ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-185/19 от 10.06.2019 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 12-185/2019

РЕШЕНИЕ

10 июня 2019 года город Магадан

Судья Магаданского городского суда Магаданской области Ефремов О.Б., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя МАОУ «Гимназия (английская)» ФИО1 на постановление от 12 марта 2019 года заместителя министра финансов – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области Р. по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении юридического лица:

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия (английская)», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <...>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

с участием законного представителя юридического лица, директора МАОУ «Гимназия (английская)», ФИО1, защитников юридического лица Э., К., Н., действующих на основании доверенностей, которым разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя министра финансов – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области Р. от 12 марта 2019 года юридическое лицо - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия (английская)» привлечено к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ, в связи с использованием 12 марта 2018 года денежных средств субвенции в размере 9125 рублей 00 копеек не по целевому назначению, в нарушение пунктов 6, 12 Порядка расходования субвенции, предоставляемой субъектам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области № 1097-пп от 26.12.2014 года.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель Учреждения обратилась в Магаданский городской суд Магаданской области с жалобой, в которой поставлен вопрос об отмене вынесенного постановления и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указано, что оплаченные за счет средств субвенции услуги непосредственно связаны с образовательным процессом. Пункт 6 Порядка № 1097-пп, в редакции, действующей на момент предоставления субвенции на финансовый период 2018 года, предусматривал более широкий перечень расходов субвенций, по сравнению с редакцией, вступившей в силу 07.04.2018 года. В связи с чем считают, что данные расходы были внесены в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2018 год на законных основаниях. Предоставление отчетов о расходовании предоставленных средств субвенций в 2018 году осуществлялось в соответствии с пунктом 12 Порядка и нареканий со стороны контролирующих органов не вызвало. Однако пункт 6 в действующей редакции существенно сузил перечень расходов по предоставленным субвенциям, что существенно ограничило возможность выполнения учреждением возложенных задач. Таким образом, полагают, что отсутствует событие правонарушения. Считают постановление незаконным.

В судебном заседании законный представитель юридического лица, а также защитники юридического лица настаивали на доводах жалобы. Просили постановление отменить прекратить производство по делу в связи с отсутствием события правонарушения. Указали, что постановление не содержит значимых обстоятельств, поскольку административным органом не проверено наличие указанного в п. 3 Порядка № 1097-пп Соглашения на предоставление субвенций. Кроме того считают, что постановление не является законным, поскольку в рамках одной и той же проверки было выявлено 14 фактов нецелевого использования средств субвенции, соответственно, должно было быть вынесено 1 постановление, однако административный орган вынес 14 постановлений.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления не имеется, в связи со следующим.

Административная ответственность по статье 15.14 КоАП РФ наступает за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно ч. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением является действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевое использование бюджетных средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных денежных средств, являются нарушением бюджетного законодательства.

Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Под нецелевым использованием бюджетных средств в силу ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Юридически значимыми обстоятельствами по данному делу, образующими состав административного правонарушения, являются – подтверждение факта направления средств бюджета и оплаты денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или направления средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность виновность лица в совершении правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Эти данные, в соответствии с ч. 1. ст. 26.2 КоАП РФ, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, при обретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, относится к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Магаданской области от 30.04.2014 года № 1749-ОЗ «Об образовании в Магаданской области», к полномочиям исполнительного органа государственной власти Магаданской области, осуществляющего государственное управление в сфере образования, отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением Правительства Магаданской области.

В целях реализации Закона № 1749-03 постановлением Правительства Магаданской области от 26.12.2014 года № 1097-пп утвержден Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Порядок № 1097-пп).

Согласно пункту 6 Порядка № 1097-пп субвенция на реализацию государственного стандарта общего образования включает в себя расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом на:

- оплату труда (с учетом положений пункта 7);

- приобретение учебников, учебных пособий;

- приобретение для дошкольных групп игрового оборудования, игр, игрушек;

- оплату дополнительного профобразования по программам повышения квалификации (оплата курсов, проезд в командировку, суточные, проживание);

- оплату услуг связи по предоставлению доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет, связанных с образовательным процессом;

- оплату расходов на средства обучения: специализированную мебель, системы хранения; IТ-оборудование; технические средства обучения; оборудование и игры для спортивного зала; оснащение предметных кабинетов; электронные средства обучения; лабораторно-технологическое оборудование;

- оплату расходов на создание специальных условий для получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья (приобретение специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, оплата услуг ассистента, оказывающего помощь);

- оплату изготовления бланков документов об образовании (аттестатов об основном общем и среднем общем образовании);

- уплату налога на имущество организаций, приобретенного за счет субвенции в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 Порядка № 1097-пп установлено, что Субвенция носит целевой характер и не может быть использована на иные цели.

Как установлено в судебном заседании, Министерством образования и молодежной политики Магаданской области в соответствии с планом работы на 2018 год и на основании приказа Министерства от 26.11.20 18 № 870/112 проведена проверка целевого использования субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования МАОУ «Гимназия (английская)» за 10 месяцев 2018 года.

В результате проверки установлено, что департаментом образования мэрии города Магадана, справкой уведомлением об изменениях объемов бюджетных обязательств от 24.09.2018, Учреждению доведены уточненные лимиты бюджетных ассигнований на 2018 год за счет субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования в сумме 74743,000 тыс. рублей, доведено финансирование в размере 60 359,270 тыс. рублей.

Согласно пункту 3.3.1 соглашения, заключенного между Департаментом образования мэрии города Магадана и МАОУ «Гимназия (английская) 27.12.2017 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение муниципальных образовательных учреждений в части реализации ими образования в сумме 74743,000 тыс. рублей, доведено финансирование в размере 60 359,270 тыс. рублей.

Согласно пункту 3.3.1 соглашения, заключенного между Департаментом образования мэрии города Магадана и МАОУ «Гимназия (английская) 27.12.2017 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение муниципальных образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования, Учреждение обязуется использовать Субсидию в соответствии с ее назначением.

В Плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2018 год объем субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования составил 74 743,000 тыс. рублей.

В ходе проверки установлено, что Учреждением в нарушение пунктов 6, 12 Порядка № 1097-пп производилось направление Субвенции на расходы, не связанные с образовательным процессом. Общая сумма нецелевого использования Субвенции согласно акту проверки от 05.12.2018 составила 205167,00 рублей.

Из них Учреждением были приняты к учету расходы на основании договора от 07 марта 2018 года № 15395/361, заключенного с ООО «НТЦ «АРМ-Регистр» и счета на оплату от 07 марта 2018 года. Учреждением приобретены товары – медали «За особые успехи в обучении» с удостоверениями к ним, на сумму 9125 рублей 00 копеек.

Принятые расходы оплачены за счет Субвенции платежным поручением от 12 марта 2018 года № 133 в сумме 9125 рублей 00 копеек.

Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение факт нецелевого использования средств Субвенции.

Указанный факт послужил основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.

В качестве доказательств, подтверждающих виновность юридического лица в совершении вменяемого правонарушения должностным лицом приняты за основу:

- протокол об административном правонарушении от 20 февраля 2019 года;

- акт о проведении проверки за 10 месяцев 2018 года от 05.12.2018;

- платежное поручение от 12 марта 2018 года № 133, на сумму 9125 рублей 00 копеек,

- договор от 07 марта 2018 года № 348/6 с ООО «НТЦ «АРМ-Регистр»;

- копия Устава МАОУ «Гимназия (английская)»;

- копия плана финансово-хозяйственной деятельности МАОУ «Гимназия (английская)»;

- копия трудового договора № 55 от 29.12.2007 года с дополнительными соглашениями;

- копия выписки из приказа № 40 от 14 мая 1986 года;

- копия приказа от 11.01.2012 года № 30-л;

- копия соглашения № 1 от 29.12.2017 года о предоставлении субсидии.

В силу ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Проверив документы, представленные административным органом в качестве доказательств виновности юридического лица – МАОУ «Гимназия (английская)» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, нахожу их допустимыми, собранными в соответствии с требованиями закона, в полном объеме отражающими событие административного правонарушения, протокол составлен уполномоченным должностным лицом Управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области.

На основании изложенного судья приходит к выводу, что в оспариваемом постановлении должностное лицо пришло к законному и обоснованному выводу о виновности МАОУ «Гимназия (английская)» в совершении правонарушения и его действия правильно квалифицированы по статье 15.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии события административного правонарушения в связи с тем, что изменения в п. 6 Порядка № 1097–пп внесены после утверждения бюджета на 2018 год с 07 апреля 2016 года, судья считает несостоятельными и не влекущими отмену постановления.

Постановлением Правительства Магаданской области от 22 марта 2018 г. № 236-пп внесены изменения в Постановление Правительства Магаданской области от 26 декабря 2014 г. № 1097-пп, из п. 6 указанного постановления в частности исключены:

- приобретение средств обучения;

- приобретение канцелярских принадлежностей, расходных материалов;

- оплата договоров на выполнение работ по текущему ремонту учебного, учебно-технологического оборудования;

- оплату изготовления печатей, штампов, удостоверений;

- приобретение хозяйственных нужд.

