Р Е Ш Е Н И Е
31 июля 2018 года г. Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Касимова А.Н., с участмем защитника Желновой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении № 12-186/2018 по жалобе главы администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 № 2-8-18-110 от 25.05.2018 года о признании главы сельского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 25 мая 2018 года № 2-8-18-110 заместителя главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 глава администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением, глава администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 обратился с жалобой в Усольский городской суд Иркутской области, в обоснование которой указал, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности устранены, а именно 25.09.2013 г. постановлением администрации № 138 утверждено Положение о социальных гарантиях и мерах морального и материального поощрения членов добровольной пожарной ораны, принимающих активное участие в ликвидации пожаров на территории Тельминского муниципального образования. Данное положение действующее, но меры экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране администрацией не применялись в связи тем, что пожаров с участием членов добровольной пожарной охраны на территории поселения не было. Соответственно нарушений ст.ст. 4,6 и п. 9 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не имеется. Постановлением от 28.05.2018 г. № 177 утверждена муниципальная программа «Гражданская оборона и предупреждение ЧС на территории городского поселения Тельминского муниципального образования на 2018-2020 годы», включены мероприятия по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации в зданиях, по проведению обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума с ответственными лицами, а также по очистке территории населенного пункта от сухой растительности и мусора. На территории поселения утверждена и действует муниципальная целевая программа «Гражданская оборона и предупреждение ЧС на территории городского поселения Тельминского муниципального образования». В рамках реализации данной программы в бюджете поселения на 2018 года запланировано 189 000 рублей. В целях устранения замечаний органа государственного пожарного надзора в период с 22.05.2018 г. по 23.05.2018 г. главой и специалистом администрации, ведающей вопросами пожарной безопасности, пройдено обучение мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума. Образовательные услуги оказаны Усольским районным отделением Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» на основании договора от 03.05.2018 г. № 21. Данный факт на момент вынесения постановления о назначении административного наказания заместителем главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района ФИО2 учтен не был. В целях обеспечения мер противопожарной безопасности в населенных пунктах Тельминского муниципального образования 25.12.2017 г. главой утвержден Перечень мероприятий по выявлению и уничтожению растительности на территории городского поселения на 2018 г., в соответствии с которым проводятся мероприятия по выявлению и уничтожению сухой растительности. Органом государственного пожарного надзора не представлено доказательств отсутствия противопожарного расстояния от границ застройки населенных пунктов Тельминского муниципального образования на землях населенных пунктов Тельминского муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления поселений в полном объеме и в точном соблюдении всех требований без достаточного финансирования исполнить не возможно. Общая площадь Тельминского муниципального образования составляет 25871,17 гектар. Исполнение возложенных законодателем полномочий достаточно затратные мероприятия. На исполнение требований пожарного законодательства собственных средств Тельминского муниципального образования и дотаций Иркутской области крайне не достаточно, бюджет дотационный. В силу ст. 22 Устава Тельминского МО глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования. Обязательств и требований в рамках принятых федеральных законов огромное количество. Помимо вопросов пожарной безопасности к вопросам местного значения относятся еще около сорока возложенных законодателем обязательств, которые также как и вопрос пожарной безопасности требуют бюджетных средств и контроля со стороны главы муниципалитета. В муниципальном образовании, а особенно это касается дотационных муниципальных образований, разрешение вопросов с учетом предписаний всех государственных контролирующих органов просто невозможно. Считает, что на территории Тельминского муниципального образования требования пожарной безопасности соблюдаются и исполняются. Злостным нарушителем глава Тельминского муниципального образования не является. Соответственно нет никакой необходимости в наложении административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Просят постановление от 25 мая 2018 года № 2-8-18-110 признать незаконным и отменить.
В судебном заседании защитник Желнова С.В., действующая на основании доверенности на доводах, изложенных в жалобе, настаивала, представила дополнение к жалобе.
Выслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Указанные требования закона заместителем главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 при рассмотрении дела в полном объёме соблюдены.
В соответствии со статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Иркутской области от 13 апреля 2018 года № 2777-пп на территории Иркутской области установлен особый противопожарный режим с 15 апреля до 15 июня 2018 года.
27 апреля 2018 года в 15 час. по адресу: <адрес>) в условиях особого противопожарного режима, выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
Органом местного самоуправления не выполняется экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участие в борьбе с пожарами, нарушение ст. 4, ст. 6, п. 9 ст. 63 ФЗ № 123; не выполняется разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (в целевую программу от 03.11.2015 г. № 307-а не включены мероприятия по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации в зданиях, по проведению обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума с ответственными лицами и руководителями, по техническому обслуживанию первичных средств пожаротушения (огнетушителей), по установке и обслуживанию источников наружного противопожарного водоснабжения, по очистке территории населенного пункта от сухой растительности и мусора, по экономическому стимулированию участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране), нарушение ст. 4, ст. 6, п. 2 ст. 63 ФЗ № 123.
Здание администрации <адрес> – главой администрации Тельминского МО и ответственным за пожарную безопасность не пройдено обучение мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума.
