ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-186/20 от 25.06.2020 Торжокского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

25 июня 2020 года город Торжок

Судья Торжокского межрайонного суда Тверской области Логинова Ольга Владимировна (юридический адрес Торжокского межрайонного суда Тверской области: 172008, <...>),

с участием помощника Торжокского межрайонного прокурора Комина К.В.,

представителя ГУ – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) и должностного лица – заместителя начальника ГУ – УПФР в Торжокском района (межрайонное) ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенностей от 07.09.2017 № 01-05/9976 и от 21.12.2018 № 01-05/10498,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. Торжокского межрайонного прокурора Ю.М. Смирнова на определение мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя колхоза имени Калинина Понякова А.В.,

установил:

определением мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области Преображенской М.В. от 20 мая 2020 года протокол № 793 от 13 марта 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленный в отношении должностного лица – председателя колхоза имени Калинина Понякова А.В. возвращен в ГУ – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) для устранения выявленных недостатков.

Не согласившись с указанным определением и.о. Торжокского межрайонного прокурора Тверской области обратился с протестом в Торжокский межрайонный суд Тверской области, в котором просит определение мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении должностного лица Понякова А.В. отменить и дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

В обоснование доводов протеста и.о. Торжокского межрайонного прокурора Тверской области Ю.М. Смирнов указывает, что в межрайонную прокуратуру из Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) поступило заявление об опротестовании определения мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области по делу № 5-142/2020 от 20 мая 2020 года. Установлено, что заместителем начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) ФИО1 в отношении должностного лица – председателя колхоза имени Калинина Понякова А.В. 13 марта 2020 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Должностному лицу вменяется непредставление в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в установленный законодательством срок. Определением по делу № 5-142/2020 об административном правонарушении от 20.05.2020 мировой судья судебного участка № 58 Тверской области определила возвратить протокол № 793 от 13 марта 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленного в отношении председателя колхоза имени Калинина Понякова А.В., должностному лицу составившему его, для устранения выявленных недостатков. По мнению мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области, в постановлении по делу об административном правонарушении об административном правонарушении должна быть указана, среди прочего, информация по получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. А поскольку, должностным лицом не представлены данные о получателе штрафа – Главного управления региональной безопасности Тверской области, с указанием УИН, что впоследствии явится препятствием установления факта оплаты за конкретное правонарушение, и что является существенным нарушением, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела, то протокол и другие материалы дела необходимо возвратить должностному лицу, его составившему для устранения выявленных недостатков.

И.о. Торжокского межрайонного прокурора считает данное определение мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области по делу № 5-142/2020 об административном правонарушении от 20 мая 2020 года незаконным, необоснованным, препятствующим дальнейшему движению дела об административном правонарушении, и подлежащим отмене. В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Все указанные данные содержатся в протоколе № 793 от 13.03.2020 подтверждаются письменными документами, приложенными к нему, и свидетельствуют о полноте исследования события правонарушения, сведений о лице его совершившем, а также соблюдении процедуры оформления протокола.

В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе. Кроме того, мировой судья в обоснование своего вышеуказанного определения, указал, что порядком ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), утвержденными приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 года № 11н, определено, что администратор начислений обеспечивает передачу информации в ГИС ГМП, необходимой для осуществления перевода денежных средств, посредством формирования и направления извещений о начислениях, содержащих в обязательном порядке УИН, позволяющий установить факт оплаты сформированного начисления.

