ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/2021 от 17.12.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Самойлова Ю.С. Дело № 12-184/2021

Р Е Ш Е Н И Е

17 декабря 2021 года г. Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда протест прокурора Советского района города Орла ФИО14 на постановление судьи Советского районного суда города Орла от 10 ноября 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - П.Ю.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

установил:

постановлением судьи Советского районного суда города Орла от 10 ноября 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении должностного лица - П.Ю.Н. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте, адресованном в Орловский областной суд, прокурор Советского района города Орла ФИО14 ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение в Советский районный суд города Орла.

Указывает на то, что 20.08.2021 мэр города Орла П.Ю.Н., являясь должностным лицом, не выполнил требования прокурора, изложенные в представлении, сведений, свидетельствующих об объективных причинах невозможности исполнения требований прокурора в установленный срок в прокуратуру района не представил.

Приводит довод о том, что до 20.08.2021 аукционы на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в пределах полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом рыночной стоимости жилых помещений в г. Орле, сложившейся на август 2021 года, не проведены, жилые помещения для обеспечения ими граждан рассматриваемой категории не приобретены.

Отмечает, что до внесения прокуратурой района представления закупочная стоимость 1 кв.м приобретаемого жилья в пределах полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляла 48 000 рублей, тогда как средняя рыночная цена квадратного метра жилья в городе Орле составляла порядка 68 000 рублей.

Обращает внимание на то, что начальная цена контракта в размере 48 600 рублей за квадратный метр определена администрацией города Орла на основании постановления Правительства Орловской области от 28.11.2011 №245 «Об установлении средней стоимости одного квадратного метра жилья для определения размера субвенций местным бюджетам на реализацию переданных полномочий», Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.06.2020 №351пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ за 3 квартал 2020 года», согласно которым лимиты бюджетных обязательств на закупку жилья для детей-сирот в 2021 году доведены до администрации исходя из цены квадратного метра в размере 48 634 рублей.

Вместе с тем, мэр города Орла П.Ю.Н. не воспользовался правом, предоставленным Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ об определении начальной цены контракта исходя из рыночной стоимости жилых помещений в городе Орле, что привело к не достижению наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема денежных средств, нарушению принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств и не проведению закупок жилья для муниципальных нужд.

Ссылается на то, что в настоящее время администрацией города Орла на электронной площадке размещены торги на приобретение в муниципальную собственность 50 жилых помещений и в соответствии с представленными коммерческими предложениями стоимость 1 кв.м жилого помещения определена исходя из рыночной цены квадратного метра жилья в городе Орле на первичном рынке жилья в размере 72 000 рублей.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста, выслушав объяснения представителя прокуроры Советского района города Орла К.Г.В., поддержавшей доводы протеста, возражения защитника должностного лица - П.Ю.Н.- ФИО6, полагавшую, что постановление судьи является законным и обоснованным, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.10.2020 №3/0013-ГС на должность мэра г. Орла избран П.Ю.Н..

В соответствии с п.2.1 Устава города Орла мэр города Орла возглавляет администрацию города Орла.

Согласно подпункту 5 части 1 ст. 18 мэр города Орла обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Орловской области.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03.08.2021 прокуратурой Советского района города Орла в адрес должностного лица - мэра города Орла П.Ю.Н. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому прокурор требует: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, о чем уведомить прокуратуру; рассмотреть вопрос об учете при формировании начальной максимальной цены контракта при проведении аукционов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений в пределах полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, рыночной стоимости жилых помещений в г. Орле; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в допущенных нарушениях должностных лиц.

Представление поступило в администрацию города Орла 11.08.2021, было рассмотрено, 20.08.2021 прокуратуре Советского района города Орла был дан ответ (л.д.24-27).

Вместе с тем, 30.09.2021 и.о. прокурора Советского района города Орла было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - мэра города Орла П.Ю.Н., поскольку последним не исполнены требования прокурора, изложенные в представлении от 03.08.2021 и не представлены в установленный срок сведения, свидетельствующие об объективных причинах невозможности исполнения требований прокурора.

По результатам рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, судья Советского районного суда г. Орла пришла к выводу об отсутствии в действиях должностного лица – мэра города Орла П.Ю.Н. состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем, производство по делу прекратила на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (статья 24 Закона о прокуратуре).

