ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-187/17 от 20.10.2017 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

20 октября 2017 года г.Городец

Судья Городецкого городского суда Нижегородской области Пегова Ю.А., с участием представителя МУП «Тепловые сети» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» на постановление должностного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 07 сентября 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу от 07 сентября 2017 года, Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» (МУП «Тепловые сети») привлечено к административной ответственности по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 180000,00 рублей.

Муниципальное унитарное предприятие «Тепловые сети» признано виновным в том, что на основании результатов замеров концентраций загрязняющих веществ, ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» было составлено экспертное заключение и рассчитан массовый выброс вредных веществ, то есть МУП «Тепловые сети» осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части охраны атмосферного воздуха, а именно предприятие ведет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, без соответствующего разрешения.

Не согласившись с указанным выше постановлением, МУП «Тепловые сети» обратилось в Городецкий городской суд Нижегородской области с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить. В случае оставления постановления в силе, просит учесть, что выявленное правонарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не привело к причинению ущерба кому-либо, применить ст.2.9 КоАП РФ и освободить МУП «Теплове сети» от ответственности в виду малозначительности. Также просит учесть финансовое положение МУП «Тепловые сети» и назначить административное наказание в виде штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ.

Как следует из жалобы, МУП «Тепловые сети» считает указанное постановление незаконным, поскольку не была доказана вина предприятия, поскольку МУП «Тепловые сети» были предприняты все зависящие от него меры соблюдению закона. Так, предприятием в 2016 году разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ), который 08 февраля 2017 года представлен в Департамент Росприроднадзора по ПФО, указанные ПДВ не утверждены, замечания, указанные Департаментом, устранены, кроме переоформления лицензии на иловый осадок. МУП «Тепловые сети» имеет лицензию № 052-161 от 12 ноября 2013 года на размещение отходов IV класса опасности, которая является в настоящее время действующей, отказ в согласовании ПДВ предприятие считает неправомерным, поскольку данная лицензия позволяет производить действия по размещению илового осадка. Само по себе переоформление лицензии требует длительного времени, в связи с чем после получения отказа в согласовании ПДВ, МУП «Тепловые сети» не могло осуществить переоформление такой лицензии по независящим от него обстоятельствам. Кроме того, отсутствие такой лицензии не является основанием для не утверждения нормативов ПДВ. В связи с изложенным полагает, что в действиях МУП «Тепловые сети» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 КоАП РФ, поскольку отсутствие утвержденных нормативов возникло не по вине предприятия, и МУП «Тепловые сети» были предприняты все зависящие от него меры к соблюдению закона.

В судебном заседании представителю МУП «Тепловые сети», разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ. Права ясны, отводов не поступало.

Представитель МУП «Тепловые сети» ФИО1 в судебном заседании пояснил, что постановлением судьи Городецкого городского суда от 17.10.2017 года отменено постановление о привлечении к административной ответственности в отношении МУП «Тепловые сети», в связи с тем что согласно разъяснениям данным в письме № 0512-44/5741 от 02.03.2017 года Министерства природных ресурсов, деятельность по размещению активного избыточного ила на иловых картах не является лицензируемой, при этом отказ в установлении ПДВ имел место быть в связи с отсутствием лицензии. Просят отменить постановление о привлечении МУП «Тепловые сети» к административной ответственности по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ, так как одним из оснований не утверждения требуемых нормативов явилось отсутствие лицензии.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явилось, в суд поступило ходатайство от Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому Федеральному округу ходатайство о рассмотрении данного дела об административном правонарушении в отсутствие представителя департамента.

Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

В статье 1 Федерального закона 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) приведено понятие "загрязняющее вещество", под которым понимается вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьей 1 Федерального закона от N 96-ФЗ установлено, что под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. При этом вредное (загрязняющее) вещество представляет собой химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от N 96-ФЗ, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из исследованных судом доказательств, а именно: протокола об административном правонарушении от 31 августа 2017 года № 06-322/2017, акта проверки департаментом Росприроднадзора по ПФО соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды МУП «Тепловые сети» № 126-п от 29 августа 2017 года и других исследованных в судебном заседании доказательств, МУП «Тепловые сети» в нарушение ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» осуществляя в период с 24 июля 2017 года по 29 августа 2017 года осуществляла деятельность, связанную с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на промплощадки котельные №№ 1,2,3,7,9,10,19,21, площадки № 10 очистных сооружений, № 11,12 гаражи. МУП «Тепловые сети» разработало новый проект ПДВ, 08.02.2017 года направило заявку об установлении предельно допустимых выбросов в Департамент Росприроднадзора по ПФО 31.03.2017 года получен отказ в установлении нормативов ПДФ. На момент проверки нормативы ПДФ не утверждены, отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на промплощадки котельные №№ 1,2,3,7,9,10,19,21, площадки № 10 очистных сооружений, № 11,12 гаражи.

Указанные доказательства, как в их совокупности, так и каждое из них в отдельности, в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ) являются относимыми и допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ. Доказательства, собранные по делу, бесспорно свидетельствуют о наличии вины МУП «Тепловые сети» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ. Данный вывод основан на следующем:

В соответствии с требованиями «ГОСТ 17.2.3.02-78. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», утвержденного постановление Госстандарта ССР от 24.08.1978 № 2329 предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПВД) устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы.

В соответствии с административным регламентом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на выбросы вредных веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарными источниками, находящимися на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», утвержденным приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 25.02.2014 года № 247 в перечень документов, предоставление которых необходимо для получения государственной услуги включены:

- проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;

- документ, утверждающий в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимиты на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Доводы представителя МУП «Тепловые сети», о том, что согласно разъяснениям в письме № 0512-44/5741 от 02.03.2017 года Министерства природных ресурсов, деятельность по размещению активного избыточного ила на иловых картах не является лицензируемой, при этом отказ в установлении ПДВ имел место быть в связи с отсутствием лицензии, суд признает несостоятельными, поскольку отказ в установлении ПДВ содержащийся в письме от 31.03.2017 года связан не только с отсутствием лицензии на деятельность по обезвреживанию отходов 1-4 классов, но и содержит ряд других нарушений, в свою очередь в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КОАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Однако суд приходит к выводу, что у МУП «Тепловые сети» имелась возможность для соблюдения соответствующих правил и норм, однако юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Утверждение о том, что предприятием были предприняты все меры для получения соответствующего Разрешения, не влечет удовлетворение жалобы, поскольку в отсутствие разрешения Общество не прекратило полностью осуществлять выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. Наступления последствий не требуется.

Таким образом, значение по настоящему делу имеет выброс вредных веществ без специального разрешения, вне зависимости от количественных показателей этого выброса.

Доводы жалобы о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащие признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не предоставляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду должна осуществляться, в частности. На основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией РФ права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Совершенное МУП «Тепловые сети» административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Исходя из оценки фактических обстоятельств совершения вмененного МУП «Тепловые сети» административного правонарушения, а также характера противоправного деяния, длительности допущенного правонарушения оснований для признания его малозначительным и освобождения МУП «Тепловые сети» от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Принципы привлечения юридического лица к административной ответственности, закрепленные КоАП РФ, соблюдены.

Обжалуемое постановление о назначении административного наказания вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу, в действиях МУП «Тепловые сети» обоснованно установлено наличие состава административного правонарушения, его действия верно квалифицированы по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ.

Вместе с тем, судья, пересматривающий данное дело об административном правонарушении, считает необходимым изменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу в части размера назначенного МУП «Тепловые сети» наказания в виде административного штрафа.

В соответствии с п. п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

При таких обстоятельствах назначенное МУП «Тепловые сети» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 180 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного МУП «Тепловые сети» административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до 90 000 рублей 00 копеек, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Приволжскому федеральному округу от 07 сентября 2017 года № 06-322/2017 о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» к административной ответственности по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ изменить в части размера назначенного наказания: снизить размер назначенного Муниципальному унитарному предприятию «Тепловые сети» административного штрафа со 180 000,00 рублей до 90000,00 рублей.

В остальной части то же постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд Нижегородской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Городецкого городского суда Ю.А. Пегова