Указанное постановление опубликовано в газете «Магаданская правда», № 23(21084), 27 марта 2018 года и вступило в силу 07 апреля 2018 года.

Таким образом, вопреки доводам защитников юридического лица, с момента вступления в силу указанных изменений расходы, непосредственно не связанные с образовательным процессом не могут быть возмещены за счет средств субвенции.

Доводы защитников юридического лица о том, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено без учета дополнительного соглашения № 1 к соглашению между Министерством образования и молодежной политики Магаданской области и администрацией муниципального образования «Город Магадан» о предоставлении субвенций из областного бюджета местному бюджету на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в 2018 году, от 25 декабря 2018 года, судья также считает несостоятельными, так как административное правонарушение совершено 18 октября 2018 года, то есть до принятия указанного дополнительного соглашения.

Кроме того, субвенции из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в соответствии с установленными нормативами на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на одного воспитанника в Магаданской области на соответствующий год.

В соответствии с положением ст. 3, п. 8.1 Закона Магаданской области «Об образовании в Магаданской области» от 30 апреля 2014 года, определение нормативов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, отнесено к исключительной компетенции Правительства Магаданской области.

Таким образом, нормативы на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, в виде субвенций, не включали расходы, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

Доводы жалобы об отсутствии в оспариваемом постановлении значимых обстоятельств, поскольку административным органом не проверено наличие указанного в п. 3 Порядка № 1097-пп соглашения на предоставление субвенций, основанием к отмене не является, поскольку Учреждение не является стороной данного соглашения, а действует в рамках соглашения № 1 от 29.12.2017 года, на квалификацию действий Учреждения не влияют и не могут служить основанием для освобождения Учреждения от ответственности.

Доводы защитников юридического лица о незаконности постановления, со ссылкой в обоснование на тот факт, что в рамках проверки выявлено 14 нарушений и вынесено 14 постановлений, тогда как должно было быть вынесено одно постановление, судья также считает несостоятельными.

Положения ст. 4.4 КоАП РФ предусматривают два порядка назначения административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений в зависимости от того, какую совокупность составляют совершенные административные правонарушения - реальную или идеальную.

Так реальная совокупность представляет собой совершение двух или более административных правонарушений, ни за одно из которых лицо не подвергалось административному наказанию.

В таких случаях административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ).

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений производится при наличии следующих общих условий:

а) совершение лицом двух или более административных правонарушений;

б) каждое из совершенных административных правонарушений квалифицируется по отдельной статье (части статьи) особенной части Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях;

в) по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности;

г) ни за одно из них лицо не подвергалось административному наказанию.

При назначении административного наказания по реальной совокупности административных правонарушений прежде всего следует выяснить, является ли содеянное одним правонарушением либо имеет место несколько самостоятельных административных правонарушений. Признаком реальной совокупности является совершение административных правонарушений различными действиями (актами бездействия).

Административное наказание при реальной совокупности назначается за каждое правонарушение в отдельности.

Как следует из положения ст. 15.14 КоАП РФ административное правонарушение считается оконченным с момента оплаты денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Таким образом, принимая во внимание, что административные правонарушения совершены различными (самостоятельными) действиями, каждое из которых образует состав административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ, юридическое лицо подлежит привлечению за каждое правонарушение в отдельности.

Иные доводы жалобы направлены фактически на несогласие с привлечением МАОУ «Гимназия (английская)» к ответственности, выводов должностного лица административного органа о виновности юридического лица не опровергают, в связи с чем признаются необоснованными.

Нарушения сроков рассмотрения дела должностным лицом административного органа не допущено.

Наказание юридическому лицу – МАОУ «Гимназия (английская)» назначено с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, поскольку должностным лицом административного органа не нарушены нормы процессуального права при рассмотрении настоящего дела, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ являются основанием к отмене или изменению постановления правовых оснований к пересмотру обжалуемого постановления по доводам жалобы и материалам административного дела не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя министра финансов – руководителя управления государственного финансового контроля министерства финансов Магаданской области Р. от 12 марта 2019 года по делу об административном правонарушении по ст. 15.14 КоАП РФ в отношении юридического лица – Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия (английская)» - оставить без изменения, жалобу законного представителя МАОУ «Гимназия (английская)» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст. 25.1-25.5, ч. 5 ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья О.Б. Ефремов