По смыслу приведенных норм, положения Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору право вносить представление об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес оно вынесено, рассмотреть данное представление.

Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по статьи 17.7 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что представление прокуратуры Советского района города Орла было рассмотрено в месячный срок с участием представителя прокуратуры Советского района города Орла – помощника прокурора ФИО7

По результатам рассмотрения администрацией города Орла за подписью мэра города Орла П.Ю.Н. 20.08.2021 был направлен в прокуратуру района мотивированный ответ о результатах рассмотрения представления с указанием конкретных мер, предпринятых для устранения выявленных нарушений с приложением объяснений П.Ю.Н. от 11.08.2021 (л.д.18-27).

Так, в ответе указано следующее:

-порядок предоставления субвенций из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов Орловской области на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен постановлением Правительства Орловской области от 01.11.2016 № 430;

-согласно бюджету города Орла главным распорядителем бюджетных средств при исполнении вышеуказанных полномочий выступает Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее – УМИЗ);

- планирование закупок для указанной категории лиц осуществляется на основании статьи 16 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Федеральный закон № 44-ФЗ) в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до администрации города Орла Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области;

-в 2021 до администрации города Орла доведены лимиты бюджетных обязательств на закупку жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в размере 165427500 рублей, исходя из цены квадратного метра в размере 48 634 рубля;

-администрацией города Орла в 2021 году неоднократно проводились аукционы на приобретение жилых помещений для указанной категории лиц на первичном и вторичном рынках жилья. Средняя рыночная цена квадратного метра жилья в городе Орле составила порядка 65 000 рублей, однако электронные аукционы были объявлены исходя из доведенных лимитов бюджетных обязательств, а электронные торги были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок;

-между УМИЗ, ООО <...>, администрацией города Орла 07.07.2021 заключено соглашение о намерениях, согласно которому ООО <...> намерено продать принадлежащие ему на праве собственности благоустроенные жилые помещения по цене квадратного метра по общей площади не более 48634 рублей в количестве 61, общей площадью каждое не менее 28 кв.м и не более 45 кв.м в жилом многоквартирном доме по <адрес> в порядке Федерального закона № 44-ФЗ;

-в адрес заместителя Губернатора и Председателя Правительства Орловской области по планированию, экономике и финансов администрацией города Орла направлено обращение по вопросу увеличения норматива стоимости квадратного метра площади жилого помещения для приобретения квартир детям-сиротам, однако получен отрицательный ответ на данное обращение.

Данный ответ поступил в прокуратуру Советского района города Орла 20.08.2021.

Таким образом, должностное лицо - мэр города Орла П.Ю.Н., получив представление прокурора от 03.08.2021, исполнил требования статей 7 и 24 Закона о прокуратуре.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что мэр города Орла П.Ю.Н. обязан был рассмотреть поступившее представление в установленный законом месячный срок, и сообщить о результатах рассмотрения представления прокурора в письменной форме, что им было выполнено.

То обстоятельство, что прокурор не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе фактов, не может служить основанием для привлечения П.Ю.Н. к административной ответственности за неисполнение требований прокурора.

Представление прокурора района, в числе прочих, содержит требование о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Между тем, данное требование не соответствует приведенным выше положениям Закона о прокуратуре.

Применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. Содержащееся в представлении прокурора требование о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит нормам Закона о прокуратуре, Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, факт умышленного невыполнения должностным лицом -мэром города Орла П.Ю.Н. требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, не нашел своего объективного подтверждения, что свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом изложенного выше, доводы протеста прокурора во внимание не принимаются, поскольку не опровергают правильности вывода судьи районного суда об отсутствии в действиях П.Ю.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи Советского районного суда от 10 ноября 2021 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Советского районного суда города Орла от 10 ноября 2021 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - П.Ю.Н. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,- оставить без изменения, протест прокурора Советского района города Орла ФИО14 – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 указанного Кодекса, должностным лицом, направившим дело в суд, либо опротестовано прокурором в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Судья областного суда И.Н. Сабаева

Судья Самойлова Ю.С. Дело № 12-184/2021