ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-185/2016 от 07.09.2016 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

12-185/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Омск 07 сентября 2016 года

Октябрьский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Катанаевой А.С.,

при секретаре Жуковой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя правления ЖСК «Октябрьский-33» Каминской ОВ, зарегистрированной по адресу: <адрес>, на постановление № 1С-1/2016, вынесенное 18.07.2016 года начальником ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска Боярских СН, которым председатель правления ЖСК «Октябрьский-33» Каминская ОВ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.,

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении председатель правления ЖСК «Октябрьский-33» Каминская О.В. признана виновной в том, что в период с 01.04.2016 года по 30.05.2016 года ЖСК «Октябрьский-33», как поставщиком услуг, было совершено 8 операций по приему платежей за коммунальные и другие услуги со специального банковского счета № (плательщик УФПС Омской области – филиал ФГУП «ПОЧТА РОССИИ») на расчетный счет № (получатель ЖСК «Октябрьский-33»), не являющийся специальным банковским счетом, всего на сумму <данные изъяты> руб., а также совершено 8 операций по приему платежей на капитальный ремонт жилья со специального банковского счета № на расчетный счет № (получатель ЖСК «Октябрьский-33»), не являющийся специальным банковским счетом, всего на сумму <данные изъяты> руб.

В жалобе Каминская О.В. просит признать незаконным и изменить постановление в части привлечения ее к ответственности, назначив наказание в виде предупреждения. В обоснование указывает, что при совершении операций по приему платежей на капитальный ремонт жилья ЖСК используется специальный банковский счет № по договору специального банковского счета для формирования фонда капитального ремонта от 28.05.2014 года. Специальный банковский счет поставщика для осуществления расчетов с платежным агентом при приеме платежей был открыт 07.07.2016 года, т.е. до даты вынесения оспариваемого постановления, что не было учтено налоговым органом в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Кроме того, размер наложенного штрафа, с учетом заработной платы Каминской О.В. является значительным. То обстоятельство, что специальный банковский счет поставщика для осуществления расчетов с платежным агентом при приеме платежей не был использован ЖСК в проверяемый период, не повлекло нарушения чьих-либо прав и интересов, не повлек причинение кому-либо ущерба. Правонарушение совершено заявителем впервые.

Срок для обжалования не пропущен.

В судебном заседании Каминская О.В. поддержала доводы жалобы.

Представитель ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска по доверенности Белокуров В.С. в судебном заседании возражал против отмены вынесенного постановления.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

На основании поручения заместителя начальника ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска Стефаненко Т.П. № 45 от 21.06.2016 года в отношении ЖСК «Октябрьский – 33» инспекцией была проведена проверка соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет, а также по использованию платежным агентом специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей.

В ходе проверки административным органом установлено, что для начисления и приема платежей от населения за оказанные коммунальные услуги между кооперативом и ФГУП "Почта России" заключен договор на обслуживание операций с коммунальными платежами от 18.02.2011 N 56.18.-08/185, согласно которому почта - платежный агент принимает на себя обязательства по приему денежных средств от физических лиц (далее - плательщики) за коммунальные услуги в пользу кооператива и перечислению принятых платежей на счет ЖСК, не являющийся специальным банковским счетом, за вычетом вознаграждения, в соответствии с условиями договора.

По результатам проверки уполномоченным должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 29.06.2016 года и постановлением от 18.07.2016 года председатель кооператива Каминская О.В. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Положения Закона N 103-ФЗ не применяются, в частности, к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного этим Федеральным законом, а также не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке (пункты 1 и 4 части 2 статьи 1).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ платежным агентом может являться юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. При этом платежным агентом является либо оператор по приему платежей, либо платежный субагент.

Под оператором по приему платежей - платежным агентом понимается юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (пункт 5 статьи 2 Закона N 103-ФЗ).

Пункт 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ содержит понятие "поставщик", которым, в частности, признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с частями 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения, а также за коммунальные услуги вносится в управляющую организацию. При этом выполнением обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией признается в том числе и внесение платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).

С учетом того, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится юридическому лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирными домами, такое юридическое лицо не является платежным агентом, поскольку для целей Закона N 103-ФЗ оно признается поставщиком услуг.

Вместе с тем в соответствии с частью 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ на поставщике при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей лежит обязанность использовать специальный банковский счет. Этой же нормой закреплено императивное правило, согласно которому поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В свою очередь, по специальному банковскому счету поставщика допускается осуществление операций только по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, а также по списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций, в том числе и по осуществлению расчетов непосредственно с физическими лицами - собственниками жилых помещений, по специальному банковскому счету поставщика не допускается (части 19 - 20 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).

Согласно части 15 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. При этом потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги путем наличных и безналичных расчетов в любом выбранном ими банке или почтовыми переводами.

Исходя из изложенного, в случае если управляющая организация осуществляет расчеты с собственниками жилых помещений с участием платежных агентов, то такая организация обязана использовать специальный банковский счет для приема денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей за коммунальные услуги от физических лиц.

Условия заключенного кооперативом с ФГУП "Почта России" агентского договора свидетельствуют о том, что почта была привлечена кооперативом для выполнения функций платежного агента по приему наличных денежных средств от проживающих физических лиц за жилищно-коммунальные услуги и перечислению этих денежных средств на расчетный счет кооператива. Таким образом, управляя многоквартирным жилым домом и осуществляя расчеты за жилищно-коммунальные услуги с физическими лицами - собственниками жилых помещений при участии платежного агента, кооператив обязан использовать специальный банковский счет для приема названных платежей.

Следовательно, в данном случае неиспользование кооперативом, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, специального банковского счета при осуществлении расчетов с собственниками жилых помещений с участием платежного агента - ФГУП "Почта России" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Таким образом, Каминская О.В. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ.

Постановление об административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией вмененной статьи, в минимальном размере.

В своей жалобе Каминская О.В. также указывает на возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, введенной в действие с 04 июля 2016 года Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях".

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, указанным выше законом установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные лицами, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Между тем доказательства возможности применения указанной статьи к лицу, привлекаемому к ответственности, отнесения юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства суду не представлены. В Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о ЖСК «Октябрьский – 33» на момент рассмотрения дела судом не внесены.

При таких обстоятельствах назначенное лицу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Административным органом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания, административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи.

Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление № 1С-1/2016, вынесенное 18.07.2016 года начальником ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска Боярских СН, которым председатель правления ЖСК «Октябрьский-33» Каминская ОВ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска.

Судья А.С. Катанаева

Вступило в законную силу 27.09.2016 года

Копия верна

Судья

Секретарь