№12-185/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Леккерева И.С., при секретаре Михалевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Водоканал Прионежский» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РК - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по РК по делу об административном правонарушении от 21.07.2020, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РК - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по РК от 21.07.2020 МУП «Водоканал Прионежский» признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
С постановление заявитель не согласен, указывает на отсутствие вины учреждения в совершении правонарушения, считает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения учреждения от административного наказания.
Представитель заявителя по доверенности ФИО1 подержала доводы жалобы.
Представитель административного органа по доверенности ФИО2 считала оспариваемое постановление законным, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав, лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения МУП «Водоканал Прионежский» к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что для целей хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения населения д. ... Республики Карелия МУП «Водоканал Прионежский» добывает подземные воды из артезианской скважины, расположенной на территории ... без соответствующей лицензии, что было выявлено в ходе проверки, проведенной Балтийско-Арктическим межрегиональным Управлением Росприроднадзора в июне 2020 года.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08.07.2020, актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 23.06.2020, приказом об утверждении планового (рейдового) задания от 19.06.2020, и иными письменными материалами.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических обстоятельств и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа признать, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Из материалов дела следует, что указанная скважина была передана МУП «Водоканал Прионежский» во владение на праве хозяйственного ведения в ноябре 2019 года. В настоящее время требования законодательства исполнены: учреждением получена лицензия на пользование недрами. Таким образом, при наличии формально всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, однако, с учетом конкретных обстоятельств дела и учитывая совершение МУП «Водоканал Прионежский» действий, направленных на исполнение требований законодательства, а также отсутствие вреда и иных негативных последствий допущенного нарушения, судья считает возможным освободить МУП «Водоканал Прионежский» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения и ограничиться устным замечанием.
На основании изложенного, оспариваемое постановление должностного лица административного органа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а:
жалобу МУП «Водоканал Прионежский» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РК - главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по РК по делу об административном правонарушении от 21.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении МУП «Водоканал Прионежский» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявить МУП «Водоканал Прионежский» устное замечание.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья И.С.Леккерева