ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-186/13-2014Г от 04.04.2014 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

  Дело № 12-186/13-2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

 04 апреля 2014 года г.Курск

 Судья Ленинского районного суда г. Курска Аверинова А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» в лице его директора Сотникова А.В. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>»,

У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в <адрес> Кисилевой Н.К. № от ДД.ММ.ГГГГ жалобу ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

 Не согласившись с данным постановлением, ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» в лице его директора Сотникова А.В. обратилось в суд с жалобой, в которой просило исключить из мотивировочной части постановления п.1 и п.7.

 В судебном заседании защитник ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» по ордеру Кутузова С.В. поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям и просила её удовлетворить.

 Выслушав объяснения защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оценив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

 В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

 Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

 Согласно ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда. При чем, субъектом правонарушения является работодатель (должностное лицо - руководитель организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

 Целями законодательства РФ о труде и об охране труда являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

 Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В первую очередь к ним относится Трудовой кодекс РФ.

 В судебном заседании установлено, что в соответствии с распоряжением руководителя Государственной инспекции труда-главного государственного инспектора труда в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» соблюдения трудового законодательства.

 По результатам проведенной проверки был составлен акт актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ г., в соответствии с которым были выявлены ряд нарушений законодательства о труде, в частности в п. 1 указано на нарушение постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., ст. 92, 117, 147 Трудового кодекса Российской Федерации в части не установления всех необходимых компенсаций работникам, работающим на рабочих местах с вредными (опасными) условиями труда (повар, кухонный рабочий, зав. библиотекой, электрогазосварщик, медсестра, мастера п/о сварочной, слесарной и станочных мастерских) и работникам, работающим на рабочих местах с вредными и ( или) опасными условиями труда (рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания, слесарь-ремонтник, ст. инспектор по кадрам, механик, документовед, преподаватели отдельных дисциплин, директор, зам. директора, инженер по охране труда и др.), а именно не предоставлены следующие компенсации: сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней, повышенная оплата труда- не менее 4 % тарифной ставки (оклада), в п. 13 нарушения требований ст. 212, 221 ТК РФ, п.8 Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецформой и др., утвержденной приказом Минздрава и соцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 290н, а именно отсутствие сертификат в соответствия (декларации о соответствии) выданных работникам СИЗ, кроме того, установлены нарушения ст.ст. 57, ч.ч.6,9 ст. 136, 140, 212, 221,225 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздрава и соцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №342н об утверждении «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», п.п. 5.2,5.3, 7.1.1., 7.1.5, 7.2.2, 7.3.2 ГОСТ 12.0.004-90, п. 5.1 «Методических рекомендаций по разработке нормативных требований охраны труда», утвержденных постановлением Минтруда и соцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 80, п.п. 19, 20,21, 22 Приложения 3 к Приказу Минздрава и соцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 302н, п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников спецодеждой, спецформой и др., утвержденной приказом Минздрава и соцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 290н, п. 13 «Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»,утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 1122н, п. 1.7. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, п.п. 2.3, 2.11,2.13 «Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений», утвержденного постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ № 279, п. ДД.ММ.ГГГГ «Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями», требования п. 2.2.20. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей», п.п. 4.3, 4.6  ГОСТ Р 12,4,026-2001 ССБТ «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная»; п.6.2.9. «Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов» ПОТ РМ 006-97; п. ДД.ММ.ГГГГ «Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями», а также выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ г., которое не было оспорено, что не отрицалось защитником ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» в судебном заседании.

 Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г., актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

 Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с санкцией ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ и определено с учётом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения и в соответствии с правилами, установленными ст. 3.5 Кодекса.

 Постановление вынесено уполномоченным лицом и в пределах сроков, предусмотренных ст. 4.5 КоАП РФ.

 В тоже время судом установлено, что сертификаты соответствия (декларации о соответствии), выданные работникам СИЗ имеются, что также подтвердил, допрошенный в качестве свидетеля Шапкин И.И. и не отрицалось в судебном заседании начальником отдела Государственной инспекции труда в <адрес> Кисилевой Н.К., в связи с чем, полагаю необходимым исключить п.7 из постановления от ДД.ММ.ГГГГ г.

 Кроме того, должность «документовед» исключена из штатного расписания в 2012 г., в связи с чем, должность «документовед» подлежит исключению из п.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ г.

 Не имеется у суда основания в части исключения из мотивировочной части постановления п.1 по следующим основаниям.

 Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

 Часть первая статьи 92 Трудового кодекса Российской Федерации установила сокращенную продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть первая в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 90-ФЗ).

 Статьей 116 Трудового кодекса РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В силу части 2 вышеназванной нормы материального права дополнительные отпуска для работников могут быть установлены коллективными договорами или локальными нормативными актами лишь с учетом производственных и финансовых возможностей работодателей.

 В силу ст. 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

 В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 Таким образом, нормы Трудового кодекса РФ не устанавливают конкретных параметров льгот и носят отсылочный характер.

 Названные льготы предусмотрены в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», в соответствии с которым работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест установлены следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1).

 Кроме того, указанным Постановлением Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписывалось установить - в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).

 Однако, до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не издан.

 В тоже время, в соответствии с Информационным письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ до реализации поручения, указанного в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

 Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №342н, устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации, предусматривая комплексную оценку условий труда на рабочем месте с учетом класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам.

 Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности определяет «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (далее по тексту - Руководство), утвержденное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ДД.ММ.ГГГГ и применяемое согласно его пункту 1.2 с целью аттестации рабочих мест по условиям труда.

 Руководство, исходя из степени отклонения фактических уровней физических, химических, биологических и иных факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, подразделяет условия труда по степени вредности и опасности на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников разделяют на 4 степени вредности (классы 3.1 - 3.4).

 В Определении от ДД.ММ.ГГГГ №135-О Конституционный Суд РФ указал на то, что, провозглашая право каждого на безопасные условия труда, на отдых и на охрану здоровья, Конституция РФ исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом. Сохранение и укрепление здоровья играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Следовательно, для работников, которые заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, требуются дополнительные гарантии, призванные компенсировать негативное воздействие этих условий на их здоровье. Компенсации устанавливаются на основании оценки объективно существующих условий труда на каждом рабочем месте.

 Таким образом, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № 870.

 Поскольку по результатам аттестации ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» были выявлены рабочие места по показателям напряженности трудового процесса 3.1-3.4, однако, работникам не установлены все компенсации, в связи с чем, работодателем допущены нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а потому п.1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

 Таким образом, ОБОУ НПО «Профессиональный лицей № <адрес>» были допущены нарушения норм трудового законодательства в отношении работников.

 Ссылки на то, что в п.1 неверно указано этапов аттестации рабочих мест по условиям труда вместо четырех этапов, указано – 3, не влекут отмену п.1 постановления. Тем более, что допрошенный по ходатайству защитника Павлов В.Н. указал, что аттестация рабочих мест была проведена в три этапа ввиду отсутствия финансирования.

 Вопреки утверждениям жалобы, выводы постановления соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены необходимыми допустимыми доказательствами. Нормы материального права применены правильно, нарушений требований процессуальных норм КоАП РФ, являющихся основаниями к отмене указанного постановления, не допущено.

 На основании изложенного, постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в <адрес> Кисилевой Н.К. № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, а поданная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

 Постановление начальника отдела Государственной инспекции труда в <адрес> Кисилевой Н.К. № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, исключив из мотивировочной части постановления п.7 и из п.1 мотивировочной части постановления должность «документовед».

 Жалобу удовлетворить частично.

 Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение 10 дней с момента получения.

 Судья: