Дело № 12-184/2021
УИД 52RS0009-01-2021-002780-53
РЕШЕНИЕ
Судья Арзамасского городского суда Нижегородской области Попов С.Б.,
с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу - Горшкова А.Ю. по доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской областина постановление заместителя начальника Арзамасского районного отделения судебных приставов - заместителя старшего судебного пристава УФССП по Нижегородской области ФИО1 по делу об административном правонарушении № от <дата> о привлечении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением № по делу об административном правонарушении заместителя начальника Арзамасского районного отдела судебных приставов - заместителя старшего судебного пристава УФССП по Нижегородской области ФИО1 от <дата> администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ к штрафу в размере 50000 руб.
Указанным постановлением администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области признана виновной в том, что она, являясь должником по исполнительному производству № не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, а именно, на основании исполнительного листа № от <дата> выданного Арзамасским городским судом по делу №, вступившему в законную силу <дата>, об обязании администрации Арзамасского района Нижегородской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес>, и произвести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена вышеуказанная свалка, в Арзамасском РОСП УФССП России по Нижегородской области возбуждено исполнительное производство № Определением Арзамасского городского суда Нижегородской области администрации Арзамасского района предоставлена отсрочка исполнения решения суда до <дата>. В связи с неисполнением требований исполнительного документа администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области <дата> привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. Постановление по делу об административном правонарушении № от <дата> вступило в законную силу <дата>. Штраф оплачен <дата>. <дата> администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа 50000 руб. Постановление по делу об административном правонарушении № от <дата> вступило в законную силу <дата>, штраф оплачен <дата>. Судебным приставом-исполнителем ФИО2 установлен новый срок исполнения решения суда, а именно <дата> (требование от <дата> получено администрацией Арзамасского муниципального района <дата>). В ходе совершения исполнительных действий <дата> установлено, что в срок, вновь установленный для исполнения требований исполнительного документа, решение суда не исполнено, о чем составлен акт. Поскольку в срок до <дата> решение суда администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области не исполнено, судебным приставом-исполнителем ФИО2 <дата> составлен протокол об административном правонарушении №, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области обратилась в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что администрация является исполнительным органом Арзамасского муниципального района, в очередном финансовом году осуществляет деятельность, направленную на исполнение бюджета района, и не может выходить за пределы статей расходов, определенных Земским собранием района. Арзамасский муниципальный район является высокодотационным районом, не имеющим достаточного количества денежных средств на финансирование своих расходов, поэтому ежегодно более 70 % средств бюджета района выделяется из бюджета области в виде дотаций. В связи с отсутствием в бюджете района достаточных денежных средств Земским собранием Арзамасского муниципального района не принимались решения, предусматривающие в бюджете района финансирование мероприятий по ликвидации свалки и восстановлению земель. До исполнения решения суда у администрации Арзамасского муниципального района возникли неясности в его исполнении, заявление о разъяснении решения судом не рассмотрено. С учетом изложенных обстоятельств решение суда и требования исполнительного документа не могут быть исполнены администрацией по ряду объективных причин: исключительных, непредотвратимых обстоятельств и непреодолимых препятствий, затрудняющих исполнение исполнительного документа: имущественного положения; проведение работ требует согласования с федеральными органами власти; необходимости урегулирования в нормативных правовых актах федерального уровня вопроса правомерности ликвидации органом местного самоуправления свалки на землях лесного фонда; отсутствия разъяснения суда о порядке исполнения судебного решения. Таким образом, у должностного лица Арзамасского районного отдела судебных приставов отсутствовали правовые основания для привлечения администрации к ответственности, предусмотренной ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, т.к. у администрации не имелась возможность исполнить решение суда и требования исполнительного документа, а соответственно в отсутствии вины администрации в совершении вменяемого правонарушения.
Отводов не заявлено, ходатайств не поступило.
В судебном заседании защитник лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Горшков А.Ю. жалобу и изложенные в ней доводы поддержал
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - заместитель начальника Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП по Нижегородской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.113 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.2 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
При рассмотрении жалобы установлено, что <дата> Арзамасским городским судом Нижегородской области было вынесено решение по гражданскому делу № по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Спецавтобаза», администрации Арзамасского района, департаменту лесного комплекса Нижегородской области о прекращении эксплуатации свалки твердых отходов, ликвидации свалки, восстановлении нарушенных земель, которым исковые требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц были удовлетворены, ООО «Спецавтобаза» была обязана прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес> ООО «Спецавтобаза» и департамент лесного комплекса <адрес> были обязаны ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес> и произвести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около д<адрес>, администрация Арзамасского района Нижегородской области была обязана организовать работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка, а именно в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес>
Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от <дата> указанное решение Арзамасского городского суда было изменено в части ликвидации несанкционированной свалки, организации и проведения работ по восстановлению земель, ООО «Спецавтобаза» и администрация Арзамасского района Нижегородской области были обязана ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес> и произвести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена вышеуказанная свалка, освободив департамент лесного комплекса Нижегородской области в части ликвидации несанкционированной свалки, Администрация Арзамасского района Нижегородской области и департамент лесного комплекса Нижегородской области были обязаны организовать работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка, а именно в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес>, в остальной части решение оставлено без изменения.
<дата> Арзамасским городским судом Нижегородской области был выдан исполнительный лист, на основании которого <дата> судебным приставом-исполнителем Арзамасского районного отдела судебных приставов возбуждено исполнительное производство № отношении должника администрации Арзамасского муниципального района, предмет исполнения: обязать администрацию Арзамасского района ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес> и произвести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена вышеуказанная свалка.
