ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/2016 от 18.07.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Станиславский В. В. Дело № 12-184/2016

Решение

Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 18 июля 2016 года жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Армада» на постановление судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2016 года,

установил:

Постановлением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2016 года юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Армада» (далее по тексту – ООО «Армада») привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000,00 руб.

Законный представитель юридического лица – директор ООО «Армада» З.П.Н. обратился с жалобой в Верховный Суд Удмуртской Республики, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитник юридического лица В.И.В. жалобу и доводы, изложенные в ней поддержала.

В судебном заседании прокурор Х.И.Р. с жалобой не согласился.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, Воткинской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проведена проверка технического состояния здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения – Дом ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что собственником объекта культурного наследия является ООО «Армада», указанный объект находится в аварийном состоянии, в нарушение положений статьи 7, части 1 статьи 40, статьи 41, частей 1, 3 и 4 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ), условий охранного обязательства № 54 от 24 ноября 2014 года, собственником объекта культурного наследия:

в декабре 2015 года работы по консервации объекта культурного наследия проведены частично (произведен ремонт ограждения территории объекта, заколочены оконные и дверные проемы);

на проведенные работы не получена проектная документация на проведение работ по консервации здания, не получено разрешение Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики;

не предоставлены сведения о наличии соответствующей аккредитации лиц, производивших работы по консервации объекта культурного наследия.

Обстоятельства, установленные в ходе проверки, явились основанием для вынесения 08 апреля 2016 года заместителем Воткинского межрайонного прокурора Удмуртской Республики постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «Армада».

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность юридического лица за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.

Согласно статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального; объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения (часть 4 Федерального закона № 73-ФЗ).

Положения статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривают, что особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации (часть 2).

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (часть 3).

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В силу статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Совмином СССР от 16 сентября 1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

Из содержания части 1 статьи 61 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждено, что ООО «Армада» на праве собственности принадлежит объект культурного наследия – Здание (церкви), расположенное по адресу: <адрес>

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02 ноября 2015 года следует, что на указанный объект зарегистрированы обременения.

Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 20 февраля 1986 года № 65 «Дом ФИО1 (деревянный) начало ХХ века», расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану объекта культурного наследия.

Приказом Министерства культуры Российской Феедрации от 04 февраля 2014 года № 148 указанный объект культурного наследия регионального значения, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

28 ноября 2014 года юридическому лицу выдано охранное обязательство № 54.

Из анализа вышеприведенных положений закона, и предоставленный доказательств, можно сделать вывод, что на собственнике данного объекта – ООО «Армада» лежит бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, а также собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта, по его сохранению, требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Пунктом 16 Охранного обязательства № 54 от 28 ноября 2014 года предусмотрено, что в целях сохранения объекта культурного наследия и создания нормальных условий для его использования собственник (пользователь) обязан провести работы согласно Акту технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству его территории, являющегося неотъемлемой частью настоящего охранного обязательства.

Согласно раздела 3 Акта технического состояния объекта культурного наследия и определения плана работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству его территории от 16 ноября 2014 года , в целях сохранения объекта культурного наследия и создания нормальных условий для его использования собственник обязан повести следующие работы: 1) провести комплекс мероприятий по консервации здания объекта культурного наследия с целью предотвращения дальнейших разрушений, срок выполнения 30 ноября 2014 года – 31 декабря 2015 года.

Примечанием к указанному разделу предусмотрено, что производство работ разрешается только в соответствии с согласованной документацией, по письменному разрешению «Государственного органа по охране объектом культурного наследия» и под наблюдением архитектурного надзора.

Таким образом, в период времени с 30 ноября 2014 года по 31 декабря 2015 года ООО «Армада» должно было провести работы по консервации объекта культурного наследия.

В пункте 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно статье 41 Федерального закона № 73-ФЗ консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Положения части 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривают, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (часть 2 статьи 45)

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (часть 6 статьи 45).

Признавая виновным ООО «Армада» в совершении административного правонарушения, судья районного суда указал, что фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами.

Оценивая в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставленные в материалы дела доказательства, прихожу к убеждению, что заместителем Воткинского межрайонного прокурора Удмуртской республики не доказано нарушение юридическим лицом требований сохранения объекта культурного наследия.

Как следует из Акта от 16 ноября 2014 года , комплекс мероприятий по консервации здания объекта культурного наследия с целью предотвращения дальнейших разрушений должен был произведен в период с 30 ноября 2014 года по 31 декабря 2015 года.

Однако, из Задания на проведение работ по сохранности объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения № 2Р, утвержденного Министром культуры и туризма Удмуртской Республики 03 сентября 2015 года следует, что данное Задание выдано на реставрационные работы.

Кроме того, Задание выдано в период срока выполнения работ по консервации, установленного Актом от 16 ноября 2014 года , то есть до истечения срока выполнения работ по консервации объекта.

Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии виновности ООО «Армада» в совершении административного правонарушения, а именно в непринятии мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, то есть проведения в полном объеме работ по консервации здания с целью предотвращения дальнейших разрушений в установленные сроки.

Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении юридическому лицу, так же вменено то, что ООО Армада» проведены работы по консервации (произведен ремонт ограждения территории объекта, заколочены оконные и дверные проемы), при отсутствии проектной документации на проведение работ и не полученного разрешения Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики, а также то, что отсутствуют сведения о наличии соответствующей аккредитации лиц, производивших работы по консервации объекта культурного наследия.

Из пунктов 92-93 Приказа Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования о реставрации недвижимых памятников истории и культуры» следует, что на недвижимых памятниках выполняются следующие виды производственно-реставрационных работ: а) консервация; б) реставрация; в) воссоздание; г) ремонт; д) приспособление.

При этом консервацией признается комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.

Согласно пункта 3.1.11 «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 593-ст, консервация объекта культурного: научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.

Статьей 41 Федерального закона № 73-ФЗ также предусмотрено, что все виды производственных, исследовательских и проектных работ, проводящийся на памятниках, независимо от характера и объема, представляют единый процесс. Консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.

Из этого следует, что противоаварийные работы являются одним из видов консервации объекта культурного наследия, состоят из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника.

Согласно письма Министерства культуры Российской Федерации от 24 мая 2014 года -ГП «Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах» аварийным признается состояние, угрожающее физической сохранности памятника или отдельных его частей, при котором непрерывно идут процессы разрушения, видоизменения и потери материальных компонентов памятника, в том числе аварийное состояние несущих конструкций здания, при котором конструкции или их часть вследствие естественного износа и внешних воздействий имеют сверхнормативные деформации и повреждения, потеряли расчетную прочность и несущую способность. При этом без принятых мер по укреплению дальнейшая эксплуатация памятника должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем.

В состав научно-проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» входит, в том числе, раздел «Предварительные работы». При необходимости, в составе предварительных работ разрабатывается проект первоочередных противоаварийиых и консервационных мероприятий, включающий пояснительную записку, рабочую документацию, объектную и локальные сметы.

Техническое состояние памятника, в том числе его аварийное состояние, подтверждается на основании акта технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия) (далее - Акт).

Акт составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения.

При выявлении на этапе предварительных работ аварийного технического состояния объекта культурного наследия (частей объекта) Акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.

Таким образом, противоаварийные работы проводятся на памятнике на основании проектной документации по проведению противоаварийных работ на объекте культурного наследия, разработанной в рамках раздела «Предварительные работы» научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

В рамках неотложных мер по сохранению памятника необходимо проведение противоаварийных работ для предотвращения полной его утраты параллельно с продолжающейся разработкой научно-проектной документации, предусмотренной заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Из материалов дела следует, что объект культурного наследия находится в аварийном состоянии, что подтверждается Актом от 16 ноября 2014 года.

Приказом Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики от 02 февраля 2016 года в соответствии со статьей 47.5 Федерального закона № 73-ФЗ в связи с аварийным физическим состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом ФИО1 (деревянный), начало ХХ века» (<...>) приостановлен доступ населения к указанному объекту культурного наследия, собственнику объекта культурного наследия приказано принять меры, препятствующие несанкционированному доступу населения на объект культурного наследия и его территорию.

Из Акта визуального осмотра по объекту культурного наследия, составленного помощником прокурора г. Воткинска З.Е.В., ведущим инженером отдела строительного контроля УКС Администрации города Воткинска от 03 февраля 2016 года следует, что в результате визуального осмотра установлено следующее: входные двери здания заколочены брезентовым материалом; доступ в здание ограничен; территория дома, участка огорожена забором, что свидетельствует о выполнении собственником объекта культурного наследия Приказом Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики от 02 февраля 2016 года и положений статьи 47.5 Федерального закона № 73-ФЗ, предусматривающей, что интересах сохранения объекта культурного наследия, включенного в реестр (его части), доступ к объекту культурного наследия может быть приостановлен на время проведения работ по сохранению объекта культурного наследия или в связи с ухудшением его физического состояния.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ремонт ограждения территории объекта, закрытие оконных и дверных проемов, относиться к консервации объекта культурного наследия, и как следствие необходимость получения проектной документации на проведение работ и разрешения на проведение указанных работ, необходимость проведения работ лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

При таких обстоятельствах, наличие состава административного правонарушения в действиях ООО «Армада» нельзя признать доказанным.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.

Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Положения части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного взыскания.

При указанных обстоятельствах, оценивая в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, в действиях ООО «Армада» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ по результатам рассмотрения жалобы принимается решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было постановлено, а производство по делу прекращению в соответствии пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2016 года отменить, производство по делу прекратить.

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Армада» – удовлетворить.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими порядок обжалования в порядке надзора.

Судья Н. Ф. Машкина