Согласно раздела III приказа Федерального казначейства от 12 мая 2017 года № 11н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» определен перечень информации, необходимой для уплаты денежных средств, и перечень информации об уплате денежных средств. Согласно пунктов 3.1, 3.2 вышеуказанного Перечня перечень информации, необходимой для уплаты денежных средств, включает в себя информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, и необходимую для учета поступлений платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями, установленную в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», перечень информации об уплате денежных включает в себя информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, установленную в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». До установления в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ перечня реквизитов перевода, необходимых для учета поступления платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, иных платежей, поступающих на счета органов Федерального казначейства, и платежей за выполнение работ, оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями, перечень информации включает в себя информацию, предусмотренную Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» и приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение № 1 к настоящему приказу) (далее – Правила). Указанные Правила устанавливают порядок указания (заполнения) информации в реквизитах «ИНН» плательщика, «КПП» плательщика, «Плательщик», «ИНН» получателя средств, «КПП» получателя средств и «Получатель» при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации на счета, открытые органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Указание в распоряжении о переводе денежных средств значения ИНН в реквизитах «ИНН» плательщика, «ИНН» получателя средств и значения КПП в реквизитах «КПП» плательщика, «КПП» получателя средств является обязательным, если иное не предусмотрено настоящими Правилами (пункт 3 Правил). Согласно раздела IV приказа Федерального казначейства от 12 мая 2017 года № 11н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» предоставление Участником информации, необходимой для уплаты денежных средств, или информации об уплате денежных средств осуществляется путем направления Участником прямого взаимодействия в ГИС ГМП соответственно извещения о начислении или извещения о приеме к исполнению распоряжения в форме электронного документа. В извещение о начислении включается следующая информация: дата, а также сведения о период времени, в который осуществлено начисление суммы денежных средств, подлежащих уплате (до 21 часа или после 21 часа по местному времени), или время начисления суммы денежных средств; информация, необходимая для уплаты денежных средств, предусмотренная пунктом 3.1 настоящего Порядка; дата и время подписания извещения о начислении. В извещение о приеме к исполнению распоряжения включается следующая информация: информация об уплате денежных средств, предусмотренная пунктом 3.2 настоящего Порядка; дата, а также сведения о периоде времени, в который осуществлен прием к исполнению распоряжения о переводе денежных средств при условии достаточности денежных средств плательщика или прием наличных денежных средств от плательщика либо осуществлено санкционирование оплаты денежных обязательств участников бюджетного процесса, иных юридических лиц, лицевые счета которым открыты в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе, органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации) (до 21 часа или после 21 часа по местному времени), или время выполнения действий, предусмотренных настоящим абзацем; дата и время подписания извещения о приеме к исполнению распоряжения. Следовательно, при заполнении расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа УИН не является обязательным реквизитом при его перечислении. В связи с внесением изменений в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 01 января 2020 года суммы штрафов, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подлежат зачислению (если иное не установлено пунктами 3 и 5 настоящей статьи): в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 50 процентов; в бюджет муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением (по месту нахождения органа или должностного лица, принявших решение о наложении административного штрафа) по нормативу 50 процентов.

Доходам бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по результатам рассмотрения дел, направленных федеральными органами государственной власти (государственными органами, федеральными государственными учреждениями), присваиваются коды бюджетной классификации содержащие код главного администратора доходов бюджетов, являющегося органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляющим финансовое (организационное) обеспечение деятельности мировых судей (в Тверской области – Главное управление региональной безопасности Тверской области).

В соответствии с нормами статьей 23.1, 29.9 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае привлечения должностного лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сумма административного штрафа определяется мировым судьей и указывается в постановлении о назначении административного наказания. Следовательно, начисление суммы административного штрафа непосредственно ПФР не производится, в связи с чем основания для присвоения УИН при составлении протокола об административном правонарушении и, соответственно, реализации возможности присвоения УИН в автоматизированном виде программными средствами ПФР отсутствуют.

