ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1852/20 от 11.11.2020 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

№ 12-1852/2020

УИД 16RS0...-38

Р Е Ш Е Н И Е

г. Набережные Челны 11 ноября 2020 года

Судья Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан Касимуллин Р.Ш., рассмотрев дело по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора МО г. Набережные Челны по пожарному надзору, инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Автозаводскому району муниципального образования г. Набережные Челны УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ ФИО2 от 09 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора МО г. Набережные Челны по пожарному надзору, инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Автозаводскому району муниципального образования г. Набережные Челны УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ ФИО2 от 09 июня 2020 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать постановление должностного лица незаконным, поскольку в ее действиях состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ отсутствует, кроме этого по делу допущено большое количество процессуальных нарушений.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и просила ее удовлетворить.

Старший инспектор отделения НД и ПР по Автозаводскому району МО г. Набережные Челны ФИО2 полагал постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, законным и обоснованным, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Основные требования к противопожарным дверям установлены в Техническом регламенте о пожарной безопасности и Правилах противопожарного режима. К ним относятся, в частности, следующие: тип двери должен соответствовать типу противопожарной преграды согласно Таблице 23 приложения к Техническому регламенту о пожарной безопасности; предел огнестойкости двери должен соответствовать ее типу согласно Таблице 24 приложения к названному Техническому регламенту; дверь должна быть оборудована исправным устройством самозакрывания. Если она эксплуатируется открытой, то должно быть устройство автоматического закрывания при пожаре (часть 8 статьи 88 указанного Технического регламента, п. 62 Правил противопожарного режима).

Механизмы для самозакрывания противопожарных дверей нельзя снимать, блокировать, использовать в неисправном состоянии (Руководство, утвержденное МЧС России 30.03.2020 N 2-4-71-6).

Постановлением инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Автозаводскому району МО г. Набережные Челны УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ ФИО2 N 0160-2020-0088 от 09 июня 2020 года заявитель привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 6000 (шесть тысяч) рублей по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Между тем, положения вышеуказанных правовых норм должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении не соблюдены.

Из представленных материалов дела об административном правонарушении видно, что 08 июня 2020 года в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад ...» составлен протокол об административном правонарушении ... за несоблюдение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, что выразилось в следующем: не проведены испытания эффективности средств огнезащиты элементов конструкций перекрытий тамбура входа столовой (пищеблока); не обеспечено наличие на дверях помещений складского, технического и производственного назначения обозначение этих категорий по взрывопожароопасной и пожарной опасности, а также класса зоны; противопожарные двери не оборудованы устройствами для самозакрывания.

При этом, в нарушение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом вынесены два постановления о наложении штрафа за одно и то же правонарушение: от 09 июня 2020 года и 11 июня 2020 года.

Указанные акты вынесены по одним и тем же обстоятельствам, составляющим объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах обжалуемое постановление государственного инспектора МО г. Набережные Челны по пожарному надзору, инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Автозаводскому району муниципального образования г. Набережные Челны УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ от 09 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Поскольку на момент рассмотрения в Набережночелнинском городском суде Республики Татарстан жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел (1 год), не истек, дело подлежит возвращению должностному лицу на новое рассмотрение.

Доводы жалобы ФИО1 о ее невиновности и незаконном привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ подлежат проверке и надлежащей оценке при новом рассмотрении дела должностным лицом.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора МО г. Набережные Челны по пожарному надзору, инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Автозаводскому району муниципального образования г. Набережные Челны УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ от 09 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 возвратить в отделение надзорной деятельности и профилактической работы по Автозаводскому району МО г. Набережные Челны УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.

Судья «подпись» Касимуллин Р.Ш.