ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-184/2022 от 15.03.2022 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-184/2022

УИД 86RS0001-01-2022-000256-37

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 марта 2022 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Черкашин В.В.,

с участием:

представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Раецкой Т.В., Шелковниковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ПАО НК «Русснефть» Шаталова А.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. № 691-ОН от 28 декабря 2021 года, которым юридическое лицо - ПАО Нефтегазовая Компания «Русснефть» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. № 691-ОН от 28 декабря 2021 года юридическое лицо - ПАО Нефтегазовая Компания «Русснефть» (далее - ПАО НК «Русснефть») привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, необоснованным, представитель ПАО НК «Русснефть» Шаталов А.В. обратился в суд с жалобой об его отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивировав доводы жалобы тем, что состав правонарушения в действиях Общества отсутствует; предписание №136 от 24.11.2021 об устранении выявленных нарушений Обществом обжаловано; в отношении проектной документации указанного в обжалуемом постановлении Объекта проведение государственной экологической экспертизы законодательством РФ не предусмотрено, таким образом у Росприроднадзора отсутствуют основания для проведения проверки и для выдачи заключения органом федерльного экологического надзора. Административный регламент Росприроднадзора на период спорных правоотношений не предусматривал выдачу заключений органом федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, такое право возникло с 05.04.2021. Кроме того, в соответствии с п.8 ст.65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды) (в редакции, действующей на дату ввода Объекта в эксплуатацию) экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора. Управление Росприроднадзора к таким органам не относится. В рассматриваемой ситуации органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление экологического надзора в рамках строительного надзора, является Ростехнадзор. Ростехнадзор выдал заключение о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации, в том числе в части выполнения мероприятий по охране окружающей среды. Кроме того, выдача заключения после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и ввода объекта в эксплуатацию не предусмотрена.

В дополнении к жалобе представитель ПАО НК «РуссНефть» Шелковникова С.Н. указывает, что редакция ч.5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающая государственный экологический контроль (надзор) для объектов I категории, вступила в силу с 01.07.2021г., в связи с чем на момент ввода объекта в эксплуатацию (25.01.2021г.) указанная норма была изложена в иной редакции, не предусматривающей обязательное проведение государственного экологического надзора; Градостроительным кодексом не предусмотрено осуществление надзора в отношении объектов I категории, уже введенных в эксплуатацию; полномочия осуществления государственного экологического надзора возникли у Росприроднадзора с 02.07.2021г. (п.12 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

Представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представители ПАО НК «Русснефть» настаивали на отмене вынесенного постановления и прекращении производства по делу, приведя доводы, аналогичные изложенным в жалобе.

Суд, заслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дел, установил следующее.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. от 28 декабря 2021 года ПАО НК «Русснефть» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований при вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства «Нефтегазосборный трубопровод от КП22 до т.К21(1)», (входящего в состав объекта НВОС 1 категории), а именно объект введен к эксплуатацию после 01.01.2018, но ПАО НК «Русснефть» не заявлялось в Росприроднадзор и его территориальные органы для получения заключения федерального государственного экологического надзора федерального органа, выдаваемого в случаях, предусмотренных ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса РФ. Правонарушение выявлено 24.11.2021 в ходе проведения плановой выездной проверки. Место совершения правонарушения – г.Москва, ул.Пятницкая, д.69.

Суд находит постановление, вынесенное в отношении ПАО НК «Русснефть», законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Согласно ч.ч.1,2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, которые устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Административная ответственность по ст.8.1 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, -и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В силу положений ст.38 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Не допускается выдача разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, который является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относится к областям применения наилучших доступных технологий, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий.

Согласно п.3 ч.5 ст.54 Градостроительного кодекса РФ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, не осуществляются следующие виды государственного контроля (надзора): государственный экологический контроль (надзор), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

В соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Согласно пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы, в частности, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

Как усматривается из материалов дела, 24.11.2021 при проведении плановой выездной проверки, проведенной Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании решения от 27.10.2021 №229-рш в отношении ПАО НК «Русснефть», было выявлено нарушение градостроительной деятельности, связанной с выдачей разрешения от 20.01.2021 на ввод в эксплуатацию № 86-ru86508000-0003528-2019 на «Нефтегазосборный трубопровод от КП22 до т.К21(1)», (входящего в состав объекта НВОС 1 категории), выразившееся в отсутствии заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.