Кроме того, и.о. Торжокского межрайонного прокурора отмечает, что в соответствии со статьей 10 Закона Тверской области от 31 мая 2001 года № 149-ОЗ-2 «О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области» к организационному обеспечению деятельности мировых судей относятся мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным органом. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Таким уполномоченным органом в Тверской области является Главное управление региональной безопасности Тверской области, в соответствии с подп. «и» п. 10 Положения о Главном управлении региональной безопасности Тверской области, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 78-пп «Об утверждении Положения о Главном управлении региональной безопасности Тверской области». Соответственно, основания для присвоения УИН при вынесении постановления по делу об административном правонарушении и, соответственно, реализации возможности присвоения УИН в автоматизированном виде программными средствами возникают у Главного управления региональной безопасности Тверской области. Таким образом, требования мирового судьи об указании в протоколе УИН является незаконным.

Кроме того, в данном определении мировой судья указывает, что отсутствие УИН не позволит установить факт оплаты за указанное правонарушение и определить дату оплаты штрафа через ГИС ГМП, в связи с чем у судьи возникнет необходимость выполнения требований части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако требования части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не являются основанием для вынесения определения о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 28.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возложено на должностных лиц государственных внебюджетных фондов.

Согласно пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором. Вместе с тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. В виду наличия препятствий в осуществлении охраны и защиты отношений, установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, а также предупреждение административных правонарушений в этой сфере, что является основными задачами законодательства об административных правонарушениях, на основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.3, 30.7 и 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 3 статьи 7, статьей 23 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», и.о. Торжокского межрайонного прокурора Ю.М. Смирнов просит определение мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Понякова А.В. отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании помощник Торжокского межрайонного прокурора Комин К.В. полностью поддержал доводы, изложенные в протесте и.о. Торжокского межрайонного прокурора Ю.М. Смирнова, дополнительно пояснил, что уникальный идентификационный номер не является обязательным. Полагает, что ГУ – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) не может самостоятельно получить УИН в Главном управлении региональной безопасности Тверской области.

Представитель ГУ – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) и должностного лица – заместителя начальника ГУ – УПФР в Торжокском района (межрайонное) ФИО1 – ФИО2 поддержала доводы, изложенные в протесте и.о. Торжокского межрайонного прокурора, и дополнительно пояснила, что в протоколе, направленном в адрес мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области, были указаны все данные в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считает, что указание в протоколе об административном правонарушении и сопроводительном письме УИН обязательным не является. До 31 декабря 2019 года ПФР являлся администратором доходов. С 01 января 2020 года ПФР был лишен такой возможности и администратором доходов по административным штрафам теперь является Главное управление региональной безопасности Тверской области, поэтому аппарат мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области может самостоятельно присвоить УИН для оплаты штрафа.

Должностное лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, – председатель колхоза имени Калинина Поняков А.В. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Информация о времени и месте судебного заседания также была своевременно публично размещена на официальном сайте Торжокского межрайонного суда в сети «Интернет»: torzhoksky.twr.sudrf.ru.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Учитывая изложенное, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие должностного лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, – председателя колхоза имени Калинина Понякова А.В., и должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – заместителя начальника УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) ФИО1, так как это не противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выслушав помощника Торжокского межрайонного прокурора Комина К.В., представителя ГУ – УПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) и должностного лица – заместителя начальника ГУ – УПФР в Торжокском района (межрайонное) ФИО1 – ФИО2, изучив доводы протеста и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса Российской Федерации.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 – 30.8 настоящего Кодекса.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.

В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Согласно частям 1 – 1.1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

В силу части 4 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Возвращая протокол об административном правонарушении и иные материалы дела в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) по адресу <...>, мировой судья судебного участка № 58 Тверской области исходил из того, что в силу требований части 4 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подлежат зачислению: в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 50 процентов; в бюджет муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением (по месту нахождения органа или должностного лица, принявших решение о наложении административного штрафа) по нормативу 50 процентов.

Доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав по результатам рассмотрения дел, направленных федеральными органами государственной власти (государственными органами, федеральными государственными учреждениями), присваиваются коды бюджетной классификации, содержащие код главного администратора доходов бюджетов, являющегося органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим финансовое (организационное) обеспечение деятельности мировых судей (в Тверской области – Главное управление региональной безопасности Тверской области).