Определением Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> администрации Арзамасского муниципального района была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до <дата>.
Определением Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> администрации Арзамасского муниципального района в предоставлении отсрочки исполнения решения суда до <дата> было отказано.
Определением Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> администрации Арзамасского муниципального района в предоставлении отсрочки исполнения решения суда до <дата> было отказано.
Постановлением № от <дата>, вынесенным заместителем старшего судебного пристава Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО1, администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за то, что администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Решением Арзамасского городского суда от <дата> постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО1 от <дата>, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области оставлено без изменения, жалоба главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области без удовлетворения.
Решением Нижегородского областного суда от <дата> решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области оставлено без изменения, жалоба защитника Горшкова А.Ю. без удовлетворения.
Штраф в размере 30000 руб. был оплачен администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области <дата>.
Постановлением № от <дата>, вынесенным заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО1, администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за то, что администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Решением Арзамасского городского суда от <дата> постановление № заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО1 от <дата> вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области оставлено без изменения, жалоба защитника администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области Горшкова А.Ю. без удовлетворения.
Штраф в размере 50000 руб. был оплачен администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области <дата>
Судебным приставом-исполнителем Арзамасского районного отделения судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО2 требованием от <дата> установлен новый срок исполнения решения суда до <дата>.
В ходе совершения исполнительных действий <дата> установлено, что в срок, вновь установленный для исполнения требований исполнительного документа, решение суда не исполнено, о чем составлен акт совершения исполнительных действий.
Таким образом, должник - администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области вновь не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после наложения административного штрафа.
В соответствии со ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными законодательством.
В соответствии со ст.26.11КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Вина администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области в совершении административного правонарушения подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от <дата>, составленным должностным лицом в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, в присутствие защитника юридического лица;
- копией исполнительного листа, выданного Арзамасским городским судом Нижегородской области по делу № от <дата>, согласно которому администрацию Арзамасского района Нижегородской области обязали ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес> и произвести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена вышеуказанная свалка;
- постановлением о возбуждении исполнительного производства № от <дата>, должник администрация Арзамасского района, предмет исполнения: обязать администрацию Арзамасского района Нижегородской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес> и произвести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена вышеуказанная свалка;
- постановлением № от <дата> (вступившим в законную силу <дата>) заместителя старшего судебного пристава Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО1 о признании администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей;
- постановлением № от <дата> (вступившим в законную силу <дата>) заместителя старшего судебного пристава Арзамасского районного отдела судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО1 о признании администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей;
- требованием судебного пристава-исполнителя Арзамасского РОСП ФИО2 об исполнении администрацией Арзамасского муниципального района решения суда в срок до <дата> со дня поступления требования исполнить решение <дата> городского суда, а именно: обязать администрацию <дата> муниципального района Нижегородской области ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в выделе 17 квартала 42 Кирилловского лесничества около <адрес> и произвести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена вышеуказанная свалка;
- актом совершения исполнительных действий от <дата>, согласно которому в ходе совершения исполнительных действий установлено, что в срок, установленный для исполнения требований исполнительного документа, решение суда не исполнено;
- материалами исполнительного производства № от <дата>.
Не доверять указанным доказательствам у суда оснований не имеется.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает.
Указанные доказательства согласуются между собой, свидетельствуют о совершении администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области, правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, поскольку администрация, являясь должником по исполнительному производству №, не исполнила содержащихся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, квалифицирующим признаком данного правонарушения является неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный после наложения административного штрафа.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии достаточных средств в бюджете, отсутствием субсидии на выполнение мероприятий по ликвидации свалки, наличии неясностей в решении суда, необходимости проведения предварительных работ и согласования с федеральными органами власти, отсутствии нормативно-правовой базы, наличие в действиях администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области состава вменяемого административного правонарушения не опровергают, так как судебное решение от <дата> должником до настоящего времени не исполнено.
Указанные заявителем причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Уважительными причинами неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N13-П), данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.
Таких уважительных причин администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области не приведено.
Также отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области приняты все зависящие от неё меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании штрафа.
Доказательства предпринятых администрацией мер для получения финансирования в очередном финансовом году на исполнение решения суда в материалах исполнительного производства отсутствуют.
Администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области не представило судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа неимущественного характера в полном объеме, и не предприняла все возможные действия для его исполнения.
Представленные администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области обращения к Министру экологии и природных ресурсов Нижегородской области, заместителю Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, направленные в 2020 году, с учетом длительных сроков неисполнения решения суда, не свидетельствуют об отсутствии возможности для его исполнения.
Доводы, изложенные в жалобе основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных доказательств, опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
Поскольку содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, должником не исполнены, начальник отделения - заместитель старшего судебного пристава Арзамасского районного отделения судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО1 правильно квалифицировал действия администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области допущено не было.
Порядок привлечения администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, является справедливым, соразмерно содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение или отмену постановления должностного лица, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных доказательств и несогласию с выводами должностного лица.
Порядок и срок давности привлечения правонарушителя к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, не усматривается.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление № заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Арзамасского районного отделения судебных приставов УФССП России по Нижегородской области ФИО1 от <дата>, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области. оставить без изменения, а жалобу администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток.
Судья подпись Попов С.Б.
Копия верна.
Судья Арзамасского городского суда Попов С.Б.
Секретарь Меркурьева О.П.
Подлинник документа находится в материалах дела об административном правонарушении № 12-184/2021 в Арзамасском городском суде Нижегородской области.