Населенный пункт <адрес>: недостаточное количество источников наружного противопожарного водоснабжения. Всего имеется 5 водонапорных башен, которые находятся в неисправном состоянии. Расстояние от водоисточников до обслуживаемых зданий составляет 1,4 км (требуется 200 метров). На территории населенного пункта имеется хозяйственно-питьевой водопровод протяженностью 1,0 км, на котором отсутствуют пожарные гидранты. Не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен. По направлению к пожарным водоемам (Тельминские пруды, <адрес>), отсутствуют указатели до местонахождения источников противопожарного водоснабжения. Руководителем не обеспечена очистка населенного пункта от горючих отходов мусора и сухой растительности, не очищены территории населенного пункта от сухой растительности: на площади около 26 га вдоль <адрес>, в районе расположения проезда под железнодорожными путями в сторону <адрес> около 20 га, по обоим берегам Верхнего и Нижнего прудов – около 18 га, в районе <адрес> – площадь около 3 га, в районе <адрес>, з/у 4б и прилегающий территории к земельному участку Швейной Фабрики, свалка мусора в районе <адрес>.
Населенный пункт д. Сапиновка: отсутствуют исправные источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенная на расстоянии 600 метров от обслуживаемых зданий водонапорная башня, не имеет устройства для забора вода пожарными автомобилями.
Населенный пункт <адрес>: не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от границы застройки населенного пункта с одно-, двухэтажной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30м. Фактическое расстояние составляет 8 метров, не обеспечена очистка населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой растительности на участке местности между <адрес> и оз. Большое, звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре не обеспечивает возможность восприятия жителями сигнала о пожаре. Всего установлен 1 звуковой оповещатель рупорного типа по <адрес>.
Населенный пункт <адрес>: не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от грани застройки населенного пункта с одно-, двухэтажной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30м. Фактическое расстояние составляет 5 метров, имеется только один источник наружного противопожарного водоснабжения (водонапорная башня), расположена в 650 м от обслуживаемых зданий, не предусмотрены автономные резервные источники электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорных башен, не обеспечена очистка населенного пункта от горючих отходов, мусора и сухой растительности в районе «бывшей пилорамы», в районе жилых домов по <адрес>.
Населенный пункт <адрес>: не предусмотрено требуемое противопожарное расстояние от грани застройки населенного пункта с одно-, двухэтажной застройкой до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) – не менее 30м. Фактическое расстояние составляет 9 метров.
По выявленным нарушениям требований пожарной безопасности зам. главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 10 мая 2018 года в отношении должностного лица – главы администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 составлен протокол № 2-8-18-110 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения указанного протокола зам. главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 было вынесено постановление от 25 мая 2018 года № 2-8-18-110, в соответствии с которым должностное лицо – глава администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении зам.главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 правильно установил фактические обстоятельства дела, обосновав свои выводы о виновности главы администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 со ссылками на доказательства, которым дал надлежащую оценку по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности всех исследованных доказательств, квалифицировав действия должностного лица по ч.2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части 1 ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и округов в границах сельских населенных пунктов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере обеспечения пожарной безопасности, в том числе, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В соответствии с п. 10 ст. 16 названного закона к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно ч.5 ст. 21 закона № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Постановление по делу об административном правонарушении № 2-8-18-110 соответствует требованию ч.1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы должностного лица мотивированы, со ссылкой на нарушения главой администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 требований пожарной безопасности, что дало основание считать вину должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказанной. Свои выводы должностное лицо – заместитель главного государственного инспектора г. Усолье – Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 мотивировал, используя сведения, имеющие доказательственное значение, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении и других документах, обоснованно посчитав их доказательствами обвинения. Оснований не согласится с этим, у судьи не имеется.
Указанные в жалобе, поданной в суд, доводы, направлены на иную, субъективную оценку обстоятельств произошедшего, собранных по делу доказательств и не содержат правовых аргументов, опровергающих выводы должностного лица, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.
По существу, доводы, приведенные в жалобе, направлены на переоценку доказательств, оцененных должностным лицом заместителем главного государственного инспектора г. Усолье – Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2, что не может служить основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении заместителем главного государственного инспектора г. Усолье – Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 в отношении главы администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 служебными полномочиями в материалах дела не имеется, в связи с чем, поводов сомневаться в достоверности добытых по делу доказательствах, не имеется.
Ссылки, содержащиеся в жалобе, не могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку нарушения пожарной безопасности были выявлены в течение срока проверки. Доводы жалобы в части нарушения процедуры проведенной проверки не свидетельствуют об отсутствии у главы администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 нарушений правил пожарной безопасности, выявленных в результате проведенной проверки и подтвержденных материалами дела об административном правонарушении.
Действия главы администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении глава администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено главе администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, препятствующих справедливому разбирательству, должностным лицом заместителем главного государственного инспектора г. Усолье – Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ФИО2 допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении жалобы главы администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Усолье-Сибирское и Усольского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Иркутской области ФИО2 от 25 мая 2018 года № 2-8-18-110 о привлечении главы администрации городского поселения Тельминского муниципального образования ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отказать.
На решение может быть подана жалоба в течение 10 дней в Иркутский областной суд.
Судья А.Н.Касимова