ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/20 от 22.06.2020 Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 12-184/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 22 июня 2020 года

Судья Фрунзенского районного суда г. Ярославля Жданов Д.К.,

при секретаре Гороховой Т.И.,

с участием представителя заявителя ООО «Микроштамп» ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «Микроштамп» на постановление государственного инспектора Костромской области в области охраны окружающей среды ФИО10НОМЕР от 03.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Микроштамп»,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора Костромской области в области охраны окружающей среды ФИО10НОМЕР от 03.12.2019 ООО «Микроштамп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, в связи с тем, что ООО «Микроштамп» (ИНН НОМЕР, ОГРН НОМЕР, КПП НОМЕР) зарегистрированное по адресу: <адрес> осуществляет хозяйственную деятельность с июля 2017 года, основным видом которой является производство ювелирных изделий в здании по адресу: <адрес>, в ходе которой образуются отходы IV-V классов опасности, и, таким образом, деятельность ООО «Микроштамп» сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду. В ходе проведения Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что по состоянию на 26.09.2019 ООО «Микроштамп» в нарушение ст.ст. 1, 3, 4.2 ч.ч. 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не выполнило обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в установленный сроки.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Микроштамп» обжаловало его в суд. В обоснование жалобы указано, что ООО «Микроштамп» является арендатором производственных помещений, предоставленных Обществу собственником объекта недвижимости ФИО13 по договору аренды нежилого помещения от 10.10.2017, где в п.2.1.4 указано, что все природоохранные мероприятия берет на себя арендодатель. Так, ФИО13 после разработки проекта предельно-допустимых выбросов для всей совокупности источников выбросов в атмосферу по уже существующим замерам производственных выбросов всех своих арендаторов, в том числе ООО «Микроштамп», осуществил поставку всего объекта на государственный учет. Обращает внимание, что именно ФИО13 разработал проект предельно-допустимых выбросов по всему объекту и осуществил постановку его на государственный учет. Повторная постановка на учет одного и того же объекта не предусмотрена законодательством. Считает, что ООО «Микроштамп» не может быть привлечено к административной ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения, состава административного правонарушения. Просит обжалуемое постановление отменить.

Представитель заявителя по доверенности ФИО11 в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилось, об уважительности причин неявки не сообщило, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовало.

В отсутствие возражений разрешен вопрос о рассмотрении жалобы при имеющейся явке.

В судебном заседании исследованы следующие письменные материалы дела:

- постановление заместителя Костромского межрайонного природоохранного прокурора от 26.09.2019 о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ООО «Микроштамп» и решение прокурора о проведении проверки от 06.08.2019;

- рапорт и справка с фотоматериалами помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора Савинцевой С.О. о результатах осмотра производственных помещений ООО «Микроштамп»;

- справка о результатах проверки, проведенной Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой;

- сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 06.08.2019 о юридическом лице ООО «Микроштамп»;

- договор аренды нежилого помещения от 10.01.2017 между ФИО13 и ООО «Микроштамп» с дополнительными соглашениями к нему, приложениями, актами приема-передачи, возврата-передачи помещений;

- свидетельство № НОМЕР от 2017.10.05 о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: <адрес>, выданное ФИО13

- декларация ООО «Микроштамп» о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год;

- договор №НОМЕР на эксплуатационно-техническое обслуживание от 01.11.2017 между ФИО13 и ООО «Микроштамп» с лицензией ИП ФИО20 на осужществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, актом приема-передачи отходов, паспортом отходов и сведениями об отходе ООО «Микроштамп»;

- программа производственного экологического контроля ООО «Микроштамп» от 27.08.2019;

- приказ генерального директора ООО «Микроштамп» о назначении лицом, ответственного за экологическую документацию, ФИО21 от 01.11.2018;

- приказ от 01.11.2018 о приеме на работу ФИО21 в ООО «Микроштамп»;

- объяснения ФИО21 согласно которым инвентаризацией источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проектом предельно допустимых выбросов и проектом санитарно-защитной зоны занимается арендодатель ФИО13

- актом приема передачи помещений от ФИО13 ООО «Микроштамп» с приложенными схемами;

- актом возврата-передачи помещения от 01.12.2017 между ООО «Микроштамп» и ФИО13 с приложенными схемами;

- выписка из ЕГРЮЛ от 12.12.2019 в отношении ООО «Микроштамп».

