ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-187/20 от 24.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 24 июля 2020 года

Судья Ленинского районного суда города Мурманска Завражнов М. Ю., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 22 октября

2019 года, которым ему назначено административное наказание по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО

«Об административных правонарушениях»,

установил:

указанным постановлением административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Не согласившись с таким постановлением, ФИО1 обратился в Ленинский районный суд города Мурманска с жалобой, ссылаясь в ее обоснование на то, что дело об административном правонарушении рассмотрено при ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности.

Кроме этого, ФИО1 утверждал, что зеленые насаждения, требование об оплате восстановительной стоимости которых ему предъявлено органом местного самоуправления, не находились на озелененной территории и не относятся к городским лесам. Нормативных правовых актов в обоснование данных доводов не приведено.

ФИО1 на рассмотрение своей жалобы явился, виновным в совершении административного правонарушения себя не признал и представил суду следующее объяснение.

ФИО1 проживает по адресу: <адрес> Принадлежащий ему индивидуальный жилой дом находится на земельном участке с государственным кадастровым номером В 2019 году ФИО1 проведены работы, направленные на сооружение подъездного пути к данному земельному участку в целях организации возможности подъезда к юго-восточной границе указанного земельного участка с улицы <адрес> города Мурманска для бурения на этом земельном участке скважины на воду бурового оборудования на базе грузового автомобиля производства автомобильного завода «Урал». Для осуществления названных работ, согласно объяснениям ФИО1, им произведена экскавация, планировка грунтового массива на протяжении, ориентировочно, 25 метров, при этом место производства работ, как утверждал ФИО1, было ограждено. ФИО1 полагал, что никаких правил благоустройства он не нарушал и зеленые насаждения не повреждал. На какие-либо нормативные правовые акты в обоснование своей позиции ФИО1 не ссылался.

Относительно своего ненадлежащего извещения о рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 привел доводы о том, что он обращался в отделение почтовой связи с просьбой о переадресации почтовой корреспонденции, приходящей по адресу: <адрес> однако никаких документов об этом обстоятельстве не имеется.

Защитник ФИО1 – адвокат Васильева Л. А. на рассмотрение жалобы явилась, виновным в совершении административного правонарушения ФИО1 не сочла и представила суду объяснение, заключающееся в том, что произвести именно земляные работы с нарушением каких-либо правил ФИО1 не мог в связи с отсутствием нормативного определения понятия земляных работ, а городские леса на месте производства ФИО1 работ отсутствуют. Нормативные правовые акты в обоснование своей позиции защитником не названы. Защитник полагал, что производить работы, подобные тем, что произведены ФИО1, может каждый владелец земельного участка, в том числе владелец земельного участка, находящегося в границах города.

Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Заслушав объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья пришел к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Мурманской области от

6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712.

Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Согласно отдельным положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий

(пункт 1). Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36). Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12). Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).

Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, в силу пункта 11 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с отдельными положениями части 2 статьи 45.1 этого же федерального закона правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; порядка проведения земляных работ.

Таким образом, благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также содержание территорий населенных пунктов и расположенных на этих территориях объектов. Для достижения данных целей при решении вопросов местного значения утверждаются правила благоустройства территории муниципального образования, осуществляется контроль за их исполнением и организовывается благоустройство территории муниципального образования в соответствии этими правилами. При этом в правилах благоустройства территории муниципального образования предусматриваются требования к благоустройству территории муниципального образования, его элементам и перечень (комплекс) соответствующих мероприятий, порядок и периодичность их проведения.

Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденные решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712, устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.

Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск запрещают начало любого строительства без установки ограждения, информационного щита, оборудования мест для сбора бытовых и строительных отходов, подъездных путей (подпункт 11.2.5 данных правил благоустройства). Содержание территорий в местах производства земляных работ установлено пунктом 11.3 указанных правил благоустройства.

В соответствии с подпунктом 11.3.1 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск производство земляных работ на территории города осуществляется в соответствии с правилами производства земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск, утвержденными постановлением администрации города Мурманска. Производство земляных работ производится на основании разрешения на производство земляных работ, выданного структурным подразделением администрации города Мурманска, уполномоченным в сфере градостроительства и территориального развития.

Подпунктом 11.3.3 названных правил благоустройства предусмотрено, что место производства земляных работ должно быть ограждено.

Согласно абзацу первому подпункта 11.3.10 этих же правил благоустройства запрещается производство земляных работ без полученного в установленном порядке разрешения на производство земляных работ, а также производство земляных работ с нарушением требований безопасности.

Правила осуществления земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск утверждены постановлением администрации города Мурманска от 15 января 2016 года № 36.

В соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 данных правил осуществление земляных работ возможно только после получения разрешения на осуществление земляных работ. Разрешение выдает комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в рамках предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на осуществление земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск».

Исходя из положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).

Как видно из материалов настоящего дела, 24 сентября 2019 года в период времени с 11 часов 20 минут до 11 часов 30 минут органом местного самоуправления установлено, что ФИО1 допустил нарушение требований 11.3.1, 11.3.3 и 11.3.10 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск.

Из объяснений самого ФИО1 следует, что им проведены работы, направленные на сооружение подъездного пути к земельному участку в целях организации возможности подъезда к данному земельному участку бурового оборудования для бурения скважины на воду на указанном земельном участке.

Отношения, возникающие в области использования подземных вод, регулирует Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», согласно частям 1 и 2 статьи 19 которого собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения. Под использованием для собственных нужд подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Буровые работы и, в частности, обустройство поверхности и мест сооружения буровых установок, общие требования к буровым установкам установлены Правилами безопасности при геологоразведочных работах, одобренными Федеральным агентством по недропользованию Министерства природных ресурсов Российской Федерации 7 июля 2004 года.

Для осуществления названных выше работ, согласно объяснениям ФИО1, им произведена экскавация, планировка грунтового массива на протяжении, ориентировочно, 25 метров.

Данные работы, вопреки доводам защитника ФИО1, судья считает земляными работами, поскольку эти работы связаны с механическим воздействием на грунтовый массив, разработкой грунта и его перемещением в целях изменения его потребительских свойств.

При этом производство указанных работ осуществлено ФИО1 на территории общего пользования, занятой элементами озеленениям и травянистыми растениями, которой вправе пользоваться неограниченный круг лиц и в отношении которой орган местного самоуправления наделен полномочиями по развитию в форме благоустройства, в том числе, в целях содержания этой территорий, а также поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния этой территории.

Доводы защитника ФИО1 об отсутствии нормативного определения земляных работ являются несостоятельными, не основанными на анализе нормативных правовых актов, поскольку Сводом правил СП 407.1325800.2018 «Земляные работы. Правила производства способом гидромеханизации», утвержденным приказом Минстроя России от

24 декабря 2018 года № 853/пр, под земляными работами понимаются работы с механическим, взрывным или гидромеханизированным воздействием на грунтовой массив природного или техногенного залегания (осушение, экскавация, взрывание, рыхление, перемещение, отсыпка, намыв, планировка, уплотнение, вытрамбовка, укрепление, армирование, бурение, увлажнение, обжиг, замораживание, оттаивание, мелиорация) в целях изменения его потребительских свойств и места расположения.

Кроме того, для целей правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск и правил осуществления земляных работ на территории муниципального образования город Мурманск в пункте 2.24 и 2.1 данных правил (соответственно) приведено определение земляных работ, согласно которому земляные работы – работы, включающие в себя разработку грунта, его перемещение, укладку и уплотнение, приводящие в ходе производства работ к нарушению покрытий поверхности объекта благоустройства, нарушению целостности и места размещения элемента благоустройства.

Вместе с тем названные выше земляные работы проведены ФИО1 в отсутствие необходимого для этого разрешения на производство земляных работ, что не отрицалось и самим ФИО1 при рассмотрении его жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Также суд не находит оснований не согласиться и с отсутствием ограждения в месте производства ФИО1 названных земляных работ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, достоверность которых сомнений у судьи не вызывает.

Таким образом, вывод административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск о наличии в деянии ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», является правильным.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении коллегиальным органом дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем судья не находит оснований согласиться утверждением административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманска о нарушении ФИО1 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск в части абзаца второго пункта 12.3 данных правил, согласно которым в городских лесах запрещается повреждать, уничтожать (сносить), выкапывать деревья, кустарники, другие зеленые насаждения.

Несмотря на отсутствие в объяснениях ФИО1 и его защитника каких-либо ссылок на нормативные правовые акты в обоснование своих доводов в указанной части, тем не менее судья, будучи не связанным доводами жалобы, вправе проверить данное дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 12.1 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, расположенных в границах города Мурманска, осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом Мурманского городского лесничества муниципального образования город Мурманск, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 27 июля 2015 года № 2005, и Порядком использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Мурманска, утвержденным решением Совета депутатов города Мурманска от 17 декабря 2015 года № 20-305.

Как следует из названного лесохозяйственного регламента и, в частности, из карт-схем административного деления городских лесов города Мурманска, инженерной инфраструктуры городских лесов города Мурманска, распределения лесов по целевому назначению и категориям защитности лесов, а также современного использования территории городских лесов города Мурманска, являющихся приложением № 4 к указанному лесохозяйственному регламенту, место проведения ФИО1 земляных работ к территории городских лесов города Мурманска не относится. Данный лесохозяйственный регламент вместе с картами-схемами официально опубликован в издании «Вечерний Мурманск», спецвыпуск № 87 от 6 августа 2015 года.

Что касается довода о ненадлежащем извещении ФИО1 о рассмотрении дела об административном правонарушении, то в этой части судья отмечает то обстоятельство, что ФИО1 извещался коллегиальным органом о производстве по делу об административном правонарушении, в том числе о рассмотрении дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по адресу осуществленного в отношении ФИО1 государственного регистрационного учета по месту жительства. Иными сведениями о месте жительства ФИО1 орган публичной власти не обладал, при этом меры по установлению возможного иного места жительства данный орган принимал.

Равно как указанный орган не мог обладать сведениями об ином адресе, предназначенном для направления ФИО1 почтовой корреспонденции. Доказательства обращения в отделение почтовой связи с заявлением о переадресации поступающей почтовой корреспонденции (например, отрывной талон от такого заявления о принятии этого заявления с подписью работника службы почтовой связи) ФИО1 не представлены. В этой части судья также отмечает, что почтовые отправления разряда «судебное», направлявшиеся ФИО1 в рамках рассмотрения настоящей жалобы в отделение почтовой связи 183038, в другое отделение почтовой связи не пересылались, а вернулись из данного отделения почтовой связи по причине истечения срока хранения. Кроме этого, суд принимает во внимание, что и адрес: <адрес> имеют привязку к одному отделению почтовой связи 183038 и переадресации не требуют.

Доводы ФИО1 о том, что в отделении почтовой связи 183038 работа с почтовой корреспонденцией не организована, ничем не подтверждены.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ФИО1 в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции пункта 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении коллегиальным органом допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут изменение либо отмену обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1

статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Мурманска

решил:

постановление административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск от 22 октября

2019 года о назначении ФИО1 административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 6 июня 2003 года

№ 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях», оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Мурманский областной суд.

Судья М. Ю. Завражнов