УИД 92RS0001-01-2021-000409-91
Судья Романов С.А. Дело № 21-397/2022
(номер дела в суде первой
инстанции № 12-184/2021)
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Севастопольского городского суда Бояринова Елена Владимировна, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (<...>) жалобу общества с ограниченной ответственности «Легион» на решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 июня 2021 года, которым постановление старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды ФИО1 № 30/11/2021-Ф от 29 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Легион»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды ФИО1 № 30/11/2021-Ф от 29 января 2021 года ООО «Легион» признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2, частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
На данное постановление должностного лица законный представитель ООО «Легион» – ФИО2 подал жалобу.
Решением судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 июня 2021 года постановление должностного лица изменено в части размере административного наказания. ООО «Легион» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, законный представитель подал в адрес Севастопольского городского суда жалобу, просит признать незаконным и отменить состоявшийся судебный акт, прекратив производство по делу.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ссылка на несоблюдение ООО «Легион» п.2.1, п.2.3, п.2.4 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утвержденных Министерством охраны и окружающей среды и природных ресурсов РФ от 15 июля 1994 года, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 15 июля 1994 несостоятельна, так как они касаются деятельности природопользования по обращению с отходами.
К тому же, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами, ООО «Легион» является строительной организацией и подобную деятельность не ведёт. А в обязанности мастера строительного участка не входит обустройство участков для складирования отходов.
Кроме того, в соответствии с пунктами 40 и 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21»О применении законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в деградации естественных экологических систем, истощении природных ресурсов и иных последствий. В связи с этим и в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, в том числе и при определении размера вреда, причиненного экологическим правонарушения, по делу должны проводиться соответствующие экспертизы с привлечением специалистов.
Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении не содержит обоснованного и мотивированного указания на нарушение ООО «Легион» объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
При проведении ООО «Легион» работ по ремонту парковки плодородный слой почвы не пострадал, так как ООО «Легион» применял для устройства подстилающих слоев оснований грунт вторичного использования, который согласно ГОСТу 30772-2001 относится к вторичным ресурсам, то есть, материальным накоплениям сырья, веществ, материалов и продукции, образованным во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве.
Кроме того, в Федеральном классификационном каталоге грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами относится к V классу опасности отходов. Их угроза окружающей среде стремится к нулю.
У надзорного органа, отсутствовали доказательства факта уничтожения плодородного слоя почвы или порчи земель, только протокол лабораторных испытаний, который не содержит выводов об уничтожении плодородного слоя почвы, либо порчи земель вследствие размещения конкретных отходов. А самой лабораторий допущено нарушение методик отбора проб, направленный выбор методик определения, необоснованное сравнение результатов проб с неверным показателем.
Законный представитель ООО «Легион», не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, что не является препятствием для слушания дела.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – старший государственный инспектор города федерального значения Севастополя ФИО1, представитель надзорного органа, Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя – ФИО3 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, просили оставить без изменения судебный акт.
Заслушав пояснения должностного лица, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобу, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
Как установлено судьёй и следует из материалов дела об административном правонарушении № 30/11/2021-Ф, что 18 ноября 2020 года в 11-30 Севприроднадзором на территории в районе кладбища в с. Орлиное зафиксировано несанкционированное складирование отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, с вкраплениями асфальтобетона, лома железобетонных изделий, лома бетона
18 ноября 2020 года с 11-30 до 12-15 Севприроднадзором, в ходе рейдового мероприятия, обследована территория в районе кладбища в с. Орлиное координатами 44.438037, 33.776250 зафиксировано несанкционированное складирование отходов грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, с вкраплениями асфальтобетона, лома железобетонных изделий, лома бетона. Вышеуказанные отходы распланированы, площадь несанкционированного складирования отходов составила 17,8 м х 12 м. Замеры произведены рулеткой измерительной металлической 2-го класса точности, Р50У2К (регистрационный номер 55464-13), свидетельство о поверке № 12.СП002307.19 от 12 декабря 2019 года ФБУ «Севастопольский ЦСМ»).
Как было установлено, ООО «Легион» при выполнении муниципальных контрактов №46-П1 от 05.10.2020 по выполнению текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на ул. Молодежная, с. Орлиное, г. Севастополь (в районе кладбища), подготовке основания, №47-П2 от 09.10.2020 на выполнение текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на ул. Молодежная, с. Орлиное, г. Севастополь (в районе кладбища), установку бортовых камней, использовал грунт под парковку и со срезки планировки дороги для применения его в устройстве подстилающих слоев оснований.