Порядком ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее – ГИС ГМП), утвержденным приказом Федерального казначейства от 12 мая 2017 года № 11н, определено, что администратор начислений обеспечивает передачу информации в ГИС ГМП, необходимой для осуществления перевода денежных средств, посредством формирования и направления извещений о начислениях, содержащих в обязательном порядке УИН, позволяющий установить факт оплаты сформированного начисления.

Согласно части 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана, среди прочего, информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Согласно положений Приказа Федерального Казначейства Министерства Финансов Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 11н «Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах» извещения должны содержать в обязательном порядке уникальный идентификатор начисления. Соответственно, указание УИН является обязанностью администратора начислений и его отсутствие не позволит в случае назначения наказания в виде штрафа, идентифицировать платеж по нарушению, за совершение которого он осуществлен.

В случае признания субъекта административной ответственности виновным в совершении правонарушения на стадии исполнения постановления наличие УИН позволяет установить факт оплаты за указанное правонарушение и определить дату оплаты штрафа через Государственную информационную систему государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП). Соответственно отпадает необходимость выполнения требований части 5 статьи 32.2 КоАП РФ (направление второго экземпляра постановления судебному приставу для исполнения и составления протокола об административном правонарушении по статье 20.25 части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Материалы дела об административном правонарушении в отношении Понякова А.В. не содержат информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

Поскольку должностным лицом не представлены данные о получателе штрафа – Главного управления региональной безопасности Тверской области, с указанием УИН, что впоследствии явится препятствием установления факта оплаты за конкретное правонарушение, и что является существенным нарушением, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела, мировой судья считает, что протокол и другие материалы дела необходимо возвратить должностному лицу, его составившему, для устранения выявленных недостатков.

Как следует из материалов дела, при направлении протокола об административном правонарушении № 793 от 13 марта 2020 года в отношении должностного лица – председателя колхоза имени Калинина Понякова А.В. и другие материалы дела об административном правонарушении на 12 листах мировому судье судебного участка № 58 Тверской области в сопроводительном письме от 18 мая 2020 года № 10-37/3703 начальником Управления ПФР в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) ФИО3 указаны реквизиты для перечисления штрафа: получатель платежа, ИНН получателя, КПП получателя, КБК, ОКТМО, счет получателя и БИК. Информация об уникальном идентификаторе начисления (УИН) отсутствует.

При этом мировой судья судебного участка № 58 Тверской области в оспариваемом определении правильно указала об отсутствии данной информации у суда, тогда как в постановлении о привлечении лица к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа она должна содержаться в обязательном порядке.

Доводы и.о. Торжокского межрайонного прокурора Ю.М. Смирнова о том, что при заполнении расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа УИН не является обязательным реквизитом при его перечислении, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» (в ред. Приказа Минфина России от 05.04.2017 № 58н), вступившего в силу с 02.10.2017, установлена обязанность в распоряжении о переводе денежных средств указывать уникальный идентификатор начисления (УИН) в реквизите «Код», предназначенный для указания уникального идентификатора платежа.

При этом значение УИН не может быть указано как «0», поскольку это не позволяет идентифицировать данный конкретный платеж.

Доводы и.о. Торжокского межрайонного прокурора Ю.М. Смирнова о том, что начислении суммы административного штрафа непосредственно ПФР не производится, в связи с чем, основания для присвоения УИН при составлении протокола об административном правонарушении и, соответственно, реализации возможности присвоения УИН в автоматизированном виде программными средствами ПФР отсутствуют, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании действующего законодательства.

С 01 января 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 15.04.2019 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» Главное управление региональной безопасности Тверской области является администратором доходов от штрафов за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, в случае если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями Тверской области по результатам рассмотрения дел, направленных федеральными органами государственной власти (государственными органами, Федеральными государственными учреждениями), за исключением дел об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортного средства.

