ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-186/2021 от 25.05.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0005-01-2021-002031-18

Дело № 12-186/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Выборг 25 мая 2021 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева М.В.,

рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интернат № 357 с углубленным изучением физической культуры Приморского района «Олимпийские надежды» Милаенко В.Г. на постановление № 00014-21/Д от 11.03.2021, вынесенное старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области, начальником Северо-Западного межрегионального отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Стародубцевым М.Ю. в отношении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интернат № 357 с углубленным изучением физической культуры Приморского района «Олимпийские надежды» (далее – ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга) по ст. 8.12.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, начальника Северо-Западного межрегионального отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Стародубцева М.Ю. № 00014-21/Д от 11.03.2021 о назначении административного наказания юридическое лицо ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, директора ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга Милаенко В.Г. подал жалобу, в которой просил постановление изменить, снизить размер административного штрафа, назначив штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ.

В обоснование жалобы заявитель указал, что учреждение не оспаривает наличие вины в совершении административного правонарушения, готово принять меры к обеспечению свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования, является бюджетным учреждением, финансируемым за счет субсидий из бюджета Санкт-Петербурга, просит снизить размер вынесенного административного штрафа.

В суд законный представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, от защитника поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, указав на поддержание доводов жалобы.

Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Ленинградской области, начальник Северо-Западного межрегионального отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Стародубцев М.Ю. в суд не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ст. 8.12.1 КоАП РФ наступает за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка; если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В силу ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ, запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

По смыслу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе береговые полосы водных объектов общего пользования.

Правила свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе регламентированы Водным кодексом Российской Федерации, в пункта 4 статьи 1 которым определено, что водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Исходя из анализа приведенных норм, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, также общедоступной является и береговая полоса, что означает право каждого пребывать на любой ее части, а, следовательно, и требовать от других освобождения береговой полосы.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании обращения, поступившего из Северо-Западного Межрегионального управления Росприроднадзора, по вопросу ограничения доступа граждан к береговой полосе озера Подгорное ДОЛ «Олимпийские надежды» на территории Полянского сельского поселения в Выборгском районе Ленинградской области, Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области, в соответствии с заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования № 1-15-01183-20/3 от 30.09.2020 проведено обследование указанной в обращении территории.

Установлено, что в северо-восточной части озера Подгорное на земельном участке с кадастровым номером 47:01:1629001:5743 расположена ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга.

В ходе обследования береговой полосы озера Подгорное в месте расположения ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга установлено, что в точке с географическими координатами 60.269463 29.280176 на расстоянии около 2 метров от уреза воды озера размещён металлический забор из сварных секций с фигурными элементами. На заборе размещена информационная табличка «Посторонним на территорию детского лагеря вход запрещён! КоАП РФ статья 20.17 «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта». Доступ граждан к 20 метровой береговой полосе озера Подгорное ограничен указанным забором.

В точке с географическими координатами 60.2675783 29.2868853 на расстоянии около 6 метров от уреза воды озера размещён металлический забор из сварных секций с фигурными элементами, а также секциями из металлической сетки. На заборе размещена информационная табличка «Посторонним на территорию детского лагеря вход запрещён! КоАП РФ статья 20 17 «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта», «Проход запрещён», «Объект охраняется». Доступ граждан к 20 метровой береговой полосе озера Подгорное ограничен указанным забором.

Обнаруженные в береговой полосе озера Подгорное заборы являются продолжением забора, огораживающего территорию земельного участка с кадастровым номером 47:01:1629001:5743, что указывает на принадлежность забора ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга.

Факт ограничения доступа граждан к береговой полосе оз. Подгорное ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга зафиксирован в акте планового (рейдового) осмотра, обследования № 1-15-01183-20/3 от 01.10.2020.

Таким образом, имеются достаточные данные, указывающие на то, что ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.12.1 КоАП РФ.

Принимая во внимание вышеприведенные требования норм законодательства обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, исследовав фактические обстоятельства, установленные по данному делу об административном правонарушении, должностное лицо комитета государственного экологического надзора Ленинградской области обоснованно счел, что учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Факт совершения ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга вменяемого административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении № 00014-21/Д от 25.02.2021, в котором указаны существо и обстоятельства совершения нарушения; актом осмотра территории № 1-15-01183-20/3 от 01.10.2020, и другими материалами дела.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства свидетельствуют об обстоятельствах правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, и о вине ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга в совершении административного правонарушения.

При рассмотрении дела фактические обстоятельства должностным лицом установлены полно и всесторонне, выводы в обжалуемом постановлении о наличие события и состава административного правонарушения, а также вине общества, в совершении правонарушения, основываются на перечисленных доказательствах, которые исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, учреждением не представлено.

Названные доказательства являются достаточными для установления вины юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Наличие выявленных нарушений, указанных в акте осмотра территории № 1-15-01183-20/3 от 01.10.2020 не отрицалось законным представителем ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга в поданной жалобе.

Согласно частей 3.2, 3.3, статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из вышеуказанных правовых ном следует, что уменьшение размера штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной соответствующей нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является прерогативой суда, производится с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, а также иных имеющих значение для дела существенных обстоятельств.

Санкция ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Учитывая, что ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга является бюджетным учреждением, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, предпринимаемыми действиями по демонтажу ограждения, полагаю, что назначение наказания юридическому лицу в пределах санкции статьи является весьма обременительным, что не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - защите личности, законных экономических интересов юридических лиц, общества и государства, установленным в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также критериям соразмерности и справедливости совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, его имущественному и финансовому положению.

В связи с изложенным, прихожу к выводу о возможности снижения размера назначенного ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, то есть до 100 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

р е ш и л :

жалобу директора ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области, начальника Северо-Западного межрегионального отдела департамента государственного экологического надзора Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Стародубцева М.Ю. № 00014-21/Д от 11.03.2021 в отношении ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга по ст. 8.12.1 КоАП РФ изменить.

Снизить размер назначенного ГБОУ школа-интернат № 357 «Олимпийские надежды» Приморского района Санкт-Петербурга административного штрафа с 200 000 (двухсот тысяч) рублей до 100 000 (ста тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья М.В. Прокопьева