Дело № 12-184/2021
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново, ул.9-го Января, д.13 26 августа 2021 года
Судья Октябрьского районного суда города Иваново Иванова И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Экстра» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям № от 14.07.2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям № от 14.07.2021 года ЗАО «Экстра» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей.
ЗАО «Экстра» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановлениев связи со следующими обстоятельствами:
- обязанность по предоставлению отчёта за 2019 год у ЗАО «ЭКСТРА», по мнению автора жалобы, не возникла. В резолютивной части оспариваемого постановления не указано, за какой год ЗАО «Экстра» не предоставлена отчётность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включённых в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ, указано - за предыдущий календарный год. Из описательно-мотивировочной части постановления следует, что на основании информации, поступившей из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (письмо №/РПН от 20.04.2021) ЗАО «ЭКСТРА» не представлена отчётность за 2019 год о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.До составления протокола, в январе 2021 года ЗАО «ЭКСТРА» получено требование Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о необходимости предоставлении отчётности за 2019 год № от 21.12.2020 г.На указанное требование подготовлен и направлен ответ, что в 2019 году ЗАО «ЭКСТРА» импорт товаров не осуществлялся, т.е.обязанности предоставления отчётности, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортёрами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включённых в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств», не наступило.ЗАО «ЭКСТРА» вело деятельность, связанную с импортом товаров, в 2017 и 2018 году, при этом отчётность, декларации за 2017 и 2018 года ЗАО «ЭКСТРА» представлены в установленный законом срок, экологический сбор уплачен. Документы о предоставлении отчётов в установленный законом срок представлены административному органу при рассмотрении дела и приобщены к материалам дела. Обязанность ЗАО «ЭКСТРА» по утилизации за 2018 год в силу ч. 9 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»считается исполненной в день уплаты экологического сбора 05.04.2019 г. Статья 8.5.1 КоАП РФ введена федеральным законом 17.06.2019 г., после выполнения обязанности ЗАО «ЭКСТРА» по утилизации. По общему правилу, закон обратной силы не имеет. ЗАО «Экстра» полагает, что обязанность по предоставлению отчёта за 2019 год у него после оплаты экологического сбора за 2018 год отсутствует. Состава вменяемого правонарушения не образовано;
- в действиях (бездействии) ЗАО «Экстра» отсутствует существенный признак объективной стороны - непредставление отчётности за предыдущий календарный год.Исходя из буквального трактования статьи, ответственность наступает в текущем году, за непредоставление отчёта в текущем году за предыдущий год, то есть за непредставление отчёта в 2021 году, за 2020 г.Из текста постановления следует, что ЗАО «ЭКСТРА» признано виновным за непредставление отчёта за 2019 год;
- в протоколе об административном правонарушении неверно указано событие правонарушения, а также статья КоАП РФ,в протоколе указана диспозициянормы, предусматривающей ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.5.1. КоАП РФ, а постановление вынесено за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.5.1. КоАП РФ;
- постановление о привлечении ЗАО «Экстра» к административной ответственности вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Представитель ЗАО «Экстра», надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям, надлежащим образом извещенное о месте, дате и времени рассмотрения жалобы ЗАО «Экстра», в судебное заседание своего представителя не направило. В суд поступило ходатайство по электронной почте, в котором руководитель управления просит рассмотреть жалобу в отсутствие государственного инспектора, в связи с нахождением последнего в очередном отпуске.
Суд, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела и дела об административном правонарушении, представленного по запросу суда, пришёл к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФнепредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, 08 июля 2021 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям Межрегионального управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в отношении ЗАО «Экстра» (ОГРН №) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ. Однако, в протоколе должностным лицом изложена диспозиция ст. 2 указанной статьи - представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения. Также указано, что ЗАО «Экстра» является виновным в совершении данного административного правонарушения.
Согласно протоколу, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям 8 июля 2021 года в помещении управления установлен факт нарушения ЗАО «Экстра» природоохранного законодательства, а именно: отчётность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2019 год предприятием не предоставлена.
То есть должностным лицом выявлено административное правонарушение, описанное в диспозиции ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ.
Указанная неопределённость при применении нормы КоАП РФ в ходе составления протокола об административном правонарушении является нарушением процессуальных требований КоАП РФ и является недопустимым, не отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Существенное нарушение требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.
На стадии обжалования постановления о назначении административного наказания такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами названного кодекса не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.
Поскольку протокол об административном правонарушении, содержащий описание события вмененного ЗАО «Экстра» административного правонарушения, составлен с существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое влечет признание данного протокола недопустимым доказательством по делу и не может быть устранено на стадии пересмотра постановления о назначении административного наказания, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, дело инспектором управления разрешено без соблюдения положений статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Таким образом, постановление № от 14 июля 2021 года в отношении ЗАО «Экстра» подлежит отмене, жалоба ЗАО «Экстра» удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
жалобу ЗАО «Экстра» - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Владимирской и Ивановской областям № от 14.07.2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.5.1 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Экстра» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г.Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Иванова И.Л.