение предписания были направлены обществом в адрес Управления 24.07.2019 посредством почтового отправления, поступили 01.08.2019.

Вместе с тем, пункт 1 предписания не был исполнен, поскольку общество не предоставило в Управление документы, свидетельствующие о доведении до сведения заявителей решений, принятых собранием, и результатов голосования в форме отчета об итогах голосования, как это предусмотрено п. 4 ст. 62 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ.

По данному факту в отношении ЗАО «КУРС» составлен протокол об административном правонарушении от 16.09.2019 №ТУ-11-ЮЛ-19-20241/1020-1 и оспариваемым постановлением ЗАО «КУРС» привлечен к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Законность предписания Банка России сомнений не вызывает, поскольку в силу ст. 76.2. Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов. Банк России не осуществляет контроль и надзор за соблюдением международными компаниями норм иностранного права, а также правил иностранных бирж.

Банк России вправе проводить проверки деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений, направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также применяет иные меры, предусмотренные федеральными законами.

Порядок проведения проверок и порядок применения иных мер устанавливаются нормативными актами Банка России.

В соответствии со ст. 11. Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

Предписания Банка России выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

В случае выявления нарушения прав и законных интересов инвесторов профессиональным участником или в случае, если совершаемые профессиональным участником действия создают угрозу правам и законным интересам инвесторов, Банк России вправе своим предписанием запретить или ограничить проведение профессиональным участником отдельных операций на рынке ценных бумаг на срок до шести месяцев.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым в ходе производства по делу дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ЗАО «КУРС» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Диспозиция ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ свидетельствует о том, что объективная сторона закрепленного в нем состава административного правонарушения выражена в форме бездействия.

При этом следует иметь в виду, что невыполнение обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом, а равно правовым актом ненормативного характера, в том числе и предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), к установленному сроку свидетельствует о том, что такое правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Поскольку последним днем исполнения предписания являлось 29.07.2019, потому с 30.07.2019 начал исчисляться двухмесячный срок давности привлечения лица, обязанного исполнить предписание, к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ЗАО «КУРС» к административной ответственности вынесено 30.09.2019, то есть в установленный срок.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в минимальном размере.

Доводы жалобы о необходимости прекращения производства по делу, признав деяние малозначительным в соответствии со статьей 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняются.

Так в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных нормы и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Характер, совершенного ЗАО «КУРС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, объектом посягательства которого является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору), свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

Кроме того, состав правонарушения, квалифицируемого по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении общества к исполнению возложенных на него обязанностей, по устранению нарушений, указанных в предписании, в связи с чем не может быть в соответствии с ч. 2.9 КоАП РФ признано малозначительным.

Частью 9 ст. 19.5 КоАП РФ установлена ответственность как должностных лиц так и юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, в связи с чем довод жалобы об обязанности ФИО3 в доведении до сведений о решениях собрания от 26.09.2018 во внимание не принимается.

Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления.

Согласно с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом того, что во исполнение предписания 25.09.2019 в адрес заявителей направлен отчет об итогах голосования на общем собрании акционеров общества, сведений о привлечении Общества ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в материалах дела не имеется, назначенный ему размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, не соответствует обстоятельствам совершенного противоправного деяния, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя управляющего отделением по Архангельской области Северо-западного главного управления Центрального банка Российской Федерации ФИО2 №ТУ-11-ЮЛ-19-20241/3110-1 от 30 сентября 2019 года, которым ЗАО «КУРС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ изменить: назначенное ЗАО «КУРС» административное наказание снизить с 500 000 руб. до 250 000 руб.

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.С. Долгирева