Дело № 12-184/2020
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2020 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Николаевой И.П., при секретаре Емельяновой Л.Е., с участием представителя лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1. действующего на основании доверенности 13.03.2020г. рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 ФИО10<данные изъяты>
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.14 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Постановлением инспектора ИАЗ ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия ст. л-та полиции ФИО4. от 15.03.2020г. гр. ФИО3. привлечена к административной ответственности за нарушение с. 12.14 ч.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Решением заместителя командира Отдельного специализированного батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия майора ФИО5. от 01.04.2020г. жалоба ФИО3. на постановление 15.03.2020г. оставлена без удовлетворения, постановление без изменения.
Не согласившись с данными постановлением от 15.03.2020г. и решением от 01.04.2020г. ФИО3. в лице своего представителя ФИО1. обратилась с жалобой на данное постановление, просит отменить данное постановление как незаконное.
Жалоба рассматривается в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьей 30.6 КРФоАП предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушиваются объяснения законного представителя юрлица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим кодексом. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
На судебное заседание лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО3, не явилась, надлежаще извещена, представила ходатайство о рассмотрении в отсутствие с участием ее представителя ФИО1
В суде представитель лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1. поддержал доводы жалобы, и пояснил, что должностное лицо ФИО4, нарушил требования ст. 24.1 КоАП РФ не выяснил обстоятельства дела, не установил виновность лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении в совершении правонарушения, обстоятельства ДТП. При вынесении постановления не было указано место ДТП, описка не была внесена в соответствии с законом, необъективно вел расследование, не рассматривал ходатайства, не были вынесены определения об отказе в удовлетворении ходатайств, не были разъяснены права лицу участвующему в деле. Также, при рассмотрении жалобы ФИО3. на постановление от 15.03.2020г. вышестоящее должностное лицо ФИО5. необоснованно посчитал не указание в постановлении места совершения правонарушения опиской в соответствии со ст. 29.12.1 КоАП РФ, не разъяснил процессуальные права, игнорировал и не дал оценку доводам касающихся отсутствия снимков с места происшествия, необоснованно сделал вывод, что ДТП произошло на прилегающей территории, хотя ФИО3. двигалась на автомашине по дороге по <адрес>, а водитель Лексус ФИО6. выезжала с прилегающей территории. Согласно п. 8.3 ПДД РФ при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу ТС и пешеходам. Полагает, что в данном ДТП виноват водитель ФИО6 При расследовании дела ими было заявлено ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, однако инспектор ФИО4, отказал в удовлетворении не указывая мотивы отказа, просит отменить постановление и решение как незаконные.
Выслушав представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно протокола об административном правонарушении 03АА ... от 13.03.2020г. инспектора по ИАЗ ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия ФИО4 в отношении ФИО7. установлено, что 20.02.2020г. в 16 час.45 мин.. на <адрес> водитель автомашины Nissan SANNU государственным регистрационным знаком ... ФИО3. нарушила п.8.9 ПДД РФ-невыполнение требования ПДД уступить дорогу ТС пользующемуся преимущественным правом движения, ответственность предусмотрена ч.3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 13.03.2020г. вынесенного инспектором по ИАЗ ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия ФИО4. в отношении ФИО7. установлено, что 20.02.2020г. в 16 час.45 мин.. в г.Улан-Удэ водитель автомашины Nissan SANNU государственным регистрационным знаком ... ФИО3. нарушила п.8.9 ПДД РФ-невыполнение требования ПДД уступить дорогу ТС пользующемуся преимущественным правом движения, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.14 ч.3 КоАП РФ и назначен штраф в размере 500 руб.
При этом, в протоколе и в постановлении не указано, что ФИО3. были разъяснены права и от подписи она отказалась, также в постановлении не указано место совершения правонарушения.
Из Определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования <адрес> от 20.02.2020г. инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД МВД по РБ ФИО8, установлено, что 20.02.2020г. <адрес> а/м Ниссан ФИО9 г/н ... во дворе <адрес> совершила столкновение с а/м Лексус <данные изъяты> г/н ..., которая хотела заехать в паркинг(подземный гараж), предусмотрена ответственность по ст. 12.14 ч.3 КоАП РФ, по месту проведения расследования <адрес>..
Таким образом, судом установлено, что в отношении ФИО3. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 12.14 ч.3- невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
(часть четвертая.1 введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» установлено, что нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
В соответствии со ст. 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 294-ФЗ)
Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.
Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.
Таким образом, в случае допущения описки в постановлении от 13.05.2020г. инспектор ФИО4. должен был вынести определение об описке и после этого направить дело по жалобе вышестоящему должностному лицу.
В материалах дела имеется определение от 01.04.2020г. инспектора ФИО4 о внесении описки в постановление от 13.03.2020г. и сопроводительная о направлении копии определения ФИО3 02.04.2020г. При этом отсутствуют реестр почтовых отправлений, или сведения о получении почтовой корреспонденции адресатом или возвращении в связи с истечением срока хранения, в связи с чем суд признает обоснованными доводы представителя ФИО3. о рассмотрении дела вышестоящим должностным лицом в отсутствие определения об описке.
Данный факт подтверждается также, тем, что решение по жалобе ФИО3. вышестоящим должностным лицом ФИО5 принято 01.04.2020г. до направления копии определения ФИО3, в связи с чем у суда возникают сомнения в законности действий инспектора по вынесению определения об описке.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений ( ст.24.1 КРФоАП).
Согласно п.3 ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, - на срок до шести месяцев, следовательно в данном случае, срок административного расследования не истек, может быть продлен.
В связи с тем, что должностным лицом, в постановлении не указано разъяснялись права, нет отметки об отказе от подписи, не установлено по чьей вине произошло ДТП, не установлены обстоятельства ДТП, тем более, что ФИО3., отрицает свою вину в ДТП, суд признает, что должностным лицом при проведении административного расследования и составлении постановления допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных административным законодательством, что является основанием для отмены постановления от 13.03.2020г. и решения от 01.04.2020г.
В соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30.7 КРФоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возращении дела на новое рассмотрение в орган, должностному лицу правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку на момент вынесения решения срок привлечения к ответственности не истек, суд полагает возможным возвратить дело в ИАЗ ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия для проведения расследования в установленные сроки и принятия решения в соответствии с Кодексом об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
р е ш и л :
Постановление инспектора ИАЗ ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия ст. л-та полиции ФИО4. от 15.03.2020г. и решением заместителя командира Отдельного специализированного батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия майора ФИО5. от 01.04.2020г. отменить.
Возвратить административное дело в отношении ФИО2 ФИО11 в ИАЗ ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Бурятия для проведения расследования.
Судья И.П. Николаева.