Судья – Мазур Н.В. Дело №12-1858/2014
Р Е Ш Е Н И Е
«01» июля 2014 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Сидоров В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края по доверенности ФИО1 на решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 15 апреля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ИФНС России по г.-к. Анапа от 12 марта 2014 года ФИО2, как председатель правления ТСЖ «Югмонолит», привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.
С указанным постановлением начальника ИФНС России по г.-к. Анапа не согласилась ФИО2 и подала жалобу, в которой говорит о незаконности и необоснованности привлечения ее, как председателя правления ТСЖ «Югмонолит» к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, ввиду того, что у ТСЖ «Югмонолит» отсутствует специальный банковский счет, на который должны перечисляться денежные средства плательщиков коммунальных услуг. Однако, ТСЖ «Югмонолит» не является платежным агентом, в связи с чем, отсутствует необходимость открытия и использования специального счета.
Обжалуемым решением судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 15 апреля 2014 года жалоба ФИО2 на постановление начальника ИФНС России по г.-к. Анапа от 12 марта 2014 года удовлетворена, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено.
С указанным решением судьи представитель ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края по доверенности ФИО1 не согласилась и подала жалобу, в которой просит его отменить, ввиду незаконности и необоснованности.
Также, представитель ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края по доверенности ФИО1 просила восстановить пропущенный процессуальный срок для обжалования решения суда, поскольку копия решения Анапского городского суда Краснодарского края от 15 апреля 2014 года получена представителем ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края только 05.05.2014 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
На основании ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно материалам дела, копия решения Анапского городского суда Краснодарского края от 15 апреля 2014 года получена представителем ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края по доверенности ФИО1 05.05.2014г., а жалоба на указанное решение направлена в суд по почте 15.05.2014г., ввиду чего судья краевого суда полагает, что процессуальный срок на подачу жалобы не пропущен.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ФИО2 по доверенности ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, судья вышестоящей инстанции находит решение судьи районного суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 17.01.2014г. по 29.01.2014г. ТСЖ «Югмонолит» осуществляло деятельность по приему платежей наличных денежных средств от физических лиц за коммунальные услуги. Согласно предоставленной кассовой книге, на специальный банковский счет в кредитную организацию не были сданы 522 921 рубль 68 копеек, что является нарушением п. 15 ст. 4 Федерального закона РФ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Согласно постановлению начальника ИФНС России по г.-к. Анапа от 12 марта 2014 года ТСЖ «Югмонолит» является платежным агентом и должно соблюдать требования Федерального закона РФ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе и требование об открытии специального банковского счета и перечислении на него денежных средств, принимаемых от физических лиц.
Указанным постановлением ФИО2, как председатель правления ТСЖ «Югмонолит» привлечена к административной ответственности, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в доход государства в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу положений ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 03.06.2009г. № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 03.06.2009г. № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 03.06.2009г. № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Таким образом, платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - это платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Следовательно, в спорных правоотношениях платежным агентом является юридическое лицо, осуществляющее прием платежей от потребителей коммунальных услуг в пользу поставщика коммунальных слуг, оказываемых этим потребителям, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, платежный агент не принимает участия в оказании услуг, не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Как следует из материалов дела, одним из видов деятельности ТСЖ «Югмонолит» является управление эксплуатацией жилого фонда, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Судьей районного суда установлено, что в целях осуществления указанного вида деятельности ТСЖ «Югмонолит» заключает с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах типовые договоры управления многоквартирным домом, в соответствии с которыми ТСЖ «Югмонолит» обязуется обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания гражданам, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Управляющая организация по заданию собственника также обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственнику (а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений), осуществлять иную предусмотренную для достижения целей управления многоквартирным домом деятельность.
После заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, ТСЖ «Югмонолит» принимает на себя обязательства по обеспечению потребителей коммунальными услугами на условиях договоров и в соответствии с правилами, установленными нормативными актами РФ, области, органов местного самоуправления.
При этом собственник производит оплату за управление многоквартирным домом, содержание общего имущества многоквартирного дома, его текущий ремонт, а также за предоставленные коммунальные услуги.
Оплата собственником оказанных по договору услуг осуществляется на основании платежных документов, предоставляемых управляющей организацией по тарифам, установленным уполномоченными органами.
Таким образом, деятельность ТСЖ «Югмонолит» предусматривает оказание самостоятельных услуг потребителям коммунальных услуг и получение денежных средств за оказанные услуги не является единственным видом и целью его деятельности, в силу чего положения Федерального закона РФ от 03.06.2009г. № 103-Ф3 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», не него не распространяется, следовательно ФИО2, как председатель правления ТСЖ «Югмонолит» не является субъектом вменяемого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, открытие ТСЖ «Югмонолит» специального банковского счета само по себе не может служить доказательством наличия у него признаков платежного агента, в связи с чем, судья районного суда пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения жалобы ФИО2 и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ФИО2 вины и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы судья вышестоящей инстанции не может признать законными, обоснованными и влекущими отмену обжалуемого решения судьи, поскольку выводы судьи первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что, в свою очередь, нашло свое подтверждение в суде вышестоящей инстанции.
При таких обстоятельствах, судья Краснодарского краевого суда приходит к выводу о том, что решение судьи Анапского городского суда Краснодарского края от 15 апреля 2014 года вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции,
Р Е Ш И Л:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 15 апреля 2014 года оставить без изменения, а жалобу представителя ИФНС России по г.-к. Анапа Краснодарского края по доверенности ФИО1– без удовлетворения.
Судья краевого суда