В соответствии с Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями по результатам рассмотрения дел, направленных федеральными органами государственной власти (государственными органами, федеральными государственными учреждениями), присваиваются коды бюджетной классификации, содержащие код главного администратора доходов бюджетов, являющегося органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим финансовое (организационное) обеспечение деятельности мировых судей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Закона Тверской области от 31 мая 2001 года № 149-ЗО-2 «О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области» (с изменениями на 03 марта 2020 года) к организационному обеспечению деятельности мировых судей относятся мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным органом. Деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и предельная штатная численность аппарата мирового судьи устанавливаются Правительством Тверской области. Штатное расписание аппарата мирового судьи и Положение об аппарате мирового судьи утверждаются уполномоченным органом. Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Тверской области. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляются уполномоченным органом по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка. В целях технического обеспечения деятельности мирового судьи вводятся должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Тверской области. Квалификационные требования, условия оплаты труда, социальные гарантии лиц, замещающих должности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, а также порядок формирования фонда оплаты труда в отношении указанных лиц определяются постановлением Губернатора Тверской области. Финансовое обеспечение расходов на оплату труда лиц, замещающих должности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в рамках организационного обеспечения деятельности мировых судей за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Тверской области на текущий финансовый год и на плановый период.

Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (за исключением обеспечения ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями, которые осуществляются через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) и оплата труда работников аппарата мировых судей осуществляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Тверской области на текущий финансовый год и на плановый период. Порядок и размер возмещения мировым судьям расходов, связанных со служебными командировками, определяются Правительством Тверской области.

Информационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется уполномоченным органом путем обеспечения доступа мировых судей и работников аппарата мировых судей к информационным системам, необходимым для осуществления правосудия, а также организации доступа к информации о деятельности мировых судей.

Принимая во внимание изложенное, суды не являются распорядителями доходов бюджета, образующихся в результате уплаты административных штрафов, указанная информация изначально у судьи отсутствует. При этом в силу части 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти сведения должны содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении в обязательном порядке.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с вступление в силу Федерального закона от 15 апреля 2019 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», письмом от 11 ноября 2019 года № 23-01-12/86673 «О распределении между бюджетами сумм денежных взысканий (штрафов) и сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и об обеспечении исполнения бюджетных полномочий администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)», в целях обеспечения исполнения бюджетных полномочий администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) до внесения соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правонарушения финансовым органам субъектов Российской Федерации рекомендовало довести до территориальных федеральных органов государственной власти (государственных органов, муниципальных органов), уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении для последующего направления на рассмотрение мировому судье, информацию о главных администраторах (администраторах) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), осуществляющих бюджетные полномочия в части администрирования штрафов, наложенных мировым судьей, по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях, поступивших от должностных лиц федеральных органов государственной власти (государственных органов, муниципальных органов); проработать вопрос по представлению администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по запросу органа государственной власти, от имени которого должностное лицо составило протокол об административном правонарушении, информации, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для присвоения УИН при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, и соответственно реализации возможности присвоения УИН в автоматизированном виде программными средствами мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области нет.

Таким образом, поскольку в материалах дела об административном правонарушении не указана информация об УИН для оплаты административного штрафа, мировой судья правомерно возвратил протокол № 793 от 13 марта 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составленный в отношении председателя колхоза имени Калинина Понякова А.В., и другие материалы дела должностному лицу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное) для устранения выявленных недостатков.

Учитывая все изложенное, прихожу к выводу о том, что определение мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области от 20 мая 2020 года о возвращении протокола об административном правонарушении с иными материалами дела в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торжокском районе Тверской области (межрайонное), является законным, отмене либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

определение мирового судьи судебного участка № 58 Тверской области от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя колхоза имени Калинина Понякова А.В. оставить без изменения, протест и.о. Торжокского межрайонного прокурора Ю.М. Смирнова – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Логинова

1версия для печатиДело № 12-186/2020 (Решения)