Проверка в отношении ПАО НК «Русснефть» проведена с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Факт совершения правонарушения и вина ПАО НК «Русснефть» подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении №878-ОН от 20.12.2021; решением о проведении плановой выездной проверки от 27.10.2021; актом плановой выездной проверки от 24.11.2021; документами, представленными на DVD-диске, в т.ч. разрешениями на ввод в эксплуатацию, проектной документацией; свидетельством об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными в силу нижеследующего.

Факт обжалования предписания, выданного по результатам проверки, не может повлиять на выводы о наличии или отсутствие состава правонарушения в действиях Общества.

В силу положений ст. 65 ФЗ "Об охране окружающей среды" под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Действительно в силу требований ч. 8 ст. 65 ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции, действовавшей на момент ввода объекта в эксплуатацию) в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В то же время Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации дополнена указанием на осуществление государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2018 года.

Согласно пункта 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.

Часть 5 ст.54, пункт 9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действующей на данный момент) также содержат требование о необходимости получения заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти при вводе объекта в эксплуатацию в отношении объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

В соответствии со п. 1 ст. 38 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон № 7-ФЗ) ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства осуществляется при условии проведения в полном объеме предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства мероприятий по охране окружающей среды, в том числе по восстановлению природной среды, рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 2 названной статьи запрещается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных техническими средствами и технологиями, направленными на комплексное предотвращение и (или) минимизацию негативного воздействия на окружающую среду, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, в том числе автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и концентрации загрязняющих веществ, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме и (или) о массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ и о концентрации загрязняющих веществ в соответствии с названным Федеральным законом.

Аналогичные требования содержались в указанной норме в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 453-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370 (утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (п. 5 Положения).

Согласно п.3 Положения о Федеральном государственном экологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 №426 (период действия с 29.03.2019 по 01.07.2021) федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.

Согласно действующему в настоящее время Положению о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 №1096 федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы.

Как следует из материалов дела, объект капитального строительства «Нефтегазосборный трубопровод от КП22 до т.К21(1)», входит в состав объекта НВОС I категории – код объекта 71-0186-002515-П (Объекты нефтедобычи в границах Верхне-Шапшинского лицензионного участка).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что проверка соблюдения требований экологического законодательства проведена надлежащим органом.

Органом, уполномоченным на выдачу заключения федерального государственного экологического надзора, при получении разрешения на ввод объекта НВОС I категории в эксплуатацию являлась и является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с ее территориальными органами.

При этом получение такого заключения не ставится в зависимость от того обязательно ли проведение государственной экологической экспертизы.

Пунктом 13 Методических рекомендаций по выдаче Федеральной службой по надзору в сфере природопользования заключений органа федерального государственного экологического надзора в отношении объектов капитального строительства, утвержденных Приказом Росприроднадзора от 28.06.2019 № 347, предусмотрено, что при осуществлении федерального государственного экологического надзора в отношении объектов I категории, предметом проверки является соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных документацией и положительным заключением государственной экологической экспертизы.

В тоже время в случае если проектная документация объекта капитального строительства, относящегося к объекту I категории, не прошла государственную экологическую экспертизу, то при оценке возможности выдачи заключения предметом проверки будет являться соответствие такого объекта документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также выполнение всех мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренных природоохранным законодательством.

Наличие заключения Ростехнадзора о соответствии построенного объекта требованиям проектной документации, в силу требований ст.ст.54, 55 Градостроительного кодекса РФ, не освобождает юридическое лицо от обязанности при вводе объекта НВОС I категории в эксплуатацию получить заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, то есть Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Тот факт, что в настоящее время объект введен в эксплуатацию, не свидетельствует о невиновности Общества и отсутствии в его действиях состава правонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ПАО НК «Русснефть» обоснованно привлечено к административной ответственности, и его действия правильно квалифицированы по ст.8.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, влекущих отмену, изменение обжалуемого постановления, судом не установлено.

Постановление о привлечении ПАО НК «Русснефть» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ. Правонарушение, инкриминируемое Обществу, является длящимся, обнаружено, а, следовательно, окончено 24.11.2021.

Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Постановление от 28.12.2021 соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. № 691-ОН от 28 декабря 2021 года, которым юридическое лицо - ПАО Нефтегазовая Компания «Русснефть» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя ПАО НК «Русснефть» Шаталова А.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин