ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/2013 от 12.09.2013 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

     Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

 12 сентября 2013г.

 Судья Ленинского районного суда г. Костромы Жуков И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста ТО надзорной деятельности г. Костромы управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области на постановление по делу об административном правонарушении

 Установил:

 Постановлением мирового судьи судебного участка № ... от dd/mm/yy. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ОГБУ КВЦ «<данные изъяты>» за отсутствием состава административного правонарушения.

 Не согласившись с указанным постановлением, главный специалист ТО надзорной деятельности г. Костромы управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Костромской области ФИО1 подал жалобу на него, в которой просил отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение на том основании, что ОГБУ КВЦ «<данные изъяты>» привлекалось к ответственности за неисполнение требований правил противопожарного режима в Российской Федерации, в частности, невыполнение ранее выданного учреждению п. 1, 6, 8 предписания № от dd/mm/yy. по обеспечению требуемого расхода воды на нужды пожаротушения; соответствию звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудованию автоматической пожарной сигнализацией пространства каждой рабочей галереи. При выдаче предписания надзорный орган исходил, в т.ч. из представленного учреждением заключения ООО «<данные изъяты>» по независимой оценке пожарного риска, однако не согласился с этим заключением ввиду несоответствия исходных данных, принятых экспертной организацией, что было установлено и в ходе внеплановой проверки учреждения.

 В судебном заседании заявитель ФИО1, представители ГУ МЧС России по ... ФИО2 и ФИО3 уточнили заявленное требование и просили отменить обжалуемое постановление, прекратив производство по делу за истечением срока давности привлечения учреждения к административной ответственности, указав, что основанием к вынесению обжалуемого постановления явилось принятие мировым судьей ко вниманию указанного в жалобе заключения ООО «<данные изъяты>» по независимой оценке пожарного риска, чего якобы достаточно для не проведения проверки в отношении поднадзорного органа. Между тем из Административного регламента МЧС России следует, что такой расчет пожарного риска принимается в случае плановой проверки, а протокол об административном правонарушении в отношении учреждения был составлен при проведении внеплановой проверки, в связи с чем в случае выявления несоответствия расчета пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям, что было выявлено в данной ситуации, внеплановая проверка и контроль выданного предписания осуществляются в полном объеме. Однако в настоящее время срок давности привлечения учреждения к ответственности истек.

 Представитель ОГБУ КВЦ «<данные изъяты>» ФИО4 возражал против удовлетворения требований жалобы на том основании, что заключение ООО «<данные изъяты>» по независимой оценке пожарного риска соответствует всем предъявляемым требованиям, составлено и оформлено согласно установленного порядка, доводы заявителя о несоответствии заключения исходным данным не состоятельны.

 Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

 Согласно ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

 Как установлено в судебном заседании, dd/mm/yy государственным инспектором г. Костромы по пожарному надзору была проведена плановая выездная проверка в отношении ОГБУ КВЦ «<данные изъяты>», в результате чего учреждению выдано предписание № о выполнении в срок до dd/mm/yy в т.ч. следующих мероприятий: обеспечение требуемого расхода воды на нужды пожаротушения; соответствия звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; оборудования автоматической пожарной сигнализацией пространства каждой рабочей галереи (п.п. 1, 6, 8 предписания), и в отношении учреждения составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

 Однако в ходе проведения внеплановой выездной проверки dd/mm/yy. было установлено, что выявленные нарушения пожарной безопасности учреждением не устранены, в связи с чем ему вновь выдано предписание № об устранении нарушения.

 Принимая обжалуемое постановление, мировой судья исходил из того, что имеется заключение от dd/mm/yy. ООО «<данные изъяты>» по независимой оценке пожарного риска в ОГБУ КВЦ «<данные изъяты>», вследствие чего в силу ст. 31 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от dd/mm/yy N №, орган госпожнадзора не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты, а из указанного заключения следует, что пожарный риск на объекте защиты не превышает допустимых значений.

 Согласно п. 31 указанного Регламента орган ГПН действительно не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты.

 Однако, принимая указанное решение, мировой судья не учел, что указанное положение относится к вопросам ежегодного планирования проверок в отношении объектов защиты и исходит из того, что такое заключение НОР на объекте защиты подлежит представлению в орган ГПН до утверждения ежегодного плана плановых проверок.

 Между тем, как указывалось выше, dd/mm/yy. в отношении ОГБУ КВЦ «<данные изъяты>» проводилась внеплановая проверка.

 При этом указанный Регламент регулированию проведения внеплановых проверок отводит отдельный раздел, из которого следует, что орган ГПН может принять решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты (п. 52).

 Тем самым делать вывод об отсутствии в действиях учреждения состава указанного административного правонарушения лишь в связи с наличием положительного заключения НОР на объекте защиты мировому судье было преждевременно.

 Более того, органом ГПН указанное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты было принято, вследствие чего такому решению также следовало дать оценку в совокупности с иными доказательствами по делу, в т.ч. заключением ООО «<данные изъяты>» по независимой оценке пожарного риска.

 Так, из указанного заключения следует, что эксперты исходили из значения параметра, равного <данные изъяты> т.к. здание оборудовано системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (п. 25 Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной приказом МЧС РФ от dd/mm/yy N № (ред. от dd/mm/yy).

 Между тем следовало выяснить, наличие указанной системы достаточно ли и необходимо для применения указанного значения параметра или такая система должна являться работоспособной, т.к. представителем учреждения не оспаривается, что система в учреждении имеется, однако она не функционирует.

 Другим спорным вопросом указанных доказательств является принятие к расчету площади горизонтальной проекции человека (п. 4 приложения 5 Методики), т.к. эксперты в указанном заключении не учитывали площадь человека в зимней одежде, полагая, что посетители учреждения находятся в таковой лишь в гардеробе, что не является худшим сценарием пожара, вследствие чего такая площадь не подлежит учету.

 Однако посетители учреждения могут находиться в зимней одежде и в других помещениях учреждения.

 Еще одним спорным моментом указанных доказательств является выбор конкретной модели расчета времени блокирования путей эвакуации (раздел II приложения 6 Методики), т.к. эксперты в указанном расчете использовали зональный метод, используемый для помещений и систем помещений простой геометрической конфигурации, линейные размеры которых соизмеримы между собой (линейные размеры помещения отличаются не более чем в <данные изъяты> раз), когда размер очага пожара существенно меньше размеров помещения.

 Между тем указанная Методика предусматривает необходимость выбора полевого метода:

 для помещений сложной геометрической конфигурации, а также помещений с большим количеством внутренних преград (атриумы с системой галерей и примыкающих коридоров, многофункциональные центры со сложной системой вертикальных и горизонтальных связей и т.д.);

 для иных случаев, когда применимость или информативность зонных и интегральных моделей вызывает сомнение (уникальные сооружения, распространение пожара по фасаду здания, необходимость учета работы систем противопожарной защиты, способных качественно изменить картину пожара, и т.д.).

 Однако все вышеуказанные вопросы мировым судьей не исследованы, вследствие чего оснований полагать вынесенное постановление законным и обоснованным не имеется, по причине чего оно подлежит отмене.

 Вместе с тем в силу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения учреждения к административной ответственности на момент принятия настоящего решения истец, вследствие чего производство по делу подлежит прекращению за истечением указанного срока (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

 Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

 Решил:

 Постановление мирового судьи судебного участка № ... от dd/mm/yy. в отношении ОГБУ КВЦ «<данные изъяты>» по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ отменить.

 Производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

     Судья