ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/2012 от 05.12.2012 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Смирнов А.Г. дело №12-184/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного суда Республики Коми Теплякова Е.Л.,

при секретаре Вахниной Е.А.,

рассмотрев 5 декабря 2012 года жалобы ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и старшего уполномоченного отдела административных расследований Сыктывкарской таможни ФИО1 на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 октября 2012 года, по которому

производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

У С Т А Н О В И Л А :

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному ... года старшим уполномоченным отдела административных расследований Сыктывкарской таможни по результатам административного расследования, ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» при декларировании по ДТ №... товара «Бумага для упаковывания на автоматах непродовольственных товаров, нарезанных форматов А4, А3, фолио-форматов с плотностью 92г/м2, 102г/м2, 95 г/м2 и 82 г/м2» представило декларацию о соответствии № ... от ... года, не относящуюся к декларируемому товару, то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившееся в представлении недействительных документов (декларации о соответствии), если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей Сыктывкарского городского суда вынесено постановление, приведенное выше.

В жалобе на постановление судьи ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», не оспаривая наличие оснований для прекращения производства по делу, не согласно с выводами, изложенными в мотивировочной части постановления, о том, что декларация о соответствии № ... от ... ... года не может служить подтверждением соответствия в отношении бумаги для упаковывания плотностью 82 г/м2, а также о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ, и просит указанные выводы судьи исключить из мотивировочной части постановления.

В жалобе должностного лица таможенного органа, составившего протокол об административном правонарушении, поставлен вопрос об отмене постановления судьи как незаконного в связи с ошибочностью вывода о наличии в действиях ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

Заслушав объяснения ФИО2 – представителя ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», представителей Сыктывкарской таможни ФИО3 и ФИО1, проверив материалы дела, считаю, что постановление судьи подлежит отмене.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и не оспаривается ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ... года представителем ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» на Эжвинский таможенный пост Сыктывкарской таможни представлена в электронной форме предварительная декларация на товары № ... с целью помещения товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления»; декларируемый товар – материал для упаковки нарезанных форматов, покрытый с одной стороны только полиэтиленом, код по ОКП-..., различных дизайна, формата, размеров и плотности (82 г/м2, 92 г/м2, 95 г/м2, 102 г/м2)

К декларации на товары в качестве разрешительного документа представлена декларация о соответствии № ... от ... года, зарегистрированная АНО по сертификации продукции, экспертизы и контроля качества «Центротест» и оформленная на продукцию «Бумага для упаковывания на автоматах непродовольственных товаров: нарезанных форматов А4, А3, фолио-форматов с плотностью 92 г/м2, 95 г/м2, 102г/м2».

В соответствии со статьей 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (статья 152 ТК ТС).

В силу статей 179 и 183 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом; подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом; к таким документам, в числе прочих, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений. В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС представление указанных документов является одним из условий выпуска товара.

Согласно пункту 1 статьи 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

В соответствии со статьей 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

Такие запреты и ограничения установлены, в частности, статьей 16 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, в соответствии с пунктами 1 и 2 которой продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания; такая продукция должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 года №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (в редакции, действовавшей на момент подачи ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» декларации на товар), продукция «бумага для ручной и машинной упаковки продуктов и различных изделий: бумага и комбинированные материалы на основе бумаги для упаковывания на автоматах пищевых продуктов, промышленной продукции и непродовольственных товаров» код ОКП 5434 была включена в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации соответствия, то есть указанный ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в таможенной декларации товар подлежал декларированию соответствия.

Статьей 29 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ предусмотрено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств: таможенной декларации ДТ №..., декларации о соответствии № ... от ... года, декларации о соответствии №... от ... года на бумагу для упаковывания на автоматах непродовольственных товаров: нарезанных форматов А4 с плотностью 82 г/м2, писем АНО по сертификации продукции, экспертизы и контроля качества «Центротест» от ... года №... и от ... года №... о нераспространении декларации о соответствии № ... от ... года на продукцию «Бумага для упаковывания… плотностью 82 г/м2», - судья городского суда пришел к выводу о том, что представленная ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» при подаче таможенной декларации декларация о соответствии № ... от ... года не относится к товару, заявленному к таможенному оформлению, и поэтому указанная декларация о соответствии не может служить подтверждением соответствия в отношении бумаги для упаковывания плотностью 82 г/м2.

Вместе с тем, сделав такой вывод, судья в нарушений положений КоАП РФ не обосновал в постановлении, почему декларация о соответствии № ... от ... года, представленная ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в подтверждение соответствия техническим требованиям бумаги для упаковывания плотностью 82 г/м2, не является недействительным документом по смыслу части 3 статьи 16.2 КоАП РФ; согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, относящиеся к другим товарам.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, судья пришел к выводу, что действия Общества, описанные в протоколе об административном правонарушении, подпадают под диспозицию части 1 статьи 16.3 КоАП РФ, но, так как рассмотрение дел по части 1 статьи 16.3 КоАП РФ подведомственно исключительно таможенному органу, то переквалификация действий ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» невозможна.

Часть 1 статьи 16.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 3 статьи 16.2 и статьей 16.3 КоАП РФ, следует исходить из того, что по части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ действие подлежит квалификации в том случае, когда несоблюдение указанных запретов и ограничений не связано с заявлением таможенному органу при декларировании недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах; если же действие лица, привлекаемого к административной ответственности, выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а равно в представлении при декларировании товаров недействительных документов, послуживших основанием для неприменения таких запретов и ограничений (например, поддельного сертификата соответствия), то с учетом исключений, названных в части 1 и части 2 статьи 16.3 КоАП РФ, такое действие (бездействие) подлежит квалификации по части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Также не учтена судьей и правовая позиция Верховного Суда РФ, содержащиеся в обзорах судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2007 года и за 4 квартал 2008 года, согласно которой запрет на переквалификацию, влекущую изменение подведомственности рассмотрения дела об административном правонарушении, касается случаев, когда после переквалификации дело становится подведомственным арбитражному суду.

В соответствии со статьями 24.1, 29.11 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должно содержаться мотивированное решение по делу, основанное на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, положениях закона.

Однако указанные требования КоАП судьей городского суда при рассмотрении дела в полном объеме не выполнены.

При таких обстоятельствах постановление судьи не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, так как вывод о наличии оснований для прекращения производства по делу сделан без полной оценки всех доказательств по делу, без учета требований закона, не мотивирован по указанным выше позициям, то есть сделан с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем оспариваемое постановление судьи подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в Сыктывкарский городской суд на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, так как срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на настоящий момент по данному делу не истек.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А :

Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 октября 2012 года отменить, дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» возвратить в Сыктывкарский городской суд на новое рассмотрение.Судья Теплякова Е.Л.   Копия верна: судья