ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-186/20 от 29.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

29 июня 2020 года <адрес>

Судья Железнодорожного районного суда <адрес>ФИО8,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «ФПК» в лице Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности – структурного подразделения АО «ФПК» на постановление -ОБ/12-2328-И/53-468 главного государственного инспектора труда ФИО7 от 05.03.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением -ОБ/12-2328-И/53-468 главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7 от 05.03.2020г., АО «ФПК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 32 000 рублей.

АО «ФПК» в лице Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности – структурного подразделения АО «ФПК» обратилось в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что на основании распоряжения от 11.12.2019г. -ОБ/12-2328-И/53-468, 13.12.2019г. в отношении Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности – структурного подразделения АО «ФПК» проведена внеплановая проверка по обращению ФИО2, по результатам которой составлен акт от 13.12.2019г. -ОБ/12-2328-И/53-468, согласно которому, в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно не ведется учет времени, фактически отработанного работником. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «ФПК» протокола от 27.02.2020г. -ОБ/12-2328-И/53-468 и вынесения 05.03.2020г. постановления -ОБ/12-2328-И/53-468, которым АО «ФПК» подвергнуто административному наказанию, предусмотренному ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 32 000 рублей, с чем АО «ФПК» не согласно, поскольку Главный государственный инспектор труда установив, что ФИО2 был переведен на должность контролера-ревизора пассажирских поездов, не определил специфику разъездного характера работы контролера- ревизора, которая определена локальными нормативными актами АО «ФПК», в том числе распоряжением АО «ФПК» от 05.07.2018г. р, и положениями Приказа Министерства транспорта РФ от 09.03.2016г. «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов» (Далее - Особенности). Согласно п.2 Положения о служебных поездках работников Центра контрольно-ревизионной деятельности - структурного подразделения АО «ФПК», утвержденного Распоряжением АО «ФПК» от 05.07.2018г. р, под работой, имеющей разъездной характер, понимается работа, связанная с постоянными служебными поездками, совершаемыми работником в процессе выполнения трудовых обязанностей по поручению работодателя, либо осуществляемая в процессе движения пассажирского поезда. Участком обслуживания для работников является вся сеть железных дорог в пределах Российской Федерации (п.3 Положения о служебных поездках). АО «ФПК» осуществляет свою деятельность в качестве перевозчика на территории Российской Федерации на всей сети железных дорог в ее пределах, являясь работодателем контролеров-ревизоров пассажирских поездов отдела контроля пассажирских перевозок Куйбышевского регионального отделения. Местом расположения Куйбышевского регионального отделения является <адрес>. Контролеры-ревизоры направляются в служебные поездки в пределах обслуживаемого участка вне постоянного пункта сбора (<адрес>). Время следования от постоянного пункта сбора до места предшествующей работы и обратно включается в рабочее время, из расчета 7 часов на каждые 24 часа и определяется Правилами внутреннего трудового распорядка Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК», утвержденных Приказом от 01.12.2017г. № КР КБШ-2 (Далее - Правила внутреннего трудового распорядка) (п.6.5.). Согласно п.6.5. Правил внутреннего трудового распорядка, каждый выход на работу является служебной поездкой, за исключением случаев, когда Графиком предусмотрена работа в Отделе. В случаях, когда работники с суммированным учетом рабочего времени в служебной поездке не выполняют свои служебные обязанности (находятся на станции в ожидании поезда или в пути следования до места проведения ревизии и проверки или до места завершения служебной поездки), то рабочее время исчисляется из расчета 7 часов на каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения работника в служебной поездке. При нахождении на станции в ожидании поезда или в пути следования менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции. Согласно п.1 Особенностей, они устанавливают режим рабочего времени и отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, труд которых непосредственно связан с движением поездов, осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или в пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Настоящие Особенности распространяются на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, выполняющих работы (оказывающих услуги) для пользователей услуг железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса. Согласно п.7 Особенностей, начало и окончание работы могут назначаться в пределах обслуживаемого участка вне постоянного пункта сбора (постоянного места работы), о чем работнику должно быть сообщено не позднее окончания предыдущего рабочего дня (смены). В этих случаях время следования до назначенного места работы и обратно не считается рабочим временем. В других случаях время следования от постоянного пункта сбора до места предстоящей работы включается в рабочее время и определяется в правилах внутреннего трудового распорядка с учетом удаленности места предстоящей работы от постоянного пункта сбора и способа доставки работников. Особенностями предусмотрено, что рабочее время при проезде работников в качестве пассажиров на пограничные и другие железнодорожные станции от места (к месту) постоянной работы и возвращении обратно к месту постоянной работы включается 7 часов за каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения в пути следования или на пограничных и других железнодорожных станциях. При нахождении в пути следования (на пограничных и других железнодорожных станциях) менее 24 часов - рабочее время определяется в соответствующей пропорции. Таким образом, контролеры-ревизоры пассажирских поездов, ревизоры инструкторы пассажирских поездов относятся к категории работников, постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава и имеет разъездной характер, где длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы. Согласно дополнительному соглашению от 01.12.2017г. к трудовому договору от 27.04.2010г., работник ФИО2 ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными приказом начальника Куйбышевского регионального отделения 01.12.2017г. № КР КБШ-2, что подтверждается его подписью в дополнительном соглашении. В соответствии с п.4.2. Правил внутреннего трудового распорядка, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, настоящими Правилами и иными локальными нормативными актами АО «ФПК», содержащими нормы трудового права; соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт АО «ФПК», принятый и утвержденный в соответствии с требованиями трудового законодательства, с соблюдением требований ст.ст.91, 100, 104,372 ТК РФ. Указанный локальный нормативный акт не отменен, не признан незаконным в установленном порядке в связи с чем, законные основания для его неисполнения у работодателя отсутствуют. Вывод главного государственного инспектора о том, что положения локальных нормативных актов (раздел 6 Правил внутреннего трудового распорядка, п.14 Указаний) ухудшают положение работника ФИО2, не доказан материалами дела, противоречит существующему учету рабочего времени в различных сферах деятельности. Контролеру-ревизору ФИО2 в соответствии с действующим трудовым законодательством, условиями трудового договора, локальными нормативными актами, работодатель произвел учет рабочего времени, с учетом времени выполнения им должностных обязанностей, а также времени в ожидании поезда на станции, нахождения в пути следования до места ревизии (следование пассажиром), и до места завершения служебной поездки, в связи с чем в действиях АО «ФПК» отсутствуют нарушения трудового законодательства. В соответствии со ст.91 ТК РФ, и положениями Правил внутреннего трудового распорядка со стороны работодателя работнику ФИО2 в Единой корпоративной автоматизированной системе управления трудовыми ресурсами АО «ФПК» велся учет рабочего времени в табелях учета рабочего времени. В соответствии с операционной инструкцией «РТОИ-12-11ФПК. Ведение план-заданий ревизоров-контролеров», в период которого контролер- ревизор не исполнял свои трудовые обязанности, учитывалось в пропорции 7 на каждые 24 часа. Время работодателем учтено в табелях учета рабочего времени. Pабота контролеров-ревизоров носит разъездной характер в соответствии с установленными графиками работы (п.6.2.). В план-заданиях, ссылку на которые делает Главный государственный инспектор труда, указано время, когда контролер-ревизор ФИО2 в служебных поездках не выполнял свои служебные обязанности (находился на станции в ожидании поезда или в пути следования пассажиром до места проведения ревизий или до места завершения служебной поездки). План-задание на проведение ревизий и проверок не является документом по учету рабочего времени, а является документом, содержащим информацию об объектах проверки, месте расположения объекта проверки, периода проведения проверки, а также способа следования в составе поезда (пассажиром поезда, либо с проведением ревизии (проверки) поезда), время перерыва, а также время, когда он не исполняет служебные обязанности. Законодателем не установлено ограничений в отношении учета рабочего времени работников в тот период, когда работниками не выполняются непосредственно их трудовые функции. В связи с чем, оснований полагать, что локальные нормативные акты противоречат действующему законодательству, не имеется. В АО «ФПК» для учета рабочего времени предусмотрена унифицированная форма табеля учета рабочего времени (Т-13) в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004г. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» табель учета рабочего времени (форма № Т-13) применяется для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени, для получения данных об отработанном времени, расчета оплаты труда. Главным государственным инспектором не исследованы документы, подтверждающие обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно - табели учета рабочего времени, содержащие сведения о количестве учтенных работодателем часов рабочего времени контролеру-ревизору ФИО2 Главным государственным инспектором сделан вывод, о выявлении очевидного нарушения, порядка учета рабочего времени, однако фактически обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, не исследовались. Контролеру-ревизору правомерно учтено рабочее время в соответствии со ст.91 ТК РФ, с условиями заключенного трудового договора, Правилами внутреннего трудового распорядка, которые, в свою очередь, приняты в соответствии со ст.ст.8, 22, 91, 100, 104,372 ТК РФ. Работодателем было учтено время, когда контролер-ревизор не выполнял свои должностные обязанности и фактически находился в гостинице. При этом работодатель имел право предоставить контролеру-ревизору неоплачиваемый отдых в количестве 14 часов, однако учел рабочее время из 7 часов на каждые 24 часа, тем самым Работодатель предоставил контролеру-ревизору более выгодные условия. В связи с указанным, вывод Главного государственного инспектора труда об ухудшении положения работника локальными документами АО «ФПК» опровергается полностью. Все вышеизложенное подтверждает факт, что работодателем ведется учет рабочего времени, фактически отработанного работником, в связи с чем состав административного правонарушения отсутствует, а следовательно АО «ФПК» не может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании представители заявителя жалобы – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить.

Главный государственный инспектор труда государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, считая привлечение АО «ФПК» к административной ответственности законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя государственной инспекции труда в <адрес> от 11.11.2019г., главным государственным инспектором труда государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7, в связи с обращением ФИО2 от 18.10.2019г., проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности – структурного подразделения АО «ФПК», по результатам которой, государственным инспектором сделан вывод о нарушении последним ст.ст.22, 91, 108 ТК РФ, а именно, что в АО «ФПК» не ведется учет времени, фактически отработанного работником.

27.02.2020г. главным государственным инспектором труда государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7 в отношении АО «ФПК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и 05.03.2020г. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

В обоснование вывода о виновности АО «ФПК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, главным государственным инспектором труда государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7 указано, что ФИО2 переведен на должность котроллера-ревизора пассажирский поездов отдела операционного аудита пассажирских перевозок Куйбышевского регионального отделения Центра внутреннего аудита на основании дополнительного соглашения от 01.12.2017г. к трудовому договору от 27.04.2010г. , приказ о переводе на работу постоянно от 01.12.2017г. л/с, трудовым договором устанавливается режим работы: график работы с суммированным учетом рабочего времени, с учетным перио<адрес> месяц, в соответствии с месячными нормами рабочего времени, рабочее время устанавливается графиком ревизий поездов и проверок пунктов продажи проездных и перевозочных документов, при этом, учет рабочего времени, фактически отработанного ФИО2, исчисляется работодателем на основании раздела 6 Правил внутреннего трудового распорядка Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности АО «ФПК», утвержденных приказом от 01.12.2017г. «КР КБШ-2, п.14 Методических указаний по учеты рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников Центра внутреннего контроля и аудита АО «ФПК», утвержденных Распоряжением ОАО «ФПК от 09.01.2014г. р, которые противоречат трудовому законодательству, и в силу ч.4 ст.8 ТК РФ применению не подлежат, поскольку ухудшают положение работника, в частности, пунктом 14 Указаний определено, что в случае, когда работник с суммированным учетом рабочего времени в служебной поездке не выполняет свои служебные обязанности (находится на станции в ожидании поезда или в пути следования до места проведения ревизии и проверки или до места завершения служебной проверки), то рабочее время исчисляется из расчета 7 часов на каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения работника в служебной поездке; при нахождении на станции в ожидании поезда или в пути следования менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции, однако, Трудовой Кодекс РФ не устанавливает возможность изъятия из оплаты отработанного времени, а неучтенное работодателем в полном объеме время не было использовано работником, как время отдыха и не может быть отнесено ни к одному из видов отдыха, определенному ст.107 ТК РФ, в связи с чем государственным инспектором сделан вывод о том, что работодателем нарушена ст.91 ТК РФ.

Между тем, с выводами главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7, суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст.91 ТК РФ, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, которое (время) отражается в табеле учета рабочего времени и расчета оплаты труда, утвержденного Постановлением Госкомстата РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Из представленных суду материалов следует, что работодателем – АО «ФПК» время, фактически отработанное контролером-ревизором пассажирских поездов ФИО2, отражается в соответствующих табелях учета рабочего времени (л.д.96-105), следовательно, обязанность по учету времени, фактически отработанного работником, работодателем исполняется.

При этом, как следует из жалобы ФИО2, направленной в государственную инспекцию труда в <адрес>, он оспаривает правомерность исключения работодателем из рабочего времени перерывов для отдыха и питания, следствием чего, по мнению ФИО2, является неправомерность исчисления оплаты труда (л.д.69-70).

В соответствии со ст.381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, рассматриваются в рамках ст.ст.381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что между АО «ФПК» (работодатель) и ФИО2 (работник) имеются разногласия по поводу правомерности исключения работодателем из рабочего времени перерывов для отдыха и питания, и, как следствие, обоснованность исчисления размера заработной платы, то есть, указанные разногласия содержат перечисленные в ст.381 ТК РФ признаки и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке ст.382 названного Кодекса.

В соответствии с абз.2 ст.356 ТК РФ, федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч.1 ст.357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном законом порядке. При проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а спор относительно правомерности исключения работодателем из рабочего времени перерывов для отдыха и питания, следствием чего является обоснованность исчисления размера заработной платы в силу ст.381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом, следовательно, если работник, обращаясь за защитой в инспекцию труда, оспаривает сам факт нарушения работодателем его трудовых прав, то имеет место спор о праве и государственный инспектор, в рамках предоставленных ему полномочий, не может вместо юрисдикционного органа разрешать этот спор по существу, обязывая работодателя устранить нарушения, наличие которых не очевидно.

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение предоставления работникам необоснованных преимуществ и обеспечение баланса прав работников и работодателей, согласуется с задачами трудового законодательства (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации), в равной мере распространяется на всех работников и не может расцениваться как нарушающее их права, при этом, решение работодателя о наложении на работника дисциплинарного взыскания может быть проверено судом, который действует не произвольно, а оценивая всю совокупность конкретных обстоятельств дела, представленных доказательств и правомерность применения тех или иных норм трудового права и иных нормативно-правовых актов, в том числе, локальных.

При этом, исходя из принципов и задач производства по делам об административных правонарушениях, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не вправе входить в обсуждение вопросов, связанных с правомерностью/неправомерностью исключения работодателем из рабочего времени перерывов для отдыха и питания, поскольку для этого предусмотрен иной судебный порядок.

В силу изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства, вывод главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7 о совершении АО «ФПК» административного правонарушения, выразившегося в неправомерном исключения работодателем из рабочего времени перерывов для отдыха и питания, обоснованным признать нельзя.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в <адрес>ФИО7 от 05.03.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях АО «ФПК» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Жалобу АО «ФПК» в лице Куйбышевского регионального отделения Центра контрольно-ревизионной деятельности – структурного подразделения АО «ФПК» удовлетворить.

Постановление -ОБ/12-2328-И/53-468 главного государственного инспектора труда ФИО7 от 05.03.2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении АО «ФПК» – отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья ФИО8

.

.

.

.