Кроме того, в судебном заседании исследованы пояснения генерального директора ООО «Микроштамп» ФИО27 о том, что в производственном здании по адресу: <адрес> - находятся несколько других арендаторов, занимающих соседние с ООО «Микроштамп» помещения на разных этажах. Помещения ООО «Микроштамп» «разбросаны» по всему производственному зданию, так как необходимое оборудование, взятое в аренду у собственника, находится в этих помещениях и не подлежит перемещению. Вентиляционные отверстия, через которые производится выход загрязненного воздуха, являются общими для всех помещений и для всех арендаторов. Разделить выбросы от производственной деятельности каждого из арендаторов здания не представляется возможным. Поэтому арендодатель после разработки проекта предельно-допустимых выбросов для всей совокупности источников выбросов в атмосферу по всему объекту недвижимости по существующим замерам производственных выбросов всех своих арендаторов, в том числе ООО «Микроштамп», осуществил постановку всего объекта на государственный учет.

Также исследован отзыв на жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, из которого следует, что, согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную деятельность.

Заслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, отзыва, пояснений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ установлена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 03.12.2019 ООО «Микроштамп», зарегистрированное по адресу: <адрес>, признано виновным в том, что осуществляя производство ювелирных изделий в здании по адресу: <адрес> в ходе которого образуются отходы IV-V классов опасности, по состоянию на 26.09.2019 не выполнило обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в установленный сроки.

Факт того, что деятельность ООО «Микроштамп» сопряжена с негативным воздействием на окружающую среду, установлен материалами дела и никем, в том числе заявителем, не оспаривается.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», утратившей силу в связи с изданием Федерального закона от 26.07.2019 № 195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (ч. 1). Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ч. 2).

Из совокупности исследованных материалов следует, что ООО «Микроштамп» осуществляет деятельность по производству ювелирных изделий в здании, расположенном по адресу: <адрес>, где арендует часть помещений общей площадью 464,4 кв.м. у ФИО13 являющегося собственником данного помещения (свидетельство о государственной регистрации права собственности №НОМЕР от 14.01.2016) наряду с другими арендаторами. Вентиляционные отверстия, через которые производится выход загрязненного воздуха, являются общими для всех помещений, т.е. для всех арендаторов данного производственного помещения.

Согласно п.2.1.4 договора аренды нежилого помещения от 10.01.2017, заключенного между ФИО13 (арендодатель) и ООО «Микроштамп» (арендатор), арендодатель разрабатывает единый проект предельно-допустимых выбросов для всей совокупности источников выбросов в атмосферу; получает одно общее разрешение на выброс, осуществляет плату за выбросы и организовывает производственный экологический контроль по воздуху.

ФИО13., осуществляющий деятельность на объекте – производственном здании по адресу: <адрес> - принадлежащем ему на праве собственности, поставил его на государственный учет, как оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, что объективно подтверждается свидетельством о постановке на учет № НОМЕР от 2017.10.05, из которого следует, что объекту присвоен код и 2-я категория негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, по мнению суда, в отношении помещений здания, где ООО «Микроштамп» осуществляет производство ювелирных изделий, достигнуты цели получения достоверной информации об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также планирования осуществления государственного экологического надзора.

Изложенное позволяет придти к выводу, что в действиях ООО «Микроштамп» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, а потому обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

Постановление государственного инспектора Костромской области в области охраны окружающей среды ФИО10НОМЕР от 03.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Микроштамп» отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием в действиях ООО «Микроштамп» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.К. Жданов