В районе кладбища в с. Орлиное (географические координаты 44.438037, 33.776250) ООО «Легион» при выполнении муниципальных контрактов № 46-П1 от 05 октября 2020 года по выполнению текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на ул. Молодёжная, с. Орлиное, г. Севастополь (в районе кладбища), подготовке основания, № 47-П2 от 09 октября 2020 года на выполнение текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на ул. Молодежная, с. Орлиное, г. Севастополь (в районе кладбища), установку бортовых камней, осуществлены сброс, размещение на почве и планировка территории отходами различного морфологического состава (отходами грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, с вкраплениями асфальтобетона, лома железобетонных изделий, лома бетона), не учтенными в проекте, при отсутствии документов, подтверждающих приобретение продуктов повторного применения или технических условий на материалы повторного применения с экспертным заключением, что привело к загрязнению и порче земель в результате нарушения правил обращения отходами производства и потребления.
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.
Согласно п.1, п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В отношении ООО «Легион», 15 января 2021 года старшим государственным инспектором города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2ст.8.6, ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
Признавая ООО «Легион» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст.8.4, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ должностное лицо, определением от 29 января 2021 года объединил в одно производство дела об административном правонарушении и постановлением от 29 января 2021 года привлекло ООО «Легион» к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, а также уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей окружающей среды веществами и отходами производства и потребления назначил наказание, в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие, более строгого административного наказания, по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Судья районного суда с выводами должностного лица о виновности ООО «Легион» согласился в совершении административных правонарушений.
Выводы должностного лица и районного судьи о виновности ООО «Легион» в совершении административных правонарушений являются верными.
Факт совершения ООО «Легион» административного правонарушения подтверждается доказательствами:
- ответом ООО «Легион» (исх.№б/н от 04.12.2020), согласно которому, ООО «Легион» выполняет работы по текущему ремонту парковки в соответствии с проектной документацией, предоставленной МА Орлиновского МО, работы ведутся с применением грунта вторичного использования. По просьбе Заказчика ООО «Легион» вывозит отходы грунта для применения его в устройстве подстилающих слоев оснований.
Ответом МА Орлиновского МО (исх.№442/02-09-01/03/20 от 01.12.2020), согласно которому, в соответствии с приказом Департамента городского хозяйства г.Севастополя от 30.01.2020 №22-ОД определены места общего пользования Орлиновского муниципального округа и перечень мероприятий по благоустройству, проводимых на их территории за счет средств бюджета города Севастополя, в т.ч. парковочное место рядом с общественным кладбищем с. Орлиноена территории зоны ГТО, которая входит в общий план благоустройства в рамках развития округа. Проектом организации парковочного общественного пространства предусмотрено вторичное использование насыпных грунтов в объеме 800 куб.м.
Также представлены следующие документы:
- эскизная документация «Благоустройство. Устройство общественной парковки и проезда, с. Орлиное, г. Севастополь», разработанная ООО «Приоритет» и согласованная МА Орлиновского МО г. Севастополя. Согласно которой автопарковка состоит из следующих слоев: уплотненный грунт, песок (300 мм), бетонное основание, армированное сеткой (150 мм), асфальтобетон плотный песчаный марка II тип. Для формирования откоса парковки используется вторичный грунт с прилегающей территории в объеме 900 куб.м.;
- муниципальный контракт №46-П1 от 05.10.2020, заключенный между МА Орлиновского МО города Севастополя (Заказчик) и ООО «Легион» (Подрядчик), на выполнение текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на ул. Молодежная, с. Орлиное, г. Севастополь (в районе кладбища), подготовка основания.
Так, согласно п.4.2.2 вышеуказанного контракта заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверять ход выполнения работ по настоящему контракту.
Пунктами 4.4.4, 4.4.5 вышеуказанного контракта подрядчик обязан производить работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил; обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнять работы с соблюдением требований безопасности труда, норм пожарной безопасности. Срок завершения работ – 45 календарных дней.
Пунктом 6.3 установлено, что для проверки выполненных работ заказчик обязан провести экспертизу. Пунктом 6.4 предусмотрено, что в случае обнаружения Заказчиком недостатков в выполненной работе сторонами составляется акт, в котором фиксируется перечень недостатков (дефектов) и сроки их устранения подрядчиком. Согласно пункта 6.5 вышеуказанного контракта работы считаются принятыми с момента подписания сторонами акта выполненных работ (справка по форме КС-2, КС-3).
В соответствии с пунктом 7.2 вышеуказанного контракта подрядчик гарантирует качество и безопасность результата работ в соответствии с условиями контракта, действующими стандартами и техническими требованиями, установленными в Российской Федерации.
Приложением №1 к вышеуказанному муниципальному контракту является локальный сметный счет, согласно которому подстилающим и выравнивающим слоем основания является щебень, грунт вторичного использования применяется для подсыпки склонов в объеме 800 куб.м.
- муниципальный контракт №47-П2 от 09.10.2020, заключенный между МА Орлиновского МО города Севастополя (заказчик) и ООО «Легион» (подрядчик), на выполнение текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на ул. Молодежная, с. Орлиное, г. Севастополь (в районе кладбища), установку бортовых камней.
Согласно п. 4.2.2 вышеуказанного контракта заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверять ход выполнения работ по настоящему контракту.
Пунктами 4.4.4, 4.4.5 вышеуказанного контракта подрядчик обязан производить работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил; обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнять работы с соблюдением требований безопасности труда, норм пожарной безопасности. Срок завершения работ – 45 календарных дней.
Пунктом 6.3 установлено, что для проверки выполненных работ заказчик обязан провести экспертизу. Пунктом 6.4 предусмотрено, что в случае обнаружения заказчиком недостатков в выполненной работе Сторонами составляется акт, в котором фиксируется перечень недостатков (дефектов) и сроки их устранения подрядчиком. Согласно пункта 6.5 вышеуказанного контракта работы считаются принятыми с момента подписания Сторонами акта выполненных работ (справка по форме КС-2, КС-3).
В соответствии с пунктом 7.2 вышеуказанного контракта подрядчик гарантирует качество и безопасность результата работ в соответствии в условиями контракта, действующими стандартами и техническими требованиями, установленными в Российской Федерации.
Приложением №1 к вышеуказанному муниципальному контракту является локальный сметный счет, согласно которому подстилающим и выравнивающим слоем основания является щебень количеством 0,37 (единица измерения не указана), щебень из природного камня для строительных работ марки 600 фракция 5(3)-10мм количеством 11,655 (единица измерения не указана), щебень из природного камня для строительных работ марки 600 фракция 20-40мм количеством 34,965 (единица измерения не указана);
- муниципальный контракт №48-П3 от 12.10.2020, заключенный между МА Орлиновского МО города Севастополя (заказчик) и ООО «Легион» (подрядчик), на выполнение текущего ремонта парковки и выезда (съезда) на ул. Молодежная, с. Орлиное, г. Севастополь (в районе кладбища), устройство твердого покрытия.
Согласно п. 4.2.2 вышеуказанного контракта Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением подрядчиком условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, проверять ход выполнения работ по настоящему контракту.
Пунктами 4.4.4, 4.4.5 вышеуказанного контракта подрядчик обязан производить работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил; обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнять работы с соблюдением требований безопасности труда, норм пожарной безопасности. Срок завершения работ – 45 календарных дней.
Пунктом 6.3 установлено, что для проверки выполненных работ Заказчик обязан провести экспертизу. Пунктом 6.4 предусмотрено, что в случае обнаружения Заказчиком недостатков в выполненной работе Сторонами составляется акт, в котором фиксируется перечень недостатков (дефектов) и сроки их устранения Подрядчиком. Согласно пункта 6.5 вышеуказанного контракта работы считаются принятыми с момента подписания Сторонами акта выполненных работ (справка по форме КС-2, КС-3).
В соответствии с пунктом 7.2 вышеуказанного контракта Подрядчик гарантирует качество и безопасность результата работ в соответствии с условиями контракта, действующими стандартами и техническими требованиями, установленными в Российской Федерации.
Установленные обстоятельства подтверждают выводы должностного лица и судьи районного суда, что обязанность соблюдения норм законодательства об охране окружающей среды при выполнении вышеуказанных работ лежит на подрядчике, то есть на ООО «Легион».
Административное наказание судьей районного суда с учетом того, что вмененное ООО «Легион» нарушение было совершено впервые, ООО «Легион» принимались меры для устранения негативных последствий совершенных правонарушений, применил ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, и снизил назначенное наказание в виде штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.4 ст.8.2 КоАП РФ (300000 рублей), до размера не менее половины минимального размера – 150000 рублей.
При этом с учётом всех установленных обстоятельств, применение районным судьёй ч.3.2. ст.4.1 КоАП РФ и снижение административного штрафа является обоснованным.
Доводы жалобы аналогичны доводам являвшимся предметом рассмотрения судьей районного суда и им дана правовая оценка.
Каких-либо иных доводов не являвшихся предметом рассмотрения не установлено.
Следует отметить, что несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием закона, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что административным органом или судом первой инстанции были допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренные им процессуальные требования.
Нарушений процессуальных требований Кодекса, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Постановление вынесено с соблюдением требований ст. 29.10 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Решение судьи вынесено в полном соответствии положениям главы 30 КоАП РФ и Конституции Российской Федерации, обеспечивает исполнение и реализацию национальных принципов права и производства по делам об административных правонарушениях, создает условия для профилактики и предупреждения правонарушений.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
решил:
решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 07 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу законного представителя – Генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Легион» ФИО2 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статей 30.12 – 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.В. Бояринова