ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-187/14 от 16.12.2014 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 12-187/2014

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

пр. Автостроителей, 51А

Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Атаманова Т.П., рассмотрев жалобу руководителя ликвидационной комиссии ООО фирмы «Канцлер-1»на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Димитровградского судебного района Ульяновской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

* 2014 заместителем начальника Управления Пенсионного Фонда РФ(ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области в отношении в отношении председателя ликвидационной комиссии ООО фирма «Канцлер-1» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол об административном правонарушении был направлен для рассмотрения по подведомственности мировому судье судебного участка №4 Димитровградского судебного района Ульяновской области.

Постановлением мирового судьи судебного участка №4 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 31 октября 2014 года председатель ликвидационной комиссии ООО фирма «Канцлер-1» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере * руб.

Постановлением мирового судьи установлено, что ФИО1, являясь руководителем ликвидационной комиссии ООО фирма «Канцлер-1», не представил в установленный срок до * 2014, в УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде расчет по начисленным и оплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование за * полугодие 2014 года, фактически расчет не представлен, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи от 31.10.2014, ФИО1 обратился с жалобой на него в Димитровградский городской суд, указав, что на составление протокола об административном правонарушении ФИО1 не вызывался, извещение об этом не получал, чем нарушены его права, предусмотренные КоАП РФ, т.к. зарегистрирован по месту жительства в г.Москве, ул.*, *, кор.*,кв.*, фактический адрес проживания г.Димитровград, ул.*, *-*. Ни по одному из данных адресов он не получал извещения о составлении протокола об административном правонарушении.

Кроме того, согласно примечания к ст.15.33 КоАП РФ, и положений ст.2.4 КоАП РФ, председатель ликвидационной комиссии не относится к должностным лицам, которые могут быть привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.15.33 КоАП РФ.

Заявитель просил постановление мирового судьи судебного участка № 4 Димитровградского судебного района Ульяновской области о назначении административного наказания в отношении руководителя ликвидационной комиссии ФИО1 в виде наложения административного штрафа в размере * рублей отменить, производство по делу прекратить.

При рассмотрении жалобы в суде представитель заявителя ФИО2 ее поддержал по изложенным в ней доводам, дав аналогичные пояснения. Дополнительно суду пояснил, что ФИО1 не является должностным лицом, имеющим какие –либо хозяйственно-распорядительные функции в отношении ООО фирма «Канцлер-1», он был одним из её учредителем и являлся руководителем ликвидационной комиссии, т.к. общество не вело какую-либо хозяйственную деятельность около двух лет. В период работы ликвидационной комиссии ФИО1 занимался только деятельностью, связанной с ликвидацией имущества общества, что было ему предписано как председателю ликвидационной комиссии.

Заслушав представителя ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.15.33 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии с примечанием к ст.15.33 КоАП РФ административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 2, 3 и 4 настоящей статьи, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Таким образом, должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.

Под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам также следует относить:

1) лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, руководителей и других работников иных организаций, арбитражных управляющих, а также совершивших административные правонарушения, предусмотренные статьями:

13.25 - Нарушение требований законодательства о хранении документов;

14.24 - Нарушение законодательства об организованных торгах;

14.55 - Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа;

15.17 - Недобросовестная эмиссия ценных бумаг;

15.18 - Незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами;

15.19 - Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках;

15.20 - Воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами;

15.21 - Неправомерное использование инсайдерской информации;

15.22 - Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг;

15.23.1 - Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;

15.24.1 - Незаконные выдача либо обращение документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства;

15.29 - Нарушение требований законодательства РФ, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов,

15.30 - Манипулирование рынком;

15.31 - Незаконное использование слов "инвестиционный фонд" либо образованных на их основе словосочетаний;

15.37 - Грубое нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности;

ч. 9 статьи 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России;

19.7.3 - Непредставление информации в Банк России.

При этом к должностным лицам относятся члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций.

Из анализа указанных законодательных норм следует, что руководители ликвидационных комиссий могут быть привлечены к административной ответственности только по статьям КоАП РФ, указанным в ст.2.4. Статья 15.33 КоАП РФ к таковым не относится, а потому ФИО1, являясь руководителем ликвидационной комиссии ООО фирма «Канцлер-1», не может быть привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.15.33 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Таким образом, имеются основания для отмены постановления мирового судьи от 31.10.2014 и прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в действиях ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении от 31 октября 2014 года, вынесенное мировым судьей судебного участка № 4 Димитровградского судебного района Ульяновской области, о назначении руководителю ликвидационной комиссии ООО фирма «Канцлер-1» административного наказания в виде административного штрафа в размере * руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья: подпись Т